![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/38/af/8a38af7a4aa80b79d49b1ad0e1a7cdf7/656x438_1:5553_6acf763306e68fefb6fad35c459557cd@3000x2000_0xb62wgdbA_0618500431860868496.jpg.webp)
Мы уже рассказывали, как в столице собирают автомобили «Москвич-3». В этот раз корреспонденты MSK1.RU отправились в подмосковные Мытищи, на завод «Метровагонмаш», чтобы увидеть, как производят современные поезда для метро «Москва-2020».
Расположен «Метровагонмаш» прямо рядом с железнодорожной веткой, по которой ходят электрички. Для него это необходимость — собранные поезда метро по этим же путям попадают в столичную подземку. А на территории предприятия под одной крышей стоят несколько производственных цехов.
Рядом с ними под открытым небом в ряд стоят уже собранные вагоны будущего поезда «Москва-2020».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/5d/0f/e55d0f38466c55ae0b8cbb5bf3f6032e/656x438_1:5553_3e559a93dd44257654b62746e641cb2d@3000x2000_0x6C62KK70_7197476600434972614.jpg.webp)
Перемещают их туда на специальном трансбордере (специальная подвижная платформа с рельсами, для перемещения вагонов. — Прим. ред.). Из цеха на нее выкатывают вагон, а после передвигают к свободному месту, где он ждет соединения с другими частями поезда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/22/92/4022927d91749c04a1173ed4a6bf351c/656x438_1:5553_6609a02ea0bb694c35c7dc4bd85fd242@3000x2000_0xMkIP5vOQ_5570729340736985033.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/4f/5d/fc4f5d9cfcf7b6442af518c20be598ab/656x438_1:5553_a75cebdcb736361989c77aae8095ebbb@3000x2000_0xglNNM8GU_7985491966451608471.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/8d/5f/2c8d5f1ef26c051f4d3b2e8a11f15f50/656x438_1:5553_6f86682ff521aaf48459f1000d39aa20@3000x2000_0xbzWGR8Q8_0861651555475207532.jpg.webp)
Цех заготовки
В этот цех приходят цельные материалы, например листы стали или прорезиненной фанеры. Из них с помощью специальных станков вырезают детали нужной формы. Здесь же установлен роботизированный комплекс для сварки каркасов боковин вагона.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/00/99/f500998ad6b1d360d8d771662a31c20d/656x438_1:5553_b2cca6d59f6aa5cbaa4ffd16bcdae9b6@3000x2000_0x0EVCzr3S_6086764699542630603.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/66/a2/eb/66a2eb47fe547eaa89adefb48f24de48/656x438_1:5553_11c8f63dc22e940a4c2b2242bc6b7361@3000x2000_0xpcpgT0Wg_2451564889822488311.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/33/bd/6b33bd97ad352e5a7186ffcdf3a32828/656x438_1:5553_d552cd55f3d0ccf41d304f1ba6375c26@3000x2000_0x3GpP06cH_7275206275680415618.jpg.webp)
После того как металлические детали вырезали по размерам, их передают следующему мастеру. Там им придают нужную форму.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/80/5f/fe/805ffe12de765370bc576c8817b6edcb/656x438_1:5553_9a752cdc739922d07ecd68fa2b9d79ab@3000x2000_0xk5I4lA3u_4922991533355777045.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/8a/5a/fb8a5a845d168a6ae7bb3c0de0968826/656x438_1:5553_ab585daf3f2aa1916568720a9facee26@3000x2000_0xGdgCG6Qm_0121010888158869416.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/26/19/f4/2619f4b0fea8f2f8eccebb743915083a/656x438_1:5553_9f4ff4aef0b6ab925c417e72b89f3c17@3000x2000_0xxziuDBai_7020325968885435982.jpg.webp)
