На противоположном берегу от подмосковной Икши находится более 50 населенных пунктов, жители которых уже пятый год живут без доступа к таким благам цивилизации, как поликлиника, отделение полиции, железнодорожная станция, детские сады и школы. В 2020 году ФГБУ «Канал имени Москвы» объявил о реконструкции моста, который связывал Восточный берег с объектами инфраструктуры. Его срезали и обещали вернуть в апреле 2022 года, но не вернули.
Пять лет назад жители подмосковного села Игнатово, деревень Протасово, Большое Ивановское, Долгиниха, Рождествено, Пчелка и других населенных пунктов могли дойти до другого берега по пешеходному мосту за 20 минут. Но теперь более 30 тысяч жителей вынуждены добираться до Икши на автобусе, который ходит с интервалом в полтора-два часа. Влезть в автобус едва ли возможно: уже с первых остановок он едет полностью забитый.
Мы узнали, как живут местные жители без доступа к важнейшей инфраструктуре и собирается ли администрация решать вопрос транспортной доступности, который мучает людей уже пятый год.
«Ждала электричку на морозе 40 минут»
Елена прожила всю жизнь в деревне Муракино. 49 лет женщина ходила по мосту от своего дома до станции Икша. Но с 2020 года для Елены, как и для всех жителей «заканалья», добраться до станции и других объектов инфраструктуры стало в разы сложнее.
Взамен перехода через мост жителям предоставили два варианта транспорта: станция Морозки, до которой на общественном транспорте ехать 40 минут, и автобус. Обладателям автомобилей не сильно легче: из-за отсутствия моста на «бетонке» (бетонная кольцевая дорога) образовалась пробка, в которой по вечерам люди стоят около часа.
— Доступ к электричкам — это просто беда. Раньше можно было легко уехать со станции Икша. Там останавливается больше электричек, чем в Морозках. Мы даже не смотрели расписание: просто приходили на станцию, и в течение 15 минут была электричка. А этой зимой я в Морозках один раз ждала электричку на холоде 40 минут, — рассказала Елена.
Из-за того, что вся инфраструктура находится на противоположном берегу, у жителей больше нет к ней быстрого доступа:
— Раньше мы пользовались всем на станции Икша. Там были ветклиники, фельдшерский пункт, где ты получаешь медицинскую помощь. Все магазины были с той стороны. Даже аптека, например, в Икше дешевая, а у нас, рядом с домом, она очень дорогая. За счет того, что у нас нет доступа к другим магазинам, у нас все товары в разы дороже, — поделилась Елена.
Единственный автобус ходит раз в полтора часа
Большинство местных вынуждены ежедневно пользоваться автобусом, который только недавно стал ходить чаще пяти раз в день. Люди ждут его на остановке по полтора часа. Чтобы попасть в салон, надо занимать очередь сильно заранее, так как это единственный маршрут на 30 тысяч жителей.
— Автобус ходит из рук вон плохо. Летом в него не воткнешься. Он и так ходит раз в 100 лет, а маршрут иногда еще и отменяется. Я долгое время работала в икшинской школе. У нас были дети с другой стороны канала. Например, есть поселок 3-й Участок. Один ребенок ходил оттуда пешком в школу. А сейчас ему нужно подгадывать время под автобус. То есть, если у него закончились уроки, и в это время нет автобуса, то он будет стоять час-полтора и ждать, пока он приедет. Ну это разве нормально? Сломать — легко, а вернуть — никто не шевелится! — возмущается местная жительница Татьяна.
«Расписание соответствует пассажиропотоку»
Раньше мост, соединявший «заканалье» с Икшей, проходил над шлюзом № 6, который в 2020 году начали ремонтировать. Во время ремонта вдруг оказалось, что мост не отвечает нормам транспортной безопасности.
— Я пользовался этим мостом испокон веков. Он существует с начала 60-х годов, и я по нему с детства ходил. Мы попросили администрацию рассмотреть возможность либо восстановить мост с обеспечением норм транспортной безопасности, либо построить новый мост, который не будет входить в зону шлюза, — объяснил местный житель Дмитрий.
Жители уже несколько лет просят решить вопрос с транспортной доступностью. Им удалось собрать 1600 подписей. Но администрация Дмитровского городского округа до сих пор не решила проблему. Очевидно одно — на прежнем месте восстановить мост невозможно:
«Восстановление пешеходного маршрута через зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры шлюза № 6 не представляется возможным», — говорится в официальном ответе.
Также администрация уверяет: вопрос о постройке нового моста через Канал имени Москвы «прорабатывался», но такой проект обойдется слишком дорого и не может быть выполнен на государственные деньги:
«По итогам проработки определена высокая стоимость капитальных затрат по строительству мостового перехода, обусловленная необходимостью размещения створа мостового перехода только в районе p. Икша, обеспечением соответствующих высот опор моста для возможности прохождения судов, переустройства всей облицовки канала на участке между шлюзом № 6 и шлюзом № 5, строительства подходов к мостовому переходу, в том числе до станции Икша, а также необходимость строительства нового перехода через железнодорожные пути. Таким образом, строительство мостового перехода возможно только с привлечением частных инвесторов».
Изменений в работе автобусов, например, уменьшения интервалов между рейсами, — тоже не предвидится. По словам администрации, расписание «соответствует сложившемуся пассажиропотоку».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш iPhone 16 и трех «Яндекс Станций» среди подписчиков.