На днях появилась информация, что власти Москвы планируют продлить Сокольническую линию метро на север. А именно от станции «Бульвар Рокоссовского» до Ярославского шоссе. Официально проект нигде не опубликован, но пользователи форума «Наш Транспорт» говорят, что у «Института Генплана Москвы» он уже есть.
— Пока рассматривается участок со станциями под условными названиями «МГСУ» и «Ярославская», — написал инсайдер на транспортном форуме. — Первая — внутри Лосиного острова, вне его официальных границ: на территории бывшего арсенала (имеется в виду бывший артиллерийский склад. — Прим. ред.), который целиком идет под застройку. Вторая — на Ярославском шоссе, у примыкания Холмогорской улицы, то есть внутри МКАД. Всё пока сугубо предварительно, но это уже официальная проектная проработка.
Что за место, где могут построить новую станцию метро?
Земельно-имущественный комплекс в районе улицы Внешних Вод (а именно там, по открытым данным, могут построить станцию метро) раньше принадлежал Минобороны. Подведомственное акционерное общество «Гарнизон» в 2017 году выставило 159 гектаров (35 участков земли) на торги за 30 миллиардов рублей.
Треть территорий выходит в природоохранную зону парка «Лосиный остров», писал «Ъ» со ссылкой на источник. Площадку на улице Внешних Вод несколько лет никто не хотел покупать. Девелоперская компания «ПИК» планировала осваивать там территории, но в итоге отказалась.
В районе «Лосиного острова» строят скандальный ЖК «Сказочный лес». Возводить дома начали еще в 2019 году и обещали сдать их в декабре 2021 года, но жилой комплекс всё еще пустует посреди леса. Обманутые дольщики записывали видеообращение президенту России Владимиру Путину, чтобы он помог разобраться в ситуации.
Рядом с Ярославским шоссе также находится Московский государственный строительный университет (МГСУ). В 2023 году строительная компания Capital Group выиграла торги на возведение кампуса и более 530 тысяч квадратных метров жилья вместе с социальными объектами для МГСУ стоимостью 8 миллиардов рублей. Всё это граничит с нацпарком «Лосиный остров».
15 июля Telegram-канал «Недвижимость инсайды» опубликовал некий «проект планировки территории улиц Вешних Вод». Судя по документу, там собираются построить лаборатории и общежития МГСУ, технопарк (технополис, офисы), несколько школ, поликлинику. А недалеко от улицы Вешних Вод 4с33 значится: «Проектируемая станция метро».
Пока что речь идет о двух станциях метро с проектными названиями. «МГСУ» — ей могут пользоваться жители строящегося жилого района у МГСУ, который находится за границами заповедника «Лосиный остров». «Ярославская«/ «Холмогорская» — может расположиться на Ярославском шоссе, недалеко от Холмогорской улицы.
«Вероятность крайне мала»
Корреспондент MSK1.RU поговорила с транспортным экспертами, которые рассказали, насколько реально продлить Сокольническую линию на север в ближайшие годы и нужны ли пассажирам новые станции в поле.
— «Всплывающие» документы градостроительных проектов нередко могут относиться к событиям, даже до начала реализации которых ещё достаточно далеко, — рассказал MSK1.RU транспортный эксперт Павел Яблоков. — Отображённые на них объекты могут строиться как вместе, так и с разнесением во времени на несколько лет, а то и десятилетий. Более того — они могут относиться и к альтернативной реальности, когда по каким-то причинам верх одержит другой вариант.
По словам Яблокова, программа развития московского метро до 2030 года уже укомплектована. В ближайшие годы в столице должны появиться Троицкая, Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии.
— Компанию им составят продление Сокольнической линии в «Потапово», Арбатско-Покровской в Гольяново и новые промежуточные станции на Люблинско-Дмитровской («Южный порт») и Кольцевой («Достоевская») линиях.
И вероятность появления в этом списке новых объектов крайне мала.
— Первую очередь Троицкой линии и продление Сокольнической готовят к вводу уже в этом году. Проекты планировки территории для пусковых участков этого года утверждали пять лет назад — в 2019 году. Уже после этого были подготовлены проект самого строительства и развернулась стройка. В случае с Ярославским районом даже ни о каком пятилетнем горизонте для строительства метро речи не идет. Рассматривается вопрос строительства крупного жилого района, который, по расчётам проектировщиков, видимо, требует по создаваемой нагрузке, вкупе с другими факторами, скоростного внеуличного транспорта, — объяснил Яблоков.