Чуть дальше в цеху пахнет опилками. Там на станке вырезают прорезиненную фанеру. Она, например, используется для сборки пола. Станок аккуратными линиями проходится фрезой по материалу несколько раз.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/70/58/60/705860b5f8ce81c9ad30609c4dab373d/656x438_1:5553_454f4933a49aea27cdcf1f2450331025@3000x2000_0xit4NFJzS_0822836689131130277.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/47/60/6b47600f52c5873fe9d79096358f5704/656x438_1:5553_7c12a8faecda63764a662c578807eb4c@3000x2000_0x0nGIFhNz_8871039810783284189.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/1d/02/ae1d02a505a7eaa6b84b8e04699135ae/656x438_1:5553_53d944b0765a618831cf32fb6e1f6b3d@3000x2000_0xgfWsoYuA_2818933686391504229.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/fb/84/2ffb84e88ce580aa0befefdf761510cb/656x438_1:5553_ea042c77c4e36449e80338648a2215f4@3000x2000_0xjkf1IKcS_6643235091145109491.jpg.webp)
Все схемы уже заложены в станок. Рабочие только выбирают нужную и внимательно следят за процессом: подачей материала и результатом на выходе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/92/46/e4/9246e488c0cdf6166f763a38ce816c3a/656x438_1:5553_d6b96baf715b317695f985277e4b2757@3000x2000_0xH39sc7sN_0590517982309497180.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/51/91/a1519180deead6c54db9f3ec582a296c/656x438_1:5553_44d308161581a9d09e7f6e2f7f601701@3000x2000_0xSIakO3Eg_0551395003451702741.jpg.webp)
Сварочный цех
Сюда поступают уже подготовленные к сборке вагона и сварке его кузова детали. В одной части цеха варят крышу, в другой — боковины. А в третьей все их соединяют в единую конструкцию.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/4e/8e/044e8e49f673d263ef5a3be68e2b638c/656x438_1:5553_f4194c4927a9eec213a73b33e8752a01@3000x2000_0x8ZIVMjIY_7552929177413292569.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/21/e8/7f21e817daa2f95c1d675683ba469e3c/656x438_1:5553_ed950f00be0308ac9bca7c7e00d811f9@3000x2000_0xUT33OGTS_4627318884071647605.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/4b/90/ef4b90386c669a70b3ca54b711be0246/656x438_1:5553_e87f965000f12b2c40ee408ed756081e@3000x2000_0xs6kGIs30_2876232199200436155.jpg.webp)
С помощью роботов-манипуляторов в нём автоматически сваривают боковины кузова. Рядом же варят крышу, а после на специальном приспособлении — кантователе — переворачивают. Ее детали скрепляются с внутренней стороны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/9f/ad/5a9fadeb499e804a20c91d55d7eec724/656x438_1:5553_0d942e978fabe8847ac29daa29262916@3000x2000_0x5A3SSRz8_0941505058291364023.jpg.webp)
В это время рядом строго горизонтально кладут раму на 20 опор. К ней монтируют технологические рамки, после чего устанавливают боковины и крепят их к рамкам. А после, с помощью кран-балки, на эту конструкцию перемещается уже сваренная крыша.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/a6/b5/b4a6b5ffe213a36cddcac24293fa279c/656x438_1:5553_a0683258c74071073defd13c94a8a1c7@3000x2000_0xc3RDJBn2_3052820658017987682.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/13/d3/d113d3290db32a1bd3a0cd347a5b3ca6/656x438_1:5553_2c48d55376dcebef2a8e005c58c14236@3000x2000_0x665i0o3R_5142077085747946316.jpg.webp)
В конце кузов обмеряют, сверяют полученные результаты с документацией. И если всё хорошо, его отправляют на покраску в следующий цех.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/fe/c2/aafec29cb6e3d4dd9eb37539f2e3189b/656x438_1:5553_d6b2be2ff0f27b69bff8b9d1fee6923b@3000x2000_0xlWvYD6QH_6638762676867818321.jpg.webp)
Покрасочный цех
Здесь кузовы очищают с помощью дробеструйной обработки. Так их подготавливают к последующей грунтовке, а после — и покраске. Составы из соседнего цеха сюда доставляют при помощи трансбондера.
