MSK1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Москве

Погода+7°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

южн.

748мм 63%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Дороги и транспорт мнение «Приоритеты властей восторг не вызывают». Москвич — о том, что не так с будущей Бирюлевской линией метро

«Приоритеты властей восторг не вызывают». Москвич — о том, что не так с будущей Бирюлевской линией метро

Житель юга столицы также объяснил, почему эта ветка так нужна людям

Житель юга Москвы и журналист MSK1.RU объяснил, как Бирюлево живет без метро и что он думает о проекте новой линии подземки

В марте заммэра по градостроительной политике Андрей Бочкарев объявил о том, что Бирюлевская линия метро получила всю градостроительную документацию. Именно тогда окончательно утвердили трассировку ветки на двух последних участках: от «Кленового бульвара» до «Москворечья» и от «Кавказского бульвара» до «Бирюлево».

Мы уже рассказывали, что известно о строительстве метро в Бирюлево: где будут станции и что говорят власти о сроках открытия. Корреспондент MSK1.RU Игорь Мещанев знает транспортную систему юга Москвы не понаслышке: он тоже уже четыре месяца объезжает закрытый участок зеленой ветки. В своей колонке он объяснил, почему Бирюлевская линия нужна людям и какие недостатки он в ней видит.

Почему я пишу об этом

Разговоры про метро на юге я помню еще с детства. Информации о будущей ветке подземки тогда, естественно, не было. Кто-то рассуждал о том, что метро не строят, «потому что сложные условия», и ходил слух о скоростном трамвае, но дела до него так и не дошло.

Между тем у юга Москвы не самая лучшая репутация в плане транспорта. А у Бирюлево — и подавно. Западное будто заперто двумя направлениями железной дороги: Павелецким и Курским (МЦД D2).

А у Восточного есть только одна улица, ведущая в сторону центра. Причем соединили два района всего несколько лет назад.

Это возымело эффект, но добраться в центр — всё еще большое мучение. При этом некоторые урбанисты и фанаты транспорта всерьез рассуждают о том, что метро в Бирюлево не нужно. Как житель юга я хочу развеять мифы о том, что новая линия «будет возить воздух» и «можно вообще МЦД обойтись».

Миф первый. «Линия из никуда», которая «будет возить воздух»

«Линия из никуда в никуда» — такую оценку давали метро в Бирюлево. Здесь можно согласиться только со второй частью фразы. Слова «из никуда» точно не подойдут для двух районов, в которых суммарно живет более 200 тысяч человек.

Жители Бирюлево в большинстве ездят на серой и зеленой ветках метро. Из Западного огромный поток идет на «Пражскую», из Восточного на ту же станцию — регулярно забитый 852-й автобус. В основном из Восточного люди ехали до «Царицыно» и «Кантемировской» (естественно, до того, как их закрыли). Еще есть вариант с электричками и МЦД, но об этом позже.

«Сначала едешь в забитом автобусе чуть ли не полчаса, потом в таком же забитом метро — еще почти столько же»

Каково ехать на автобусе из Бирюлево? Из Западного — только зигзагообразные маршруты. Причем вряд ли они могут быть другими: такие дороги. Пересечение улицы Подольских Курсантов с Варшавским шоссе в пробках, иногда на пробки и светофоры уходит чуть ли не пятая часть времени (так, навскидку).

Из-за промзоны и ж/д основные маршруты из Западного Бирюлево идут с крюками и зигзагами, а потом упираются в Варшавское шоссе

Из Восточного долгое время можно было выехать только по Липецкой. Это главная магистраль. И она постоянно в пробках. В нее упирается 6-й микрорайон Загорья, Элеваторная улица и новая дорога в сторону Варшавки. На пересечении Липецкой с Проектируемым проездом № 5108 автобусы теряют время на светофорах. Экспресс е80 (бывший 901) то запускают по эстакаде, то возвращают вниз.

Добавим ко всему этому то, что Липецкая улица — продолжение М-4 «Дон» в Москве. Поток машин из области и обратно тоже плотный. А возле станций метро образуются очереди на автобусы в Видное.

Что же с метро? Выезд на многострадальную Липецкую от «Царицыно» по вечерам стоит. А если утром едешь до «Кантемировской», упираешься в Кавказский бульвар (это всё — вкупе с потоком от М-4 еще). Поворачиваешь направо, едешь совсем чуть-чуть до круговой развязки...

«Затем по ней поворачиваешь налево на Пролетарский проспект. Этот убогий зигзаг тоже стоит постоянно»

Липецкая улица переходит в Бакинскую. Далее и следуют два поворота, которые затрудняют движение

Сейчас участок зеленой ветки вообще закрыт на ремонт. И куча автобусов везет людей из Восточного Бирюлево и Царицыно в сторону центра. Хорошо, что популярные экспрессы хотя бы сделали бесплатными, как и электрички.

