В последние годы метро в Москве развивается бешеными темпами. Несколько месяцев назад власти запустили новые станции БКЛ, среди которых «Варшавская», «Каширская», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Также открылись новые станции на желтой и салатовой ветках. А около полугода назад закончили реконструкцию Замоскворецкой линии. И на всё это, конечно, требуются деньги. И немалые.
— Содержание московской подземки обходится в два раза дороже всех остальных метро в России, — сообщил MSK1.RU эксперт проекта «Контур.Торги» Василий Данильчик, который проанализировал закупки российских метрополитенов.
Только представьте — за последние пять лет Московский метрополитен потратил из бюджета 863 миллиарда рублей.
— В 2020 году московское метро заключило контракт на 217 миллиардов рублей на поставку новых вагонов, — уточнил Василий Данильчик. — Сейчас идет последний этап поставки: до конца 2023 года на линии должны выйти 11 новых подвижных составов.
«Могу с уверенностью утверждать, что с подобным бюджетом можно купить практически любой дом в Москве, проект или заявиться на рынке как девелопер»
Тратить деньги руководство столичной подземки научилось хорошо. По итогам 2022 года Московский метрополитен попал в рейтинг Forbes самых убыточных компаний России.
— Последний раз Московский метрополитен получил чистую прибыль в 2016 году — тогда она составила 478 миллионов рублей, — сообщил Forbes. — С тех пор каждый год предприятие фиксирует убыток. В 2022 году их убыток равнялся 31,6 миллиарда рублей. Почему у предприятия убытки? Выручки Московского метрополитена не хватает даже на покрытие затрат по себестоимости, что связано как с заниженными тарифами на проезд, так и с большим количеством пассажиров, пользующихся льготным проездом.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков заявил, что такие траты — это «до хрена даже для Москвы», но уточнил, что действительно с нынешними тарифами содержать метрополитен и получать прибыль сложно, даже с учетом огромного пассажиропотока.
— Кроме того, в последнее время у Мосметро появилось множество инвестиционных трат: строительство новых линий и станций, а также покупка новых поездов, — уточнил эксперт. — То есть мы вкладываем деньги сейчас, а работать это будет потом еще долгие годы, тогда затраты минимизируются.
«Главная проблема Москвы не в том, что на общественный транспорт уходит много денег, а в бесполезных проектах, которые притягивают больше автомобилей»
А как у других?
С прошлого года Петербургский метрополитен также обновляет свой подвижной состав. В сентябре 2022 года они заключили контракт на 242 миллиарда рублей. А за пять последних лет в Санкт-Петербурге на развитие подземки взяли из бюджета 377,5 миллиарда рублей.
Сумма закупок казанского метрополитена за прошедшие пять лет выше затрат нижегородского метрополитена на 2,5 миллиарда рублей — (7,67 и 5,11 миллиарда рублей). Хотя нижегородская подземка на 4 километра длиннее, а количество станций на 4 больше казанской.
Последним в списке по затратам стал новосибирский метрополитен. За пять лет на содержание метро, ремонт и обслуживание вагонов заказчик потратил 2,8 миллиарда рублей. Хотя, по сравнению с екатеринбургским (3,73 миллиарда рублей) и самарским (3,07 миллиарда рублей) метрополитенами, станций у него больше, а железнодорожное полотно протяженнее.
Напомним, всего в 2023 году власти выделили из бюджета 915 миллиардов рублей на развитие транспорта. Это самая большая строка расходов. Ранее мы уже рассказывали, на что чиновники берут деньги из казны.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».