Прошло чуть больше двух месяцев с торжественного запуска поездов «Москва-2024» на зеленой ветке метро, которую презентовали мэр Москвы Сергей Собянин и глава дептранса Максим Ликсутов. Пассажиры с нетерпением ждали новые составы, постоянно спрашивая у властей: «Ну когда уже наконец и у нас не будет так шумно?»
Чиновники услышали людей и сделали. И обещают в будущем пустить беспилотный состав «Москва-2026». Но люди всё равно начали жаловаться.
Во время парада поездов, как пишут пассажиры, на станции «Проспект Вернадского» с БКЛ был снят состав «Москва-2024» — в кабине машиниста что-то запищало, и якобы произошел сбой пожарной сигнализации. За несколько дней до этого из-за потери контроля дверей с зеленой ветки сняли еще один подобный состав. А за два дня этого — и еще одну «Москву-2024» по такой же причине. После торжественного запуска происходило как минимум еще два случая, когда составы не могли закрыть двери и уезжали в депо или тупики.
Тестируют больше недели, а всё равно ломаются
В Мосметро от вопросов про проблемы с поездами «Москва-2024» уходят, оправдываясь тем, что вагоны производит и обслуживает по гарантии завод «Трансмашхолдинг». Там тоже отвечать на вопрос не стали, но рассказали, что происходит с новыми составами перед тем, как они выходят на линию с пассажирами.
— Для проверки функционирования всех систем поезда формируется состав, который проходит стационарные и приемо-сдаточные испытания. Стационарные испытания (то есть те, которые проходят на месте. — Прим. ред.) включают в себя проверку электро- и пневмооборудования вагона под низким и высоким напряжением. Проверяется работа системы радиооповещения, подачи звукового сигнала, бортовых источников питания, моторов-компрессоров и другие.
В среднем стационарные испытания длятся до 11 дней.
Состав «Москва-2024» — модель электровагонов метрополитена, разработанная и выпускаемая с 2023 года «Трансмашхолдингом». Это одна из крупнейших компаний в СНГ и России по производству подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. «Москва-2024» является модификацией «Москвы-2020», которую выпускают на мытищинском заводе «Метровагонмаш».
Есть и другие испытания — ходовые, которые проходят во время движения поездов. На них специалисты проверяют работу электроники и механики состава, тормоза, надежность крепления оборудования, расположенного под вагоном. Как уточнили в «Трансмашхолдинге», во время проведения ходовых испытаний вагон со скоростью 30 км/ч проходит по заводской ветке 30 километров.
— Прежде чем новые составы начинают курсировать по линиям, отслеживаются и анализируются любые мелочи в их работе: на заводе каждый состав проходит тестирование по более чем 100 параметрам. В депо метрополитена — дополнительная проверка и обкатка на линии. Метропоезд должен проехать 300 километров без пассажиров и без замечаний — только после прохождения всех этих процедур он допускается до перевозки пассажиров, — уточнили в компании, которая производит поезда «Москва-2024».
В «Трансмашхолдинге» также заверили, что новые поезда (в том числе и те, что начали ходить на зеленой ветке метро) находятся под постоянным контролем как со стороны компании, так и со стороны поставщиков комплектующих частей составов. При этом в компании заявили, что за то, какие поезда выходят на линию, отвечает еще одна организация — «МВМ-Сервис» (входит в состав «Трансмашхолдинга». — Прим. ред.). Нередко сломанные поезда снимают с линии.
— При возникновении ошибок в системах поезда для безопасности пассажиров поезд направляется в депо для проведения дополнительной диагностики и последующей корректировки работы всех систем. За техническую готовность поездов «Москва-2024» к работе на линии отвечает «МВМ-Сервис» — специализированная организация, которая занимается фирменным сервисным обслуживанием подвижного состава. В электродепо «Сокол» составы проходят ежедневное эксплуатационное обслуживание в соответствии с действующими регламентами.
Проблем не было, но появилась «Москва-2024»
Транспортный аналитик Владислав Булгаков также объяснил, с чем могут быть связаны постоянные поломки поездов «Москва-2024», из-за которых пассажиров высаживают из новеньких поездов.
— Возможно, все эти проблемы связаны с повальным расширением и импортозамещением во всей транспортной отрасли. В целом определенные проблемы всё равно выскакивают — например, в том же производстве автобусов. Жалобы на «пинающиеся» китайские коробки приходят до сих пор, — рассказал транспортный эксперт. — Есть проблемы с электроникой. В Самаре сгорел один из вагонов белорусского производства. Это была абсолютно новая модель.
Знаю точно, что в «Москве-2020» импортных комплектующих было гораздо больше. Раньше таких проблем не было, как сейчас, с новой «Москвой-2024».
По словам транспортного аналитика, в петербургском метро есть «своя» «Москва-2024» — поезд «Балтиец», у которого также постоянно ломаются двери. К слову, у этих составов есть много общего в производстве и комплектации.
— По внутренним составляющим этот поезд схож с «Москвой-2024». Система дверей у них одна и та же. Опять же новый поезд в столице появился, потому что «Москву-2020» уже не создать, не используя механизмы параллельного импорта. Конечно, у властей есть определенные дедлайны, надо всё поскорее внедрить. Несмотря на то что есть всякие проверки, они всё равно не спасают.
Это будут решать в ближайшие полгода. Поставки делать нужно. По контрактам жизненного цикла производитель заинтересован, чтобы поезда ездили.
Недавно мы рассказывали, как чиновники больше полувека обещали построить станцию в Мытищах. Также публиковали репортаж о том, почему на месте станции «Суворовская» Кольцевой линии метро вечная стройка и разруха. Подробнее о ней — в большом репортаже.
Кроме того, публиковали новость о том, как в Москве вместо новой станции метро построили дорогущий ЖК.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».