Вскоре после увольнения вице-мэра Москвы по вопросам строительства Андрея Бочкарева последовали изменения и в структурах, которые отвечают за строительство новых станций метро. Компанию «Мосинжпроект» возглавил Сергей Жуков — бывший глава «Мосметростроя», которая подарила Москве первую линию метро, столкнулась с огромными финансовыми проблемами и могла заняться строительством скандальной подземки в Красноярске. О том, кто отвечает за открытие новых станций метро в столице и как перестановки в мэрии связаны с перестановками под землей, — в материале MSK1.RU.
Кто отвечает за строительство московской подземки
До прихода Сергея Собянина на должность мэра Москвы строительством столичной подземки занимались две структуры: «Мосметрострой» и «Метрогипротранс». Сейчас же этим занимаются десятки компаний, которые аккумулирует «Мосинжпроект». Эта структура стала единым заказчиком, которая собирает городские заказы, а затем ищет субподрядчиков для открытия станций.
«Мосинжпроект» открылся в 1958 году как институт, который занимался проектированием магистралей. В 2010 году он прошел процедуру акционирования. Судя по базе «Госзакупок» компания начинала с установки и обслуживания коллекторов. А в 2013 году заключила первый контракт с московским метрополитеном на 573 миллиарда рублей. Эту сумму выделили на строительство и проектирование 33 новых станций и 69 км линий метро. Среди объектов было электродепо «Солнцево», участок от Юго-Западной до Саларьево и другие.
Эта сумма в 573 миллиарда рублей в три раза превышала трехлетний бюджет Москвы на метрополитен. «Коммерсантъ» указывал, что в 2013 году на развитие подземки мэрия планировала потратить всего 170 миллиардов рублей. Причем, как делились эти заказы на строительство станций, неизвестно. РБК указывал, что «Мосинжпроект» провел предквалификационный отбор компаний и просто раздал им задачи по строительству. Среди подрядчиков — «Трансинжстрой», «Ингеоком», УСК «Мост», «Казметрострой» и «Мосметрострой».
По итогам 2023 года выручка «Мосинжпроект» составила 235,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 37,8 миллиарда рублей.
Новый глава генподрядчика московского метро
Недавно компанию возглавил Сергей Жуков, который больше десяти лет был генеральным директором АО «Мосметрострой» и давно занимает руководящие должности в крупных строительных компаниях. Свою карьеру в 1996-м он начал в «Импульс-М» при территориальном отделении «Мостотрест», который построил в Москве мост Богдана Хмельницкого в районе метро Киевская, Андреевский мост у Парка Горького и другие. В интервью «Ведомостям» Жуков рассказывал, что работал там бетонщиком, плотником, сварщиком и дорос до генерального директора.
Когда «Импульс-М» решили ликвидировать, Жуков обратился к владельцу Балтийской строительной компании (БСК) Игорю Найвальту и в 2003 году создал компанию — «БСК-41». По словам Жукова, они строили ледовый дворец в Мытищах, Балашихе, хоккейную арену для ярославского «Локомотива» и другое. С 2009 года Жуков стал генеральным директором «Балтийской строительной компании № 48». А в 2013 году перешел в «Мосметрострой».
После назначения Жукова на должность гендиректора «Мосинжпроекта» любители московской подземки начали обсуждать его возможное слияние с «Мосметростроем» — компании тесно работали над строительством новых станций.
На вопрос корреспондента о планах на новой должности в «Мосинжпроекте» Жуков не ответил, предложив созвониться через неделю. Два источника MSK1.RU, связанные со строительством метро, сказали, что переход Жукова существенно не повлияет на развитие столичной подземки.
— «Мосметрострой» и «Мосинжпроект» решили по крайней мере пока не объединять, так как это два отдельных государственных актива. Их объединили управленчески под Жуковым. И сейчас будет конкурс, в рамках которого «Мосметрострой» получит 12 станций, чем обеспечит себе загрузку на какое-то время, — сообщил источник MSK1.RU.
Для «Мосметростроя» это будет удачным поворотом, отмечает собеседник MSK1.RU. Компания, которая построила первую линию столичного метро на протяжении всей своей истории сталкивается с трудностями, а недавно 100% ее акций выставили на торги.
От первой линии метро в Москве к долгам
Проблемы у бессменного строителя московской подземки начались еще в конце 1990-х. Авторы программы развития метро указывали, что станции строились медленно или рабочие вообще не принимались за запланированные работы. А метростроевцы говорили о нехватке денег для открытия станций.
— При взгляде на сегодняшнее положение вещей в метрострое уши вянут, — так оценивал темпы строительства метро в 1994 году бывший мэр столицы Юрий Лужков.
Недовольный градоначальник тогда не только отказал компании в финансовой поддержке, но и сказал, что для работ пора привлекать и другие компании. Через три года все пришло к тому, что строительство метро замерло — метростроевцы работали только над теми объектами, на которые ранее выделили бюджет, — выходами из станций «ВДНХ» и «Белорусская», а также пересадочным узлом на станции «Крестьянская застава».
