Через несколько дней, в субботу, 22 июня, власти закроют участок БКЛ между станциями «Деловой центр», «Шелепиха» и «Хорошевская». Это будет сделано для того, чтобы интегрировать новую Рублево-Архангельскую линию (графитовую ветку). Ее мэр Москвы Сергей Собянин пообещал открыть до 2030 года.
На этих станциях заменят инженерные системы, модернизируют тоннели, а затем свяжут с будущей линией. То есть доступны вновь они будут лишь в 2027 году, когда власти Москвы планируют запустить новую ветку метро.
В Мосметро уточнили MSK1.RU, что на время закрытия части линии компенсационных автобусов (КМ) вводить не будут, как это было, например, во время реконструкции участка Замоскворецкой линии. Столичный дептранс рекомендует выбирать пути объезда и пользоваться другим городским транспортом.
Разгрузит линии и сократит сбои
Транспортные эксперты объяснили MSK1.RU, чем для пассажиров может обернуться закрытие так называемой «вилки» БКЛ, будут ли перегружены другие линии и какие есть прогнозы по открытию новой ветки метро.
— Линии метро хоть обладают высокой пропускной возможностью, всё же имеют определенные технические характеристики, ограничивающие частоту движения поездов, — рассказал транспортный эксперт Павел Яблоков. — По одному тоннелю может проходить не более 38–40 поездов в час, а при вилочном движении (когда есть разветвления. — Прим. ред.) из-за организации маршрутного движения парность, как правило, обеспечивается еще ниже.
По словам транспортного эксперта, в московском метро уже успешно запускали вилочное движение. Например, на Филевской линии или до постройки БКЛ на участках «Савеловская» — «Деловой центр» или «Савеловская» — «Рассказовка».
— В 1995 году в Москве отказались от вилочного движения на Замоскворецкой линии — на севере города конечной тогда была станция «Речной вокзал», а в южной части поезда попеременно шли до «Красногвардейской» и «Каховской». Поезда стали ходить по двум разным линиям с пересадкой на «Каширской» (ныне короткая Каховская линия стала частью БКЛ). Стало заметно меньше сбоев в графике, а на Замоскворецкой линии смогли ездить больше пассажиров.
Как объяснил Павел Яблоков, соседство поездов двух разных маршрутов на участке «Хорошевская — Савеловская» уже снижает возможности обслуживания пассажиров на других участках кольца.
Отпадет необходимость в выравнивании интервалов поездов БКЛ, уменьшатся технические стоянки в тоннелях перед «Хорошевской» и «Савеловской».
Движения больше не будет
Пассажиры уже начали замечать навигационные стикеры на картах метрополитена, где указано, что с 22 июня на БКЛ закроется участок. Часть перегона «Шелепиха» — «Хорошевская» перестанет работать навсегда.
— Станции «Деловой центр» и «Шелепиха» передают строящейся Рублево-Архангельской линии. Ранее то же самое сделали с «Каховской» и «Варшавской». Их придется полностью отрезать от действующей сети метрополитена для строительства новых тоннелей в направлении «Народного ополчения» — новой станции, с которой будет пересадка на одноименную станцию БКЛ.
А другую часть возведенных тоннелей придется демонтировать. Сохранить на это время движение поездов не получится.
— При таком сценарии «Шелепиха» и «Деловой центр» вновь откроются только в составе первого участка Рублево-Архангельской линии приблизительно в 2026 году. Скорее всего, перерыв в работе составит около 2,5 года, — объяснил эксперт. — О том, насколько пассажирам будет не хватать закрытых станций, будет более понятно из компенсационных мер, которые будут предложены.
Около «Москва-Сити» будут давки?
По словам Павла Яблокова, станции метро, где скоро не будет движения, являются пересадками между другими станциями, МЦК и МЦД. Он объяснил, как теперь добираться до «Москва-Сити»:
— Например, от «Шелепихи» до «Москва-Сити» можно будет продолжать пользоваться МЦК, а от «Савеловской» до «Москва-Сити» с прошлого года действует линия МЦД-4, — рассказал Яблоков. — Если про заполняемость МЦК и Филевской линии в часы пик в районе «Москва-Сити» можно говорить как о высокой. МЦД имеет резерв провозной возможности. При этом там есть несколько пересадок на другие линии метро.
Как объяснил MSK1.RU транспортный аналитик Владислав Булгаков, главная проблема для пассажиров после закрытия участка БКЛ — чтобы добраться до «Москва-Сити», придется ехать по МЦК.
— Несмотря на то, что интервалы у МЦК неплохие, дополнительная пересадка может доставить проблем пассажирам, — сказал Булгаков. — Закроют участок приблизительно на 2,5 года — в 2026-м ее должны уже ввести. Не удивлюсь, если поспешат, чтобы успеть к сроку. Но лучше, конечно, такого не делать. К тому же это не самый важный участок. На той же МЦК пассажиров было больше.
Один из крупных телефонных операторов также проанализировал данные использования мобильного трафика на «вилке» БКЛ, которую собираются закрывать, и выяснил, когда этими станциями пассажиры пользуются чаще.
— Станциями «Деловой центр», «Шелепиха» и «Хорошевская» Большой кольцевой линии москвичи и гости города чаще всего пользуются в осенние месяцы, когда подходит к концу отпускной сезон, а студенты и школьники возвращаются на учебу, — уточнили MSK1.RU в пресс-службе «МегаФона». — Реже их посещают весной и зимой, при этом апрель стал самым загруженным в 2024 году по трафику месяцем для этих станций.
Кроме того, пассажиры чаще всего пользуются интернетом, когда садятся на «Шелепихе». При этом на эти станции приходится всего лишь 8% от всего мобильного трафика на БКЛ. Самые популярные станции по частоте трафика — «Каширская», «Савеловская» и «Петровский парк».
Напомним, мы рассказывали, что после окончания строительства Рублево-Архангельской линии «Деловой центр» станет самым крупным пересадочным узлом, он объединит: БКЛ, Арбатско-Покровскую, Филевскую, Солнцевскую, Рублево-Архангельскую, МЦД-1, МЦД-4, МЦК. И объясняли, какими маршрутами теперь пользоваться, чтобы доехать до «Москва-Сити».
Кроме того, подробно писали, что происходит с поездами «Москва-2024» и почему их не удается всё никак запустить без проблем.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».