Дороги и транспорт Москва кольцевая подробности Тринадцать часов пробок и триллион рублей на постройку. Чем известны транспортные кольца Москвы и сколько их на самом деле

Тринадцать часов пробок и триллион рублей на постройку. Чем известны транспортные кольца Москвы и сколько их на самом деле

Мы собрали нетривиальные факты об автомобильных «кругах ада» в карточках

В этом материале мы рассказываем, какими транспортными кольцами окружена Москва и чем они примечательны

Еще со школьной скамьи мы знаем, что Москва имеет выгодное торгово-экономическое расположение. Именно поэтому город нужно было окружить крепостями, которые могли бы обеспечить его защиту. Границы златоглавой отодвигали много раз, потому что она вбирала в себя всё больше территорий, становясь круглой.

Со временем необходимость защищать город отпала, но возникла другая — обеспечить жителей хорошими дорогами, которые могли бы разгрузить местный трафик. Все оборонительные сооружения столицы переделали под развязки и магистрали, по которым каждый день ездят тысячи автомобилистов.

Всего столицу окружает 8 колец

В этом материале MSK1.RU рассказывает, какими транспортными кольцами окружена Москва и зачем они нужны.

  1. Кольцо или все-таки подкова?
  2. Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо
  3. Трижды окольцована?
  4. МКАД или «дорога смерти»?
  5. Транспортный узел или оборонный комплекс?
  6. Всем кольцам кольцо 
  7. Платный аналог МКАД
  8. Как похорошело Четвертое транспортное кольцо при Собянине
  9. Что еще почитать
1

Кольцо или все-таки подкова?

Бульварное кольцо проходит в самом центре Москвы и имеет форму подковы. Оно соединило десять бульваров и тринадцать площадей столицы в единый маршрут. Его длина составляет всего девять километров, зато в день по нему проезжает примерно 22 тысячи автомобилистов.

С древних времен здесь располагались оборонительные сооружения с белокаменными стенами. К XVIII веку Москва сильно разрослась, и стены крепости утратили первоначальное значение. Правившая тогда Екатерина II повелела высадить здесь деревья и проложить аллеи, а взамен военных сооружений разбить площади. Но первый и самый длинный бульвар — Тверской — построили уже после ее смерти.

Так выглядит Бульварное кольцо на карте

Общественный транспорт появился на Бульварном кольце лишь в 1887 году — тогда это была конно-железная дорога. А уже в XX веке по «подкове» пошли трамваи. Самый известный из них, под номером «А», местные ласково прозвали «Аннушкой».

Примечательно, что во времена СССР «подкову» планировали превратить в кольцо. Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости.

Несмотря на большой транспортный поток, этот маршрут в умах москвичей и гостей столицы ассоциируется с пешими прогулками. Некоторые даже называют его главным променадом Москвы. С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Длина Бульварного кольца — всего девять километров, зато в день по нему проезжает примерно 22 тысячи автомобилистов
2

Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо

Так спели об этой части столицы Сергей и Татьяна Никитины в фильме «Москва слезам не верит». Сейчас Садовое кольцо — один из крупнейших транспортных узлов столицы. По нему ежедневно проходит около 400 тысяч машин. Причем длина кольца составляет всего 15,6 км.

Как и Бульварное, это кольцо было оборонительным рубежом. В конце XVI века здесь проходила граница города. Чтобы защититься от набегов крымских татар, Борис Годунов распорядился укрепить Садовое — насыпать валы, сверху поставить дубовые стены с башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его водой. Впоследствии это сооружение было не раз сожжено и разрушено.

В 1816 году остатки вала предложили снести, а ров — засыпать. На их месте власти решили создать широкую кольцевую улицу, вдоль которой будут расположены сады. Отсюда и пошло название этого кольца.

Сейчас от былого величия мало что осталось. В 1930-х годах Садовое кольцо заасфальтировали, а потом лишили почти всех палисадников, чтобы расширить проезжую часть. Транспортная нагрузка продолжала увеличиваться, и довольно скоро пришлось выкручиваться — сооружать подземные тоннели и переходы. Благодаря этой реформе, мы знаем Садовое кольцо таким, какое оно сейчас.

