В среду, 31 июля, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-1) Москва — Санкт-Петербург город потратит 34,1 миллиарда рублей. Но это не те суммы, которые хотели выделить на один из самых сложных транспортных проектов за последние годы.
— Самая сложная задача — строительство участка от Ленинградского вокзала до Алабушево. Работы пройдут в условиях плотной застройки без остановки движения поездов, — написал мэр в своем Telegram-канале.
Ранее наши коллеги из «Фонтанки» писали, что власти определили финансирование на 2024 год — 158,8 млрд, которые должны прийти из московского и федерального бюджетов, а также от ЗАО «Лидер».
Градоначальник также сообщил, что в столице будет четыре остановки ВСМ-1 — ради этого отреконструируют четыре будущих вокзала:
Зеленоград — Крюково станет первой остановкой высокоскоростных поездов на пути из Санкт-Петербурга. Там запланированы строительство нового вокзального комплекса с двумя платформами и его интеграция с действующим вестибюлем D3;
На Петровско-Разумовской планируется построить три платформы с навесами на всю длину. Новый надземный вестибюль, обслуживающий также МЦД-3, будет интегрирован с метро и D1, через пешеходную галерею пассажиры смогут пройти от Дмитровского шоссе до улицы Комдива Орлова;
На Рижской планируется реконструкция остановочных пунктов D2 и D3, строительство надземного вестибюля для пересадки между вторым, третьим и четвертым диаметрами МЦД, транзитного перехода через ж/д между Водопроводным переулком и 2-й Мытищинской улицей;
Ленинградский вокзал будет конечной станцией и частью одного из крупнейших транспортных узлов «Площадь трех вокзалов». Там предполагается строительство пассажирского вестибюля, масштабная реконструкция вокзального комплекса и благоустройство прилегающих территорий.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков рассказывал MSK1.RU, что правильным было бы сделать остановки высокоскоростных поездов на Рижской и возле Шереметьева. Мол, мировая практика показывает, что станции ВСМ возле крупных аэропортов удобны для пассажиров и востребованы.
— Лишние станции на высокоскоростных магистралях — это лишняя трата времени пассажиров и денег на их строительство и обслуживание, — объяснял эксперт.
В число учредителей компании-концессионера должны войти все регионы, через которые пройдет ВСМ, а также РЖД и ЗАО «Лидер». Общий уставный капитал составит 328,5 млрд рублей, но пока у головной УК «ВСМ Две столицы» там значится 200 млн — примерно поровну внесли Москва и «Лидер».
Так, например, только участок Петербург — Зеленоград обойдется в 1,755 трлн рублей. На выходы из Москвы потратят 221 млрд рублей (40 млрд уже вложены). Закупка подвижного состава потребует 148 млрд рублей — на первую партию из 28 поездов в 2028 году.
В итоге базовая структура финансирования должна была выглядеть так: 218,5 млрд — взносы в уставный капитал концессионера; 290 млрд — облигации пенсионного фонда «Газфонд»; 903,8 млрд — кредит от «Сбербанка», ВТБ и «Газпромбанка»; 609 млрд — поддержка государства, из которых 580,6 млрд — займ ФНБ под 3% с полным возвратом к 2050 году, остальное — капитальный грант на выкуп земельных участков; 299,4 — субсидия из бюджета в 2028–2038-м на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации линии (69,1 млрд до 2030 года).
Итого, расходы на ВСМ-1 выйдут почти в 2 триллиона рублей. Подробнее о том, кому придется расплачиваться за магистраль, писали наши коллеги из «Фонтанки».
В идеале должно было быть так: 150 млрд — от столицы, 20 млрд — от Московской области, 5 млрд — от Тверской, 6 млрд — от Новгородской, 10 млрд — от Ленинградской, и 30 млрд — от Петербурга (равными долями в три порции — с 2025-го до 2027 года). Это не такая большая доля от общих расходов на проект, которые составят около 2 трлн, но серьезная нагрузка на региональные бюджеты. И не последняя.
Всё о строительстве ВСМ мы собираем в отдельном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».