Еще со школьной скамьи мы знаем, что Москва имеет выгодное торгово-экономическое расположение. Именно поэтому город нужно было окружить крепостями, которые могли бы обеспечить его защиту. Границы златоглавой отодвигали много раз, потому что она вбирала в себя всё больше территорий, становясь круглой.
Со временем необходимость защищать город отпала, но возникла другая — обеспечить жителей хорошими дорогами, которые могли бы разгрузить местный трафик. Все оборонительные сооружения столицы переделали под развязки и магистрали, по которым каждый день ездят тысячи автомобилистов.
В этом материале MSK1.RU рассказывает, какими транспортными кольцами окружена Москва и зачем они нужны.
- Кольцо или все-таки подкова?
- Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо
- Трижды окольцована?
- МКАД или «дорога смерти»?
- Транспортный узел или оборонный комплекс?
- Всем кольцам кольцо
- Платный аналог МКАД
- Как похорошело Четвертое транспортное кольцо при Собянине
- Что еще почитать
Кольцо или все-таки подкова?
Бульварное кольцо проходит в самом центре Москвы и имеет форму подковы. Оно соединило десять бульваров и тринадцать площадей столицы в единый маршрут. Его длина составляет всего девять километров, зато в день по нему проезжает примерно 22 тысячи автомобилистов.
С древних времен здесь располагались оборонительные сооружения с белокаменными стенами. К XVIII веку Москва сильно разрослась, и стены крепости утратили первоначальное значение. Правившая тогда Екатерина II повелела высадить здесь деревья и проложить аллеи, а взамен военных сооружений разбить площади. Но первый и самый длинный бульвар — Тверской — построили уже после ее смерти.
Общественный транспорт появился на Бульварном кольце лишь в 1887 году — тогда это была конно-железная дорога. А уже в XX веке по «подкове» пошли трамваи. Самый известный из них, под номером «А», местные ласково прозвали «Аннушкой».
Примечательно, что во времена СССР «подкову» планировали превратить в кольцо. Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости.
Несмотря на большой транспортный поток, этот маршрут в умах москвичей и гостей столицы ассоциируется с пешими прогулками. Некоторые даже называют его главным променадом Москвы. С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.
Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо
Так спели об этой части столицы Сергей и Татьяна Никитины в фильме «Москва слезам не верит». Сейчас Садовое кольцо — один из крупнейших транспортных узлов столицы. По нему ежедневно проходит около 400 тысяч машин. Причем длина кольца составляет всего 15,6 км.
Как и Бульварное, это кольцо было оборонительным рубежом. В конце XVI века здесь проходила граница города. Чтобы защититься от набегов крымских татар, Борис Годунов распорядился укрепить Садовое — насыпать валы, сверху поставить дубовые стены с башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его водой. Впоследствии это сооружение было не раз сожжено и разрушено.
В 1816 году остатки вала предложили снести, а ров — засыпать. На их месте власти решили создать широкую кольцевую улицу, вдоль которой будут расположены сады. Отсюда и пошло название этого кольца.
Сейчас от былого величия мало что осталось. В 1930-х годах Садовое кольцо заасфальтировали, а потом лишили почти всех палисадников, чтобы расширить проезжую часть. Транспортная нагрузка продолжала увеличиваться, и довольно скоро пришлось выкручиваться — сооружать подземные тоннели и переходы. Благодаря этой реформе, мы знаем Садовое кольцо таким, какое оно сейчас.
Трижды окольцована?
Третье транспортное кольцо (ТТК) запустилось относительно недавно — в 2003 году, но уже стало важной автомобильной артерией города. Впервые власти заговорили о создании такой магистрали в 1970-х годах, поскольку Садовое кольцо не справлялось с транспортным потоком расширяющейся Москвы. К реализации проекта приступили уже при Юрии Лужкове.
Общая протяженность этого кольца составляет 35 километров, из них около 19 километров — эстакады и примерно 5 километров — тоннели. На ТТК расположены 17 транспортных развязок. Здесь нет пешеходных переходов и пересечений с другими дорогами на одной высоте — эта мера должна была обеспечить непрерывное скоростное движение по трассе.
К сожалению, ТТК так и не стало спасением для горожан. Оно действительно оттянуло на себя часть автомобильного потока, но пробки там образовывались еще быстрее, чем на Садовом. Причем по 8–10 баллов. В итоге город снова встал.
МКАД или «дорога смерти»?
Это кольцевая дорога, на которой нет ни одного светофора или пересечений с другими трассами на одной высоте. Движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении, длина этой магистрали около 100 километров. А за сутки по МКАД проезжает больше миллиона машин.
Идея создать вокруг Москвы большую кольцевую дорогу пришла властям в конце 1930-х годов. Ее необходимость остро ощущалась и во время Великой Отечественной войны. Когда враг был на подходе к городу, пришлось экстренно прокладывать несколько пересекающихся друг с другом дорог, которые на карте напоминали окружность. Но этот проект — не стал основой МКАД.
К воплощению давней задумки Моссовет приступил в 1956 году, а через шесть лет по МКАД уже можно было проехаться на машине. Но к концу 90-х количество машин в Москве стало настолько велико, что кольцо оказалось слишком тесным, и скорость потока автомобилей составляла всего 35–40 км/ч.
МКАД стал первым масштабным проектом мэра Юрия Лужкова. В самом начале карьеры градоначальника он сделал ставку на личный транспорт. Жители столицы это оценили, даже несмотря на неоднократные скандалы, связанные с коррупцией. Например, во время строительства МКАД бесследно «исчезли» 256 миллиардов рублей (сумма до деноминации).
