В Москве активно строят Рублево-Архангельскую линию метро. Для этого в июне закрыли станции «Деловой центр» и «Шелепиха». В июле утвердили проект участка за МКАДом и начали строить станцию «Рублево-Архангельское».
Корреспондент MSK1.RU Игорь Мещанев в авторской колонке объясняет, будет ли полезной новая линия и какие у нее есть минусы.
Какой будет Рублево-Архангельская линия
Рублево-Архангельская линия пройдет от «Москва-Сити» до станции «Ильинская». На ней будет 10 станций:
«Деловой центр» (пересадка на Филевскую и Солнцевскую линии);
«Шелепиха» (пересадка на МЦК);
«Звенигородская»;
«Народное ополчение» (пересадка на БКЛ);
«Бульвар Генерала Карбышева»;
«Серебряный Бор»;
«Строгино» (пересадка на Арбатско-Покровскую линию);
«Липовая Роща»;
«Рублево-Архангельское»;
«Ильинская».
«Деловой центр» и «Шелепиха» уже построены, они функционировали как часть БКЛ, но сейчас временно закрыты. Идет проходка тоннелей на участке до «Бульвара Генерала Карбышева». На станциях «Серебряный Бор» и «Липовая Роща» готовят стройплощадки и стены в грунте, для этого вырубили часть липовой рощи. Еще мэр объявил о начале строительства станции «Рублево-Архангельское». А на «Строгино» пока что лишь появились ограждения.
Из плюсов
Очевидно, что линия будет удобна тем, кто едет в «Москва-Сити». Они попадут туда напрямую, а не через кучу пересадок в центре.
Другой очевидный плюс — на ней явно будет быстрее до БКЛ. На «синей ветке» от «Строгино» до «Кунцевской» — 15 минут, а до «Народного ополчения» — более 30. С появлением новой линии время в разы сократится. Осмелюсь предположить, что до «Народного ополчения» можно будет добраться менее чем за 15 минут.
Удобно будет еще и тем, кто едет из ЗАО по Большой кольцевой в сторону «Полежаевской», «Динамо» и «Савеловской». Не нужно будет делать турне по синей линии в обход Серебряного бора. Выигрыш по километражу и времени в пути на восток и северо-восток также очевиден.
Можно было бы предположить, что и в центр ездить станет удобнее. Однако в этом я сомневаюсь: вряд ли значительно быстрее будет через «Деловой центр», к тому же на Филевской линии есть неудобная «вилка».
Есть и неочевидные плюсы. На мой взгляд, обрадуются жители дальнего пригорода, которые ездят на автобусах до метро «Строгино». Их путь в Москву и обратно — это вечные пробки на Новой Риге и МКАДе.
Если запустить автобусы до «Ильинской» или «Рублево-Архангельского», то пассажиры будут приезжать в Москву быстрее: меньше времени на автобусе в пробках и удобнее на метро. К тому же дороги, возможно, несколько разгрузятся.
Приоритеты властей и «метро для богатых»
При движении с запада Москвы на юг и юго-восток линия почти бесполезна. Но не для этого она и строится.
Рублево-Архангельскую линию называют «метро для богатых». С одной стороны, это неправда: «богачи с Барвихи» в подземку не спустятся. С другой стороны, в Рублево-Архангельском, например, строится квартал «СберСити». Рассмотрим однушку площадью 43,6 квадрата. Совмещенный санузел площадью 6,9 кв. м, спальня — 13,8 кв. м, кухня-гостиная площадью 14,8 кв. м и коридор — 8,1.
Стоит это чудо 24 333 160 рублей или 558 100 рублей за квадрат. Поразительно.
В этой связи волей-неволей напрашиваются мысли про районы внутри МКАДа, где метро нет. Прежде всего, Бирюлево, где до подземки добираются на автобусах или убитых электричках Павелецкого направления. Метро в сторону элитных районов активно строят, а с Бирюлевской линией только пошли первые подвижки: готовят площадки на ЗИЛ и «Острове мечты», исследуют местность в Курьяново, где есть проблемные вопросы.
Есть Лосиноостровский район и Ярославское направление, жалобы на которое тоже популярны.
Претензия есть не столько к самому проекту, а к названиям станций. Возьмем «Серебряный Бор». Точка на карте — расположение станции (обозначение от Градостроительного комплекса). Сам Серебряный бор находится на другом берегу Москвы-реки. Добираться туда нужно с пересадкой. Неужели нельзя было назвать «Живописной» по улице рядом и не вводить никого в заблуждение?
Впрочем, беды с топонимикой встречаются и на других линиях. Например, станцию «Каспийская» Бирюлевской линии построят возле ЖК «Царицыно». А Каспийская улица расположена возле метро «Царицыно» и идет вдоль линии ж/д до платформы «Москворечье». От станции до улицы нужно ехать на автобусе или автомобиле.
Что дальше?
В центр новые линии метро вести не будут, об этом говорил замдиректора Института Генплана Москвы. Ориентир — на хордовые линии. Еще в 2021 году власти заговорили о возможности объединения Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий. Тогда рассмотреть этот вопрос детальнее пообещали после 2025 года.
Альтернатив этому, судя по всему, нет, поэтому идею считаю неплохой. Уже сейчас транспортные обозреватели ожидают, что соединение будет по линии «Фрунзенская» — «Шаболовская» — «Тульская». Не готов оценить, насколько это реально: нужно спрашивать профильных специалистов. К тому же этого очень долго ждать. И есть пример центрального участка «желтой» ветки, который даже в среднесрочной перспективе не построят.
Из минусов — дублирование МЦК на этом участке. Второй минус для Бирюлевского радиуса — наличие более прямого Павелецкого направления до «Тульской». Если ввести тарифы МЦД и нормальное расписание, многие поедут до «Нагатинской» или «Тульской». При этом я всеми руками и ногами «за» Бирюлевскую линию.
Из больших плюсов — возможность разгрузить Кольцевую и БКЛ. Появится более удобный путь до той же «Фрунзенской» и «Шаболовской».
Также будет здорово, если для жителей юга и юго-запада в перспективе появится путь в «Москва-Сити» без пересадок или с меньшим их количеством. Будем ждать Рублево-Бирюлевскую линию метро.
Вывод: считаю строительство РАЛ скорее плюсом для Москвы. Правда, мне как москвичу, с любовью относящемуся к родному городу, хочется, чтобы власти более подробно и открыто говорили о своих приоритетах и планах. Нет прямого ответа на вопрос, почему есть первый участок Троицкой линии, почему строится Рублево-Архангельская, но всё еще проектируют и готовят к строительству Бирюлевскую. О ней широкой аудитории рассказываем только мы в MSK1.
Пока власти молчат, среди местных бабушек ходят слухи, якобы тоннели волшебным образом построили: не шучу, реальное наблюдение.
А мы показываем, как идет процесс на самом деле. Надеюсь, в мэрии тоже повернутся к москвичам, живущим на юге столицы, лицом.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс.Станций Мини среди подписчиков.