Московский комитет по архитектуре и градостроительству опубликовал распоряжение, приостанавливающее планировку строительства центрального участка МЦД-5.
В документе идет речь о территории от станции «Дербеневская» до станции «Маленковская», а также от остановочного пункта «Ростокино» до остановочного пункта «Яуза». Также приостановлена подготовка остановочного пункта «Нагатинская».
Согласно распоряжению, планирование строительства МЦД-5 остановлено «до принятия решения о возобновлении подготовки проекта». MSK1.RU поговорил с транспортными экспертами и выяснил, почему власти Москвы отложили в долгий ящик строительство долгожданного пятого диаметра.
«Надо было лучше думать»
МЦД-5 должно было соединить два железнодорожных направления — Ярославское и Павелецкое. Причем, первое считается одним из самых загруженных — пассажиропоток там составляет почти 40 тысяч человек в час.
Согласно заявлениям мэра Собянина, МЦД-5 должна была пройти через центр города. Как отметил глава Союза пассажиров России Кирилл Янков, провести диаметр подобным образом можно только с помощью тоннелей глубокого заложения.
— Были проекты, как связать направления через окраины Москвы, но этот вариант никому не понравился. Связка туннелей правильная, потому что такие станции и линии в центре Москвы нужны. Центр города все еще остается перегруженным, — отметил эксперт.
По словам транспортного аналитика Владислава Булгакова, построить новые вестибюли для МЦД-5 в центре столицы невозможно — для их заложения там просто нет места. Также не получится присоединить вестибюли к уже существующим станциям, это потребует их полной реконструкции.
— В последние полтора года появлялись признаки того, что МЦД-5 будут сливать. В реальности нет никаких возможностей этот проект воплотить. В первую очередь из-за того, что придется закладывать тоннели буквально в историческом центре города, где и так куча линий метро, — говорит Булгаков.
С точки зрения транспортных перспектив, МЦД-5 был бы полезен, но реализовать проект сложно, долго и дорого.
Зря мурыжили жителей столько лет?
Впервые об МЦД-5 заговорили в начале 2022 года. Чиновники и железнодорожники несколько раз переносили сроки запуска диаметра. Ожидалось, что новую линию откроют в 2025 году, потом дату перенесли на 2026 год, затем на 2028-й, а сейчас и вовсе заморозили строительство.
Несмотря на то, что власти предпочитают отмалчиваться о судьбе МЦД-5, проблемы Ярославского и Павелецкого направлений никуда не делись.
— Всего в Москве 10 направлений. С появлением диаметров, пассажиры восьми из них получили бонусы — на этих направлениях действует московская тарифная система, ездят новые подвижные составы, есть бесплатная пересадка на метро. А вот Ярославское и Павелецкое остались неприкаянными, — объясняет Кирилл Янков.
Ярославское направление — крупнейшее по пассажиропотоку. При этом там и на Павелецком ходят самые старые подвижные составы
— Можно было хотя бы включить эти два направления в общую тарифную систему и со временем приводить подвижные составы к тому состоянию, как на МЦД. Нужно было сначала думать, как лучше связать радиусы и где может понадобиться туннельное заложение. К сожалению, в 2017 году власти не до конца это продумали и в такую ловушку попали, — пояснил он.
По мнению аналитика Булгакова, строительство МЦД-5 можно сравнить с британским Crossrail (Elizabet line). Железнодорожную линию, проходящую через центр Лондона, начали строить в 2009 году и завершили лишь в 2022-м. Всего на строительство Crossrail потратили свыше 18,8 миллиарда фунтов стерлингов (примерно 2,3 триллиона рублей).
— Долгострои оставляют много вопросов. Даже ВСМ Москва — Петербург пока кажется более реализуемой для московской мэрии, чем пятый диаметр. Обидно, конечно, но всё это было ожидаемо, — высказался эксперт.
Проще построить на окраинах кучу станций мелкого заложения и любые более простые проекты, чем вливать огромное количество денег в МЦД-5.
Ранее мы рассказывали, куда могут продлить новые линии московского метро. Почитайте еще, какие станции планируют открыть в 2030 году. Также мы показывали, как идет строительство Бирюлевской линии метро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».