Магистраль и по сей день остается одной из важнейших дорог в столице (и даже является ее негласным символом), поэтому за реконструкцию МКАД москвичи готовы были простить что угодно — даже асфальтовые обочины. После завершения работ они с каждой стороны оказались на 10 сантиметров уже, чем было заявлено в плане. Но это не вызвало протестов, а превратилось в локальные шутки о том, что Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД». После реконструкции этого пятиполосного гиганта прозвали «дорогой смерти» из-за большого количества аварий с летальным исходом.
Самая большая пробка на этом кольце была зафиксирована 15 мая 2008 года, поток машин растянулся на 68 км. Тогда внутренняя сторона кольца стояла с 11 утра до полуночи.
МКАД продолжают совершенствовать и по сей день, но проблему пробок и большого количества смертей это так и не решило.
Транспортный узел или оборонный комплекс?
Московское малое кольцо (ММК) также называют Первая или Малая бетонка в честь материала, из которого она строилась. Дорога проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы и другие подмосковные города. Кольцо растянулось на 347 километров. Ежедневно по нему проезжает до 25 тысяч машин.
Малая бетонка была построена в 1960-х годах для военных целей. Именно по ней добирались до «Золотого кольца» ПВО. Ракеты были спрятаны за кронами деревьев в лесах, окружающих дорогу. Вероятно, из-за этого до 1988 года на картах и дорожных атласах эту трассу никак не обозначали.
Несмотря на статус секретности, горожане быстро прознали об удобной дороге. Уже в 1980-х Московское малое кольцо было открыто для общего пользования. Конечно, трассу заасфальтировали, но в умах многих москвичей она так и осталась «бетонкой».
Сейчас ММК выполняет роль бесплатного дублера еще одного кольца — ЦКАД.
Всем кольцам кольцо
Московское большое кольцо (МБК) — один из крупнейших транспортных узлов в Центральной части России. Эта трасса проходит сразу в трех областях — Московской, Калужской и Владимирской. Общая протяженность дороги составляет 547 км. МБК позволяет объехать другие, более загруженные, кольца столицы. В сутки по нему проезжает до 20 тысяч автомобилей.
Как и предыдущее кольцо, его построили для обороны Москвы. В прошлом веке здесь располагался внешний контур ПВО. Для того чтобы трасса выдерживала многотонные ракетные тягачи, на нее укладывали бетонные плиты в несколько слоев. В народе ее прозвали «Большой бетонкой».
Платный аналог МКАД
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) открылась в 2021 году. Ее построили, чтобы перенаправить потоки машин в обход Москвы. По сути, это платный дублер Малой и Большой бетонок. Проехаться по этой автомагистрали вам обойдется в почти пять рублей за километр.
На всем протяжении ЦКАД есть и световые электронные табло, и обычные дорожные знаки. Первые показывают ближайшие съезды с трассы, зоны отдыха, заправки. А вторые отображают ограничение скорости, дают подсказки водителям и предупреждают о ситуации на дороге.
В начале нулевых стало понятно, что пропускная способность МКАД, МБК и ММК значительно ухудшилась из-за возросшего количества автолюбителей. Тогда же власти решили проложить новое кольцо, чтобы разгрузить построенные ранее трассы. К созданию ЦКАД приступили только в 2016 году и закончили два года назад. Всего на строительство этого кольца потратили 341,2 млрд рублей. Как отмечает Автодор, большая часть средств пошла на выкуп земель.
Кроме того, в 2025 году власти планируют усовершенствовать ЦКАД, добавив дополнительный «отросток» дороги — второй пусковой комплекс. Он будет отходить от западной части кольца неподалеку от Троицка, пересечет Киевское, Новорижское и Ленинградское шоссе и закончится у Большого кольца восточнее Клина. После этого длина ЦКАД составит 530 км.
Как похорошело Четвертое транспортное кольцо при Собянине
Сделать кольцевую дорогу между ТТК и МКАД хотели еще во времена Юрия Лужкова, но тогда на такую мегастройку не хватило денег. Московские власти халатно подошли к вопросу резервирования земель, и итоговый чек на Четвертое транспортное кольцо (ЧТК) составил около триллиона рублей.
Когда Сергей Собянин стал мэром, он отказался от этого затратного проекта. Вместо ЧТК было принято решение строить три хорды — Северо-Западную, Северо-Восточную, Юго-Восточную — и Южную рокаду, которые смогут объединиться в кольцо.
По словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, протяженность Хордового кольца составит 133 км с учетом подъездных путей и выходов на вылетные магистрали. На объекте запланировано 185 мостов, тоннелей и эстакад. Причем обойдется эта «роскошь» всего 630 миллиардов рублей.
В настоящее время отдельные участки хордового кольца готовы, другие — находятся в фазе проектирования и активного строительства. Сдача объекта планируется в 2023–2024 году.
Что еще почитать
Огромные деньги превратились в разруху. Как роскошная станция московского метро стала полуразрушенным депо.
Пассажирам вход воспрещен. Что творится на работающей станции посреди самого длинного перегона московского метро.
Человек-клаксон, люди с «платными поворотниками» и просто хамы. Колонка москвички — о типах водителей, которые ее бесят.
«Мало вам было МЦК, МЦД и МСД?» Редактор MSK1.RU — об ошибках собянинской мэрии в развитии транспорта.
Один день с патрулем. Корреспондент MSK1.RU внедрился в бригаду ЦОДД и узнал, чем они занимаются.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».