Эксперт предполагает, что раз про МЦД-5 власти больше не говорят, а интеграции МЖД в систему московского транспорта не наблюдается — в проекте застройки нового района ставку решили делать на метро.
— Для этого в планировке новой территории необходимо предусмотреть технические зоны для прохождения линии метро, освободив от застройки коридор ее прохождения, — рассказал Яблоков. — С учётом отсутствия в этой зоне подземных коммуникаций вполне вероятно, что линию будет проще строить неглубоким заложением — то есть раскапывая землю с поверхности, а не строя глубоко под землей тоннели с техническими шахтными стволами. Хотя вопрос глубины заложения линий — это еще и вопрос геологических условий.
Так или иначе, коридоры для строительства оставлять нужно даже тогда, когда до строительства может дело дойти даже через десятки лет.
— Техзоны для многих уже построенных линий резервировались десятилетиями ранее, и в них уже предусматривалась примерная «посадка» станций на местности, что сейчас и происходит с перспективными объектами для Ярославского района, — объяснил транспортный эксперт.
«Дома по мановению волшебной палочки построятся»
Несмотря на сложности возможного проекта, который обсуждают пользователи сети, продлить Сокольническую линию метро возможно. Но при условии, если уже сейчас предусмотреть земельные участки, необходимые для строительства ветки.
— С учетом приоритета достройки уже начатых объектов, стройку реально можно будет начать не ранее 2030 года даже если все дома по мановению волшебной палочки построятся «уже завтра», — считает эксперт. — И в этом тоже одна из задач планирования — не строить слишком много жилья до тех пор, пока у него не появится достаточно транспортной инфраструктуры для ее обслуживания. До появления метро часть застройки имеет смысл отложить на вторую очередь.
В городе более интересна не станция, которую начали планировать в перспективной застройке, а конечная точка — на Ярославском шоссе вблизи МКАД.
По словам Павла Яблокова, ранее из-за риска перегрузки метро подмосковными пассажирами фактически отказались от продления в Мытищи Калужско-Рижской линии.
— Но загрузка северного участка Сокольнической линии пока ниже, и с продлением она может получить именно тот дополнительный пассажиропоток, который в состоянии переварить. До этого года планы продления Сокольнической линии в Ярославский район не всплывали, — уточнил он. — Но и давнишние идеи о её повороте вдоль Щёлковского шоссе тоже в последние годы не озвучивались.
Как уточнил эксперт, эта идея требует «отрыва» существующих станций «Черкизовская» и «Бульвар Рокоссовского» и прокладке прямой линии начиная от «Преображенской площади» со строительством новой «Черкизовской» перпендикулярно линии МЦК и так далее.
— В нынешнем виде две станции пропали бы просто в пустоту, потому что в своё время идея была в том, что они войдут в состав Большой Кольцевой линии, которая в итоге прошла в другом месте, а параллельно «Черкизовской» и «Бульвару Рокоссовского» прошло МЦК. Оно может и не принять дополнительную нагрузку при закрытии метро у «Бульвара Рокоссовского», — пояснил Яблоков.
«Всё это ни к селу, ни к городу»
Транспортный аналитик Владислав Булгаков также считает, что продлить Сокольническую линию московского метро на север — вполне реально.
— Это вполне реально и легко построить по современным московским традициям. Метро сейчас строится в основном на окраинах мелким заложением — самым простым и дешевым способом, — рассказал MSK1.RU Булгаков. — В первую очередь, скорее всего, это будет расширение квартала МГСУ. Проблема здесь в том, что все это ни к селу, ни к городу. Если учитывать весь тот фактор, что московское метро строится по принципу: нам нужно отправить метро туда, где его легче всего построить. То логика в этом есть.
С транспортной точки зрения, безумие. Основной пассажирский поток сейчас приходится на ВДНХ. Если нагрузят Сокольническую линию, то будет коллапс.
— Появится эффект «Выхино» на ровном месте — вагоны будут забиты. Это нелогичная вещь со всеми вытекающими. На месте проектировщиков я бы задумался. Это продление звучит безумно. Но цели, видимо, благие. И есть коммерческий интерес, — объяснил эксперт. — А по-хорошему ветку надо продлевать в сторону Метрогородка. Но там нового жилья особо не строят, трамваи есть.
Редакция MSK1.RU направила запрос в пресс-службу строительной компании Capital Group и ГАУ «Институт Генплана Москвы», чтобы узнать, действительно ли планируется продление Сокольнической линии метро на север Москвы.
Что еще почитать:
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».