Дальше «Мосметрострой» ждала череда смены владельцев. В 2010 году его выкупил Владимир Коган. Тогда он был начальником департамента в Минрегионразвития и отвечал за строительство в Санкт-Петербурге дамб. Но меньше чем через год, когда большую часть подрядов на строительство подземки раздали, Коган оставил «Мосметрострой». И продал все акции компании ее менеджерам во главе с Евгением Кашиным (гендиректором компании).
Уже в 2012 году в долю «Мосметростроя» вошли миллиардер Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Последний давний бизнес-партнер руководителя столичного дептранса Максима Ликсутова и владелец компании, выпускающей поезда для метрополитена.
В 2014-м Махмудов и Бокарев получили 100% акций «Мосметростроя». Тогда же власти Москвы запустили масштабную программу строительства метро, и компания получила треть тендеров на строительство станций. Несмотря на то, что выручка компании за счет госзаказов выросла, она продолжала работать с убытками.
В 2015 году рабочие одной из структур «Мосметростроя» — СМУ-5 устроили забастовку. Рабочие рассказывали журналистам, что им задерживают зарплаты, форму и инструменты для работы им приходится покупать самим, из-за чего, по их словам, существовала опасность для пассажиров.
У «Мосметростроя» действительно были большие долги. Гендиректор компании Сергей Жуков говорил, что ее хотели ликвидировать. Но «Метрострой», по его словам, удалось сохранить, в том числе при участии Сергея Собянина.
— Мы все-таки осваиваем порядка 40% работ на строительстве метро. Все понимали, что если что-то произойдет, если коллектив развалится, то половина программы города по метростроению остановится, — отмечал Жуков.
В 2017 году 49% акций «Мосметростроя» получил банк ВТБ, чтобы урегулировать задолженность компании в 26,8 миллиарда рублей. Через два года оставшиеся 51% компании получил департамент городского имущества Москвы. В 2020-м ВТБ вышел из капитала «Мосметростроя». Банк оценил свой пакет акций в ноль рублей и назвал его стабильно убыточным. И с 2022 года одним из главных подрядчиков по строительству московской подземки управляет департамент городского имущества.
С 2019 по 2022 год кредиторы трижды заявляли о намерении обратиться в суд в заявлением о признании «Мосметростроя» банкротом. А «Мосинжпроект» с начала 2024 года 25 раз подавал в суд на компанию, суть исков пока неизвестна. Прежде они касались нарушений при строительстве станций.
А в феврале 2024-го департамент имущества Москвы выставил на торги 100% акций компании. Причина, по которой хотели продать «Мосметрострой», до сих пор неизвестна. Начальная цена лота составила 75 миллионов рублей. Правда, вскоре их отменили. В момент проведения аукциона, как писала «Фонтанка», заговорили о предпринимателе и инвесторе Руслане Байсарове. И, вероятно, неслучайно.
По итогам 2023 года выручка «Мосметростроя» составила 34,9 миллиарда рублей, чистая прибыль — 265,1 миллиона рублей.
Метростроителей из Москвы — в Красноярск?
Руслан Байсаров широкой публике известен как бывший муж певицы Кристины Орбакайте. В бизнес-среде его же знают как руководителя АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК), которая строит угольный портовый терминал в Хабаровском крае. А также как основного акционера группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» (БТС-МОСТ).
Последняя, в том числе, занимается строительством тоннелей для метро. В столице БТС-МОСТ по проекту «Мосинжпроекта» строила участок от «Лермонтовского проспекта» до «Жулебино». А недавно взялась за строительство метро в Красноярске.
По словам источника MSK1.RU, для этих целей Байсарову должен был перейти «Мосметрострой», который принадлежит департаменту городского имущества столицы. Но незадолго до того, как завершились торги по продаже этой компании, в мэрии Москвы произошли перестановки.
Сергей Собянин уволил вице-мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева. Он входил в совет «Мосинжпроекта». Бочкарев перешел в Сбер, а его место занял Владимир Ефимов — бывший глава департамента городского имущества.
— Байсарову теперь не передают «Мосметрострой», он остается у государства. Но Байсаров успел за это время взять два щита «Мосметростроя» и увезти в Красноярск. Рассчитывал, что купит всю компанию, — сказал собеседник MSK1.RU.
Строительство метрополитена в Красноярске тоже стало проблемным местом. Проект подземки разработали еще в конце 1980-х. С тех пор работы то начинали, то останавливали. Как писал РБК, осенью 2019 года Красноярское краевое транспортное управление заключило контракт с компанией «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий».
Ей руководил Олег Митволь — экс-префект Северного административного округа Москвы и бывший заместитель главы Росприроднадзора. В июне 2022-го его задержали в аэропорту Внуково при попытке улететь заграницу. Его обвинили в хищении почти миллиарда рублей при проектировании первой линии красноярского метро. В сентябре 2023-го Митволя приговорили к 4,5 года колонии.
А в августе 2022 года правительство Красноярского края подписало с Московской компанией «Моспроект-3», которая прежде принадлежала «Мосинжпроекту», контракт для разработки проекта и строительства метротрама.
Ранее MSK1.RU писал, что в московском метро могут переименовать три станции Сокольнической и Троицкой линии.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш iPhone 15 среди подписчиков.