Кузов выгоняют из соседнего помещения на специальную площадку, на ней его перемещают к воротам цеха покраски и затягивают внутрь. Перед тем как вагон покрасить, его загоняют в дождевую камеру и проверяют на протечки. Если где-то проступила вода, зовут сварщиков и прямо тут исправляют швы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/8d/04/968d04eb5a2b10eb5880d3211d9698e8/656x438_1:5553_c729148a687dd72c5b29ebc63e2525d1@3000x2000_0xiITzmt7I_2733708045255004900.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/69/a8/2169a8b88fc12719c0066a0cc109887b/656x438_1:5553_783acc3e67976fafff7922ecb4ceceb7@3000x2000_0xmrZn6vaL_9865216427749334530.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/bb/66/00bb667305de2ab39a33954a7c835b5d/656x438_1:5553_9fa9648c53bdb88ffa0e5cb04d276389@3000x2000_0xdCEUpiPS_9188348828761851571.jpg.webp)
В покрасочной камере есть специальные лифт-площадки. Они помогают рабочему добраться до любой части кузова. Там же установлена сильная система вентиляции и освещения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/b6/ea/3eb6ea5e1607dad73ce2ce9ff0041fc6/656x438_1:5553_356f7522ffccbabcda0adae21852cbae@3000x2000_0xTi0kUVUP_8365578618977346867.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/35/2c/ae352ce619996fbaee3867da2174c5a7/656x438_1:5553_b0510c01cecb407ac47fdc013ac14a9a@3000x2000_0xRYAnqgz6_1705587126113697142.jpg.webp)
Рядом с окрасочно-сушильной установкой висит схема c этапами покраски кузовов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/3e/aa/a43eaacebecd1b26e52afeda8328ce68/656x438_1:5553_b143260c144975648947a9b546695daf@3000x2000_0xByxfyOCr_4525168291361131478.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/23/ae/61/23ae61769111d32972090a63627d4c9a/656x438_1:5553_0e24911e87ac2f4f998b050b9930ecdb@3000x2000_0xDy0NhMxL_3236046897028322955.jpg.webp)
Вагоносборочный цех
Вагоны собирают одновременно на трех линиях. Их каждые 8 часов перемещают на новый пост. На каждом из них — разные работы. Здесь уже подготовленный в предыдущих цехах кузов за 7 дней превращается в готовый вагон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/d2/00/aed200ac254db2bd6febf90637b17e0e/656x438_1:5553_0a88d4d6c0b4199bf5039c58b274425f@3000x2000_0xKXzWOPqW_2688345566939415687.jpg.webp)
На первой позиции устанавливаются окна, пол и аварийный трап. После этого кузов устанавливается на высокие тележки, чтобы одновременно работать внутри вагона и под ним.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/fa/52/4cfa5298d4b7e8e29367032d510b3641/656x438_1:5553_a1c24498e5512eb1e103f4f5b5694d57@3000x2000_0xXHUyCVO6_2919179678707196490.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/b4/23/6fb423620a8541c70cdc947ba2cd10ab/656x438_1:5553_87c1c88942682e22ccd54f2a88158b52@3000x2000_0xkVnHYOSf_6571267760202472996.jpg.webp)
Далее в вагоне монтируют различные пневмосистемы, прокладывают проводку, а также устанавливают двери. Следом устанавливают осветительное оборудование, информационные системы и видеонаблюдение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/5c/e9/4a5ce90617adacf68906e2a5ce63add8/656x438_1:5553_560cbcb1ad5caade3da46d87a04dec83@3000x2000_0xlpf1eg1S_2155845913491878192.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/e9/69/cce9690ef7dd622720335f40c9aa65d7/656x438_1:5553_2c11c273d19c015b98fe7d89676f7bd7@3000x2000_0xyDd0m0yV_7479023062282099491.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/b7/4d/77b74da86d07db1ce3577eb64d7fb84e/656x438_1:5553_aa9047aa1068efb0f6b288ba349c7701@3000x2000_0xaWokWykK_0518486214014565946.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/f3/96/51f396a0bcda3b81a0fef3890b358a2a/656x438_1:5553_0d5a5dafd4b533ec22deb280dd1ddd94@3000x2000_0xrmr4DPRk_5535184740280974662.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/ea/1a/edea1af72e2123b24e2e526d2c7f50ec/656x438_1:5553_d07b5090007d77715cb32fc18bf828e2@3000x2000_0xVHJWN0Ao_1421631877244769731.jpg.webp)
