Власти Москвы каждый год отчитываются о невероятных планах по строительству, модернизации и продлению столичной подземки. С каждым годом станций и электродепо становится всё больше. Некоторые ветки давно уже вышли за границы города. И смотря на всё это многообразие, некоторые пассажиры перестали понимать, куда им идти и как вообще ориентироваться в вестибюлях и на платформах.
«Нужна полная перестройка»
Чтобы понять, почему в метро так непонятно и как помочь заблудившимся пассажирам, корреспондент MSK1.RU поговорила с транспортными экспертами и урбанистами.
— Когда строили переходы между станциями, не было задачи сделать их короткими и понятными. Теперь, чтобы это исправить, нужна их полная перестройка, а в некоторых местах — перенос станций, что будет довольно дорого. Например, длина перехода с «Охотного ряда» через «Театральную» до «Площади Революции» составляет 400 метров. По прямой между этими станциями 200 метров, — считает урбанист Александр Багно.
«Чтобы сократить длину, потребуется строительство нового прямого перехода без поворотов»
По словам эксперта, самый необычный переход в московском метро — между станциями «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина». Он с обеих станций начинается двумя тоннелями, которые в середине сходятся в один. Но его можно было бы изменить.
— Тут можно немного упростить схему, если один из переходов с «Александровского сада» прорыть до «Арбатской», — рассказывает урбанист. — А вот со вторым тоннелем с «Библиотеки имени Ленина» к «Александровскому саду» будет сложно что-то сделать. Поможет только его полная перестройка с ликвидацией пересечения с тоннелем с «Библиотеки имени Ленина» к «Арбатской».
Есть претензии у пассажиров подземки и к станции «Выставочная». Там находится пересадка на БКЛ, а также на желтую и голубую ветки.
— А вот при строительстве станции «Выставочная» для нее было выбрано не очень удачное расположение. Под «Афимоллом» проходят три линии параллельно друг другу. Если бы «Выставочную» сделали на том же уровне, что и обе станции «Деловой центр», проблемы бы не было, — делится эксперт.
«Построить станции к красивой дате»
По словам транспортного эксперта Владислава Булгакова, когда строили станции в советские времена, проектировщики и предположить не могли, что метро разрастется до сегодняшних масштабов. Поэтому тогда и не думали ничего менять, а сейчас это сделать уже технически невозможно.
— Единственный способ сделать это максимально удобным — буквально полное переустройство всех станций. Это бы не стали организовывать, понимая, какую роль в Москве играет метрополитен. Если говорить о новых станциях, здесь играет роль спешка из-за желания построить станции к сроку и красивой дате, — рассказал Владислав Булгаков.
«Те же эскалаторы или траволаторы, которые могли бы сделать пересадку удобнее, ставят далеко не везде»
Необычный переход в московском метро, по словам транспортного эксперта, находится на проспекте Вернадского.
— Пересадка практически проходит над землей. И в этом месте четко показано, что для стройкомплекса Москвы главная задача — построить как можно быстрее, — считает эксперт. — А вот насчет удобства подумаем потом. Если мы говорим о соединениях старых станций, то там мало возможностей сделать пересадки удобными и комфортными. Именно поэтому расположены длинные тоннели, подъемы и спуски.
А вот как рассказывает Павел Яблоков, главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России», строительство сложных транспортных объектов — это всегда компромисс между трудностями при возведении станций, деньгами и удобством пассажиров.
— Нередко баланс смещается в сторону строительных интересов, оставляя запросы пассажиров на последнем месте. Часть решений продиктована сложными геологическими условиями либо, что особенно актуально в центре города, насыщенностью подземными коммуникациями. По этой причине наиболее прямые и удобные для пассажиров решения могут оказаться гораздо более сложными (если вообще возможными), долгими и дорогостоящими в реализации, — объясняет транспортный эксперт.
Пересадки на МЦД — новые проблемы?
По словам Павла Яблокова, пересадки на станциях «Охотный ряд» — «Площадь Революции» — «Театральная» были построены еще в 30-е годы прошлого века, а в 70-е там проложили дополнительные пешеходные тоннели. Может быть, пассажирам кажется, что это неудобный переход. Но именно здесь нет «пробок» и конфликтов со встречным потоком.
— Например, на пересадочном узле «Выставочная» — «Деловой центр» три подземные станции метро расположены компактно, что обусловлено закладкой заделов под них еще на «котлованной стадии строительства «Москвы-Сити», — объясняет транспортный эксперт.
«Перейти на станцию МЦК "Деловой центр" и выбраться на поверхность — целый квест, проходимый, впрочем, вне территории метро и железной дороги»
По словам эксперта, многие центральные пересадки, включая узел «Арбатская» — «Боровицкая» — «Александровский сад» — «Библиотека имени Ленина», неудобны для пассажиров не по той причине, что они плохо сконструированы, а из-за избыточной нагрузки, что выливается в очереди перед эскалаторами или скопление пассажиров на платформе в ожидании поездов.
— Для их разгрузки строятся дополнительные линии, берущие на себя часть нагрузки — в прошлом году замкнулась Большая Кольцевая линия и открылись третий и четвертый Московские центральные диаметры — D3 и D4, — уточняет Яблоков. — Но хотя кольцо замкнулось, а диаметры поехали, некоторые пересадки сделаны по временной схеме: на «Авиамоторной», «Электрозаводской» и «Текстильщиках» на БКЛ пока с радиальных линий метро ведут наземные пересадки, и из-за этого часть пересадочного потока пока нагружает совсем другие узлы.
Могли исправить при строительстве?
Как объясняет транспортный эксперт, закладка неудобств использования пассажирской инфраструктуры порой начинается еще при реализации строительства станций: многие объекты сдаются без предусмотренных на ранних этапах проектирования дополнительных входов, и впоследствии такая ситуация остается на долгое время.
— Из недавних примеров — станция метро «Давыдково» БКЛ реализована без выходов на восточную сторону Аминьевского шоссе: вместо подземного перехода, встроенного в вестибюль метро, пассажиры получили наземный светофорный переход, не добавляющий удобства ни им, ни автомобилистам.
«Даже если у строящейся станции метро расположен подземный переход, не всегда даже он интегрируется в систему выходов»
Если на «Улице Академика Янгеля», открытой уже почти четверть века назад, старый переход под Варшавским шоссе подключили к одному из вестибюлей метро, то в прошлом году станция «Физтех» открылась без интеграции с подземным переходом под Дмитровским шоссе, — объясняет эксперт.
Кроме того, как утверждает Павел Яблоков, попытка совместить вертикальные лифты и спускающиеся под наклоном эскалаторы и лестницы примерно в одном пространстве привела к тому, что у новых станций выходы располагаются ближе друг к другу, как правило, над самой станцией, а не уходят максимально далеко от нее в противоположные стороны.
— Для строителей это экономия занимаемого стройкой пространства, меньше земляных работ. А для пассажиров — дополнительные неудобства на протяжении десятилетий: разброс выходов на поверхности оказывается меньше на 100–300 метров, — добавляет транспортный эксперт.
Ранее MSK1.RU рассказывал, какие станции московского метро планируют открыть в ближайшие 10 лет. Мы также писали, когда новые поезда «Москва-2024» могут поехать по зеленой ветке метро.
Прочитайте наш репортаж с подмосковного завода «Метровагонмаш», на котором собирают новые вагоны для столичной подземки.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».