В такие моменты волей-неволей задумываешься: а что, если бы метро в Бирюлево было сейчас?

«Смотришь на другие станции за МКАД, на строительство Троицкой линии — и становится грустно. Приоритеты городских властей восторг не вызывают»

Еще соседний район Царицыно сейчас застраивают. Да и в Бирюлево не все получили ключи от ЖК «Царицыно».

«Город, как и пригород, уплотняется еще сильнее. И в таких условиях два района может спасти только внеуличный транспорт»

Любой, кто скажет, что новая линия не нужна, не знаком с югом Москвы и тем более с Бирюлево. А бросать рассуждения, глядя на карту, очень легко.

Миф второй. «Обойдетесь с МЦД»

«Электрички им мало!» — скажет кто-то про внеуличный транспорт. Слишком часто звучат аргументы про то, что Бирюлево заживет с вводом МЦД D5.

Платформа «Бирюлево-Пассажирская» выглядит так

Во-первых, что там с «пятым диаметром»? Скоро введут? Его судьба сейчас выглядит наиболее туманной. Сначала его хотели дублировать с D2 от Царицыно, потом решили разделить на два куска (на юге — только до Павелецкого вокзала), затем вовсе заговорили про тоннель под центром Москвы.

Всё это крайне долго. Загляните на сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Страницу про МЦД D5 оттуда пока удалили.

Во-вторых, на электричках ездят многие, но далеко не все. Да и там люди, как сельди в бочке. Тем более сейчас, когда из-за закрытого участка зеленой ветки метро в них проезд бесплатный.

«При всей любви к электричкам стоит упомянуть, что это своеобразная аромолотерея: никогда не угадаешь, как будет пахнуть»

Но не суть. Они и сейчас не спасают: в автобусах и метро обстановка не лучше. Там яблоку негде упасть.

В-третьих, электрички довозят до центра далеко не всех. Сколько бы ни ездил, народ вываливается на «Нагатинской» (бывшие «Нижние Котлы») и идет в метро. С открытием БКЛ нагрузку принимает и «Варшавская», своя доля есть и у «Верхних Котлов», где есть пересадка на МЦК.

До Павелецкого вокзала доезжают далеко не все. Пересадка на метро там не самая приятная.

«К тому же у электричек есть главный минус — толпы на выходе с платформы. Люди в них теряют время, а на существующие линии метро растет нагрузка»

В-четвертых (да, это не всё), а что принесет ввод МЦД? Инфраструктура? Хорошо, но это не главное. Сократят интервалы? Ну дай бог. Уже лучше, конечно, да просто слабо верится. Для меня как для пассажира это — не мелочь.

«Необходимость проверять расписание, риск прождать поезд 20 минут на холоде или четкие интервалы 1,5–2 минуты в метро? Естественно, второе»

А вот система оплаты для меня как для пассажира — аргумент еще серьезнее. Возможно, с единой системой часть людей и пересядет на электрички. Но, на мой взгляд, существенно на ситуацию это не повлияет. Помимо других аргументов, электрички удобны далеко не всем.

Единственный железный плюс я вижу в будущей станции «Котляково». Она будет между «Царицыно» и «Покровское» на D2 и между «Бирюлево-Товарной» и «Чертаново» на D5. Если пересадку между направлениями сделают удобной — честь и хвала. Правда, со сроками пока тоже не очень понятно.

А что с самой линией?

Итак, утвердили 10 станций. Одна — в Западном Бирюлево, на границе районов возле платформы «Бирюлево-Пассажирская». Три станции в Восточном, по одной — в Царицыно и Москворечье-Сабурово. Затем, через Курьяново, к БКЛ, зеленой ветке и МЦК. Подробнее — в нашем материале.

По части станций в Бирюлево я в целом согласен. Пересадка на электричку явно нужна. В Восточном всё неплохо: лишь бы крюк к «Лебедянской» не был таким крутым. Как мне представляется, эта станция к тому же может идеально подхватить поток людей из областных автобусов.

«Если бы удалось перенести станцию "Липецкая" вглубь Бирюлево Восточного, было бы вообще шикарно»

Жители Бирюлевской улицы проект одобрили бы на сто процентов. Но мы не знаем всех тонкостей проектировки, к тому же линия и так достаточно изогнутая. Проблему с тем, что станции прижаты к Липецкой улице, могут решить нормальные маршруты автобусов.

Станция «Москворечье» на Каширском шоссе — более-менее удачное решение, несмотря на начало большого крюка. Поток автобусов и автомобилей по шоссе огромный: пробки тоже частые, особенно в условиях ограничений для машин. Здесь не забываем про кучу запретов и выделенок из-за участка измученной Замоскворецкой линии.