Вот так выглядит пробка в 10 баллов на Садовом кольце
3

Трижды окольцована?

Третье транспортное кольцо (ТТК) запустилось относительно недавно — в 2003 году, но уже стало важной автомобильной артерией города. Впервые власти заговорили о создании такой магистрали в 1970-х годах, поскольку Садовое кольцо не справлялось с транспортным потоком расширяющейся Москвы. К реализации проекта приступили уже при Юрии Лужкове.

Общая протяженность этого кольца составляет 35 километров, из них около 19 километров — эстакады и примерно 5 километров — тоннели. На ТТК расположены 17 транспортных развязок. Здесь нет пешеходных переходов и пересечений с другими дорогами на одной высоте — эта мера должна была обеспечить непрерывное скоростное движение по трассе.

К сожалению, ТТК так и не стало спасением для горожан. Оно действительно оттянуло на себя часть автомобильного потока, но пробки там образовывались еще быстрее, чем на Садовом. Причем по 8–10 баллов. В итоге город снова встал.

4

МКАД или «дорога смерти»?

Это кольцевая дорога, на которой нет ни одного светофора или пересечений с другими трассами на одной высоте. Движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении, длина этой магистрали около 100 километров. А за сутки по МКАД проезжает больше миллиона машин.

Идея создать вокруг Москвы большую кольцевую дорогу пришла властям в конце 1930-х годов. Ее необходимость остро ощущалась и во время Великой Отечественной войны. Когда враг был на подходе к городу, пришлось экстренно прокладывать несколько пересекающихся друг с другом дорог, которые на карте напоминали окружность. Но этот проект — не стал основой МКАД.

К воплощению давней задумки Моссовет приступил в 1956 году, а через шесть лет по МКАД уже можно было проехаться на машине. Но к концу 90-х количество машин в Москве стало настолько велико, что кольцо оказалось слишком тесным, и скорость потока автомобилей составляла всего 35–40 км/ч.

МКАД стал первым масштабным проектом мэра Юрия Лужкова. В самом начале карьеры градоначальника он сделал ставку на личный транспорт. Жители столицы это оценили, даже несмотря на неоднократные скандалы, связанные с коррупцией. Например, во время строительства МКАД бесследно «исчезли» 256 миллиардов рублей (сумма до деноминации).

Со строительством МКАД связано много скандалов, однако за удобные дороги москвичи готовы простить Лужкову почти всё

Магистраль и по сей день остается одной из важнейших дорог в столице (и даже является ее негласным символом), поэтому за реконструкцию МКАД москвичи готовы были простить что угодно — даже асфальтовые обочины. После завершения работ они с каждой стороны оказались на 10 сантиметров уже, чем было заявлено в плане. Но это не вызвало протестов, а превратилось в локальные шутки о том, что Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД». После реконструкции этого пятиполосного гиганта прозвали «дорогой смерти» из-за большого количества аварий с летальным исходом.

Самая большая пробка на этом кольце была зафиксирована 15 мая 2008 года, поток машин растянулся на 68 км. Тогда внутренняя сторона кольца стояла с 11 утра до полуночи.

МКАД продолжают совершенствовать и по сей день, но проблему пробок и большого количества смертей это так и не решило.

5

Транспортный узел или оборонный комплекс?

Московское малое кольцо (ММК) также называют Первая или Малая бетонка в честь материала, из которого она строилась. Дорога проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы и другие подмосковные города. Кольцо растянулось на 347 километров. Ежедневно по нему проезжает до 25 тысяч машин.

Малая бетонка была построена в 1960-х годах для военных целей. Именно по ней добирались до «Золотого кольца» ПВО. Ракеты были спрятаны за кронами деревьев в лесах, окружающих дорогу. Вероятно, из-за этого до 1988 года на картах и дорожных атласах эту трассу никак не обозначали.