На предпоследнем посте всё оборудование в вагоне проверяют на «пробой», а все жгуты — на корректность сборки, чтобы не испортить дорогостоящие блоки при подключении и подаче питания. А на седьмом посту почти готовые вагоны опускают на тележку. В них дособирают салон: устанавливают диваны и поручни.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/ec/a1/52eca1de20899b4a03669d43bfd0e9be/656x438_1:5553_1266f2d58be5a96cdb835d13d8f2d077@3000x2000_0xolxxSofN_0811573380826284853.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/a6/fe/06a6fe076b6a841e696b7d6ce81b8abb/656x438_1:5553_7d1a25f4542bcd4431b9823b04d605f3@3000x2000_0xsJn4czsj_3992782709078011400.jpg.webp)
Часть оборудования, как рассказал замдиректора по производству АО «Метровагонмаш» Алексей Коршунов, приходит сюда уже собранным и непосредственно перед монтажом в вагон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/e7/cf/bae7cf517f7e4b79ab30c6f0b45e8fdb/656x438_1:5553_de172ef7b7f1c78c9f470c5458d24ba6@3000x2000_0xZ0mj1occ_0744314217285143292.jpg.webp)
— Салонные диваны приходят сразу в комплектной таре поставщика. Если бы мы хранили двухнедельный запас, то для этого был бы необходим дополнительный склад. А так они приходят, распаковываются, принимаются отделом технического контроля за день до установки, — сказал Алексей Коршунов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/4b/5f/ec4b5fec9308ca6ad3e36b061a079df6/656x438_1:5553_e9a9bbc08f6ac1cba11d585dd6363fa1@3000x2000_0xeEsCjmH0_1846497382828697577.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/d2/a0/b0d2a0e9ffd096928d81a48206caab2f/656x438_1:5553_e00b580857f7634a93eaa7224e9330f8@3000x2000_0x00r6bIDb_0201755796887470553.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/38/22/ee/3822eeaefa7175e10a2121d6fdbe3618/656x438_1:5553_ff6eb26786dc99cf5cec693a74cd81fc@3000x2000_0xQXfd0q4e_0343669324274343096.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/56/21/cf/5621cf56ab746905790d1bd319f79851/656x438_1:5553_99d532453c9271f6e0612116dfd5b9de@3000x2000_0x6h6RkFSe_0985414808649734902.jpg.webp)
После того как наберется 8 вагонов, их формируют в поезд. Уже целиком состав уходит на следующий этап, где проверяют работу всех систем. Тут их обкатывают 30 километров прямо по путям на территории завода. И только после этого передают заказчику. Отсюда в депо столичного метро составы попадают по рельсам ближайшей железнодорожной ветки — их буксируют с помощью тепловоза.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/79/84/d37984f99345b42ab60071b57d05e284/656x438_1:5553_16bdd471aaec8468605ea0dc8ee0d409@3000x2000_0xKtAuwvvK_4769325311107204362.jpg.webp)
Напомним, что ранее мы рассказывали, как на заводе «Москвич» собирают автомобили. А до этого показывали, где и как делают чипы для «Троек», банковских карт и паспортов. Также мы побывали на заводе по производству фильтров для воды и на заводе нетканых материалов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».