В Москве заканчивается реконструкция трамвайного депо имени Апакова на Шаболовке, которая длилась несколько лет. Только на основные работы по сносу старых конструкций и строительству новых потратили более 3,5 миллиарда рублей.
— После завершения работ трамвайное депо имени Апакова станет самым современным в столице и сможет обслуживать вагоны последнего поколения, — сообщили MSK1.RU в пресс-службе Московского метрополитена. — Вместо него выпуск вагонов на линию сейчас осуществляется с территории Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице.
Трамвайное депо на Шаболовке было открыто в 1909 году и является старейшим предприятием городского электрического транспорта Москвы (прежнее название — Замоскворецкий трамвайный парк). Комплекс построек представляет собой историческую и культурную ценность. В частности, главное здание депо (строение 1) возвели по проекту Владимира Шухова. Оно является уникальным памятником промышленной архитектуры начала XX века.
«Работы делали тяп-ляп»
Контракт на реконструкцию депо выиграла компания «Техноконцепт». У компании много направлений: фирма рекультивирует полигоны, занимается строительством и капитальным ремонтом зданий, делает архитектурно-художественную подсветку (еще и светильниками собственного производства). Самый главный заказчик фирмы — Московский метрополитен.
— Они ранее не раз реконструировали трамвайные пути в Москве, — напомнил глава Союза пассажиров России Кирилл Янков. — И к этой фирме было очень много нареканий: к качеству работ, срокам и так далее. В общем, у нее не очень хорошая репутация по работам по реконструкции трамвайных путей.
Работы они делали тяп-ляп, и приходилось переделывать. Не исключаю, что и трамвайное депо имени Апакова они делают по такому же принципу.
Вместе с контрактом на реконструкцию депо «Техноконцепт» в 2020 году получил шесть объектов, где был необходим ремонт трамвайных путей. В СМИ писали, что рабочие срывали сроки, а москвичи жаловались, что трамваи ходили со странным расписанием, некоторые вообще по другим маршрутам. А после того как работники фирмы закончили ремонт на ряде линий, с них несколько раз сходили вагоны. Оказалось, что где-то рельсы были сварены наполовину, на некоторых были изломы, еще на части не было креплений.
Шаболовка — не место для депо?
Когда четыре года назад начиналась реконструкция трамвайного депо имени Апакова, пошли слухи, что постройки снесут, а вместо них возведут жилой комплекс или торговый центр.
— Разговоры о том, что депо имени Апакова закроют, а вместо него построят новое в Бирюлево, были еще в десятые годы, — добавил Кирилл Янков. — И с точки зрения эксплуатации трамвайной сети депо на окраине было лучше, чем депо в центре. Утром при выезде вагонов из депо поток людей едет в центр, а вечером — наоборот.
Эксперт объяснил, что, когда депо в центре, трамваи сначала едут на конечные остановки почти пустые, а уже потом начинают возить людей. Аналогичная ситуация вечером — трамваи развозят людей по периферийным районам, а потом пустые возвращаются в депо.
Кстати, как сообщили в Мосметро, пока шла реконструкция депо на Шаболовке, вагоны на линию выпускали с территории Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице.
Закроют все депо. Но по очереди
Когда работы в трамвайном депо имени Апакова завершат, власти планируют заняться реконструкцией других. Они будут закрывать их один за другим, пока не доберутся до всех.
— Планируется обновить все трамвайные депо столицы, — уточнили в пресс-службе Московского метрополитена. — По мере закрытия площадок на реконструкцию все вагоны, которые там обслуживаются, будут распределяться по другим. Поэтому программа модернизации всех столичных трамвайных депо рассчитана на долгосрочную перспективу — до 2040 года.
На сегодняшний день в Москве действуют пять трамвайных депо, а в столичном парке насчитывается около 600 вагонов.
— Ну откроется депо имени Апакова, закроется, допустим, Октябрьское, после — другое и так далее. Пассажиры этого не ощутят, — поделился мнением транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Возможно, будут проблемы с закрытием Краснопресненского, так как оно единственное и связи с маршрутами других депо у него нет. Но, может, возведут какой-нибудь временный комплекс.
Переживать, что трамваи будут ходить не по всем маршрутам или увеличатся интервалы, не стоит. При нормальной организации пассажиры пострадать не должны.
Любите ли вы московские трамваи?
Недавно в Москве расширили трамвайную сеть — проложили двухпутную трамвайную линию длиной свыше 860 метров вдоль нечетной стороны улицы Сергия Радонежского. Она соединила действующие пути на шоссе Энтузиастов и Андроньевской площади.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».