Несмотря на статус секретности, горожане быстро прознали об удобной дороге. Уже в 1980-х Московское малое кольцо было открыто для общего пользования. Конечно, трассу заасфальтировали, но в умах многих москвичей она так и осталась «бетонкой».

Сейчас ММК выполняет роль бесплатного дублера еще одного кольца — ЦКАД.

Сейчас Малая бетонка — одна из крупнейших областных трасс. Это кольцо растянулось на 347 километров
6

Всем кольцам кольцо 

Московское большое кольцо (МБК) — один из крупнейших транспортных узлов в Центральной части России. Эта трасса проходит сразу в трех областях — Московской, Калужской и Владимирской. Общая протяженность дороги составляет 547 км. МБК позволяет объехать другие, более загруженные, кольца столицы. В сутки по нему проезжает до 20 тысяч автомобилей.

Как и предыдущее кольцо, его построили для обороны Москвы. В прошлом веке здесь располагался внешний контур ПВО. Для того чтобы трасса выдерживала многотонные ракетные тягачи, на нее укладывали бетонные плиты в несколько слоев. В народе ее прозвали «Большой бетонкой».

Большая бетонка проходит сразу через три региона — Московскую, Калужскую и Владимирскую области
7

Платный аналог МКАД

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) открылась в 2021 году. Ее построили, чтобы перенаправить потоки машин в обход Москвы. По сути, это платный дублер Малой и Большой бетонок. Проехаться по этой автомагистрали вам обойдется в почти пять рублей за километр.

На всем протяжении ЦКАД есть и световые электронные табло, и обычные дорожные знаки. Первые показывают ближайшие съезды с трассы, зоны отдыха, заправки. А вторые отображают ограничение скорости, дают подсказки водителям и предупреждают о ситуации на дороге.

В начале нулевых стало понятно, что пропускная способность МКАД, МБК и ММК значительно ухудшилась из-за возросшего количества автолюбителей. Тогда же власти решили проложить новое кольцо, чтобы разгрузить построенные ранее трассы. К созданию ЦКАД приступили только в 2016 году и закончили два года назад. Всего на строительство этого кольца потратили 341,2 млрд рублей. Как отмечает Автодор, большая часть средств пошла на выкуп земель.

Кроме того, в 2025 году власти планируют усовершенствовать ЦКАД, добавив дополнительный «отросток» дороги — второй пусковой комплекс. Он будет отходить от западной части кольца неподалеку от Троицка, пересечет Киевское, Новорижское и Ленинградское шоссе и закончится у Большого кольца восточнее Клина. После этого длина ЦКАД составит 530 км.

ЦКАД — платная дорога, которая позволяет разгрузить МКАД, Малую и Большую бетонки
8

Как похорошело Четвертое транспортное кольцо при Собянине

Сделать кольцевую дорогу между ТТК и МКАД хотели еще во времена Юрия Лужкова, но тогда на такую мегастройку не хватило денег. Московские власти халатно подошли к вопросу резервирования земель, и итоговый чек на Четвертое транспортное кольцо (ЧТК) составил около триллиона рублей.

Когда Сергей Собянин стал мэром, он отказался от этого затратного проекта. Вместо ЧТК было принято решение строить три хорды — Северо-Западную, Северо-Восточную, Юго-Восточную — и Южную рокаду, которые смогут объединиться в кольцо.

По словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, протяженность Хордового кольца составит 133 км с учетом подъездных путей и выходов на вылетные магистрали. На объекте запланировано 185 мостов, тоннелей и эстакад. Причем обойдется эта «роскошь» всего 630 миллиардов рублей.

В настоящее время отдельные участки хордового кольца готовы, другие — находятся в фазе проектирования и активного строительства. Сдача объекта планируется в 2023–2024 году.

Так выглядит Северо-Восточная хорда — часть нового кольца, которое планируется замкнуть в 2023–2024 году

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Рекомендуем