Чиновники департамента транспорта Москвы заявили, что с 20 мая 2024 года поднимут стоимость проезда по городу и в пригороде. Разовый проезд по «Тройке» подорожает с 54 до 57 рублей, а одна поездка по «Единому» билету — с 65 до 70 рублей. Изменятся цены и на другие билеты.
Самым дешевым способом оплаты по-прежнему останется биометрия. Хотя «заплатить лицом» можно лишь в метро, на МЦК и в речном транспорте. Мы спросили у экспертов, зачем власти демпингуют, заманивая пассажиров переходить на самый неудобный способ оплаты проезда.
Биометрия — это идентификация человека по лицу, голосу, отпечатку пальца, радужке глаза и другим физическим характеристикам. Биометрические данные повсеместно в мире применяются как идентификаторы доступа. При этом, использовать такую идентификацию или нет, определяет только сам пользователь.
«На нас наживаются чиновники»
IT-эксперт Александр Исавнин уверен, что чем больше данных о нас собрали власти, тем проще им превращать людей в новую нефть.
— Несмотря на то что регулирование работы с биометрическими данными усложняется, требования усиливаются, для московских чиновников это, судя по всему, не проблема, — рассказал он порталу MSK1.RU. — Поэтому они продолжают использовать биометрию подобным образом.
В Москве и так повсюду, в том числе и в метро, натыканы камеры, которые могут идентифицировать преступника. А собранные через биометрическую оплату проезда дополнительные данные, по мнению эксперта, помогут еще и идентифицировать поведение людей.
— За нами и так следят крупные корпорации — мобильные операторы, поисковики и другие, теперь еще и власти это делают, — уточнил Исавнин. — И мы не знаем точно, что именно и для чего они собирают.
Конечно, цифровыми рабами мы пока не становимся, но вот источником дохода — вполне себе.
«Загрузил лицо — получай штрафы»
Эксперт не советует загружать свои биометрические данные в приложение «Метро Москвы» даже тем, кому наплевать на то, как чиновники могут нажиться на их данных.
— Вам власти смогут нанести вред и напрямую, — добавил он. — Мы хорошо помним историю, как ДИТ (Департамент информационных технологий Москвы. — Прим. ред.) отзывал цифровые пропуска во время пандемии коронавируса.
Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков говорит, что после передачи биометрии столичным властям могут начаться и другие проблемы:
— Допустим, начнут штрафовать по данным видеокамер: за езду на самокатах, за переход дороги на красный свет и так далее.
И такие случаи уже бывали. Об этом сообщила читательница MSK1.RU Надежда Горохова:
— Мой друг загрузил в приложение «Метро Москвы» свое лицо, чтобы не возиться у турникетов и не искать «Тройку» или банковскую карту. На деле же всё обернулось не быстрым и простым способом оплаты, а штрафами на «Госуслугах». В какой-то из дней он случайно перешел дорогу на красный свет, и камеры распознали его лицо.
«Хотят облегчить жизнь людей?»
Но есть и другая версия — не такая пессимистичная. Возможно, власти приучают нас к оплате по биометрии вовсе не ради наживы и тотального контроля.
— Может быть, мэрия считает, что за этим будущее, и хочет поскорее облегчить жизнь людей, вводя всюду, где возможно, оплату по биометрии, — добавил Кирилл Янков. — Как, допустим, к онлайн-услугам — с августа прошлого года ряд субсидий невозможно оформить через МФЦ, а только через личный кабинет на Mos.ru.
Сами чиновники, естественно, уверяют, что биометрия — штука полезная и безопасная.
— Личная информация при регистрации в сервисе не нужна, — обещал еще во время запуска сервиса руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. — Все персональные данные о Ф. И. О. и сведения банковской карты пассажира хранятся и обрабатываются только в защищенных информационных системах вашего банка.
Использовать Face Pay так же надежно, как, например, привязать банковскую карту в приложении для оплаты покупок.
Но самое главное, что пообещал Ликсутов в тот день, — никого и никогда насильно заставлять пользоваться биометрией для проезда в транспорте не будут.
— Выбор, какой системой оплаты проезда пользоваться в московском транспорте, останется всегда за вами, наша задача — обеспечить удобный и безопасный набор решений, — обещал он в декабре 2021 года.
Пользуетесь ли вы биометрией для проезда в метро?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».