При этом пересадки на D2 не будет ни в Москворечье, ни в Курьяново.

Без пересадки на БКЛ — тоже никуда. Однако возникает вопрос: а куда всё это приведет?

«Допустим, я хочу добраться в центр. Зачем мне ЗИЛ? Многим он будет как собаке пятая нога»

Еще один риск я сейчас вижу в следующем: кому-то будет всё еще выгоднее ездить по зеленой или серой ветке. И из-за близости к метро, и из-за крюков линии из Бирюлево.

«Может возникнуть выбор: прямо в центр или крюками, но туда же? Боюсь, что экономия времени может быть несущественным фактором. Но буду рад ошибиться»

Именно поэтому из слов «линия из никуда в никуда» согласиться можно со второй частью. Если линия вдруг и будет возить воздух на радость хейтерам, то только из-за трассировки.

К слову, за пересадку на «Технопарке» я отдельно опасаюсь: во-первых, она долгая, а во-вторых, может «убить» зеленую ветку.

Дептранс при этом заверяет, что потоки распределятся с помощью БКЛ. С этим частично можно согласиться. Надежда на это есть, за годы строительства точно станет понятнее, как и куда разъезжаются пассажиры.

В общем, для того чтобы добраться в центр, линия может и не помочь. В этом аспекте крюк выглядит как не пойми что. Но надеемся на лучшее.

Перспективы: а в центр возможно?

Видимо, в центре места для линии из Бирюлево не нашлось. И это скорее оправданно: я не представляю, куда ее можно было бы реально продолжить.

Филевскую линию от «Александровского сада» не продлить: Кремль не обогнуть, с гипотетической пересадкой на Кольцевую тоже непонятно, как вести. Калининский радиус от «Третьяковской» не повернуть: уместнее всё же желтую ветку наконец соединить. Так что это мечты и розовые очки.

В будущем Бирюлевскую линию могут продлить на северо-запад к будущей Рублево-Архангельской линии. Это есть в генеральном плане Москвы. Однако по срокам здесь всё еще менее понятно. Очевидно лишь то, что теперь будущее видят в хордовых линиях, которые в центр не ведут.

Это схема из истории БКЛ и проекта под названием Третий пересадочный контур. Линия из Бирюлево тут тоже есть, и она соединяется с Рублево-Архангельской

Спешу разочаровать таких же, как и я, жителей юга. Линия в любом случае не шла бы в центр. В старом генплане она тоже идет через «Тульскую», «Шаболовскую» и «Фрунзенскую» туда же, на северо-восток.

Линия из Бирюлево показана розовым цветом внизу картинки (из текста ниже всё будет понятнее). Не очень видна пересадка на «Шаболовской», но «Фрунзенская» — отчетливо

«Замысел имеет право на жизнь, если пассажиры равномерно распределятся на серой, оранжевой и красной ветках. Только когда это будет возможно?»

Правда, в совсем устаревшем Генплане линия на юге другая. От «Бирюлево-Товарной» она сразу могла бы пойти к «Орехово», затем — к «Каширской», а после — к «Тульской».

В самом Бирюлево это было бы неудачно: непонятная первая станция в Западном и вторая возле «Бирюлево-Товарной», удобная далеко не для всех. Прокладка линии под дендропарком — жемчужиной района и всей столицы, вызвало бы бурю негодования.

Далее из-за пересадки в «Орехово» возник бы такой же вопрос про смертный приговор Замоскворецкой линии, как сейчас многие думают про станции «Остров мечты» — «Технопарк». Плюс я вижу в пересадке на электричку («второй диаметр» в «Москворечье»).

Насколько удачной была бы пересадка на «Каширскую» — вопрос открытый. В старом проекте — точно нет, два раза пересекать зеленую ветку никому не надо.

«Если бы запустили через "Каширку" новый проект — тоже неясно. Из плюсов: нет огромного крюка через Печатники»

Власти упомянули, что линию могут продлить в Новую Москву в сторону Щербинки. Здесь я бы не стал рассуждать о правильности решения: хотя бы внутри МКАД хочется наконец увидеть метро.

Хотя тут берёт эгоизм жителя юга города. Не хотелось бы поменять шило на мыло и в будущем на окраине города садиться в уже заполненное метро. К тому же вопрос о том, не лопнут ли другие линии, встанет еще серьезнее.

«Как житель юга понимаю, что не все мои желания можно реализовать. Но и властям стоит помнить, что линии метро они проектируют для людей»

По итогу: Бирюлево и юг Москвы ждут Бирюлевскую линию метро и мучаются уже много лет. И горькое разочарование появляется из-за того, что ее не будет в центре. Если чуть-чуть углубиться, понять это будет всё же можно. Или нет? Пишите в комментариях!

Согласны с автором?

Да
Нет
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем