Маршруты московских автобусов часто меняют из-за открытия станций метро: в сентябре это произошло из-за запуска участка Троицкой линии, а также станции «Потапово» Сокольнической линии. Вместе с этим транспортную схему периодически перекраивают по всему городу: в сентябре самые большие изменения были на востоке столицы.
А три года назад в центре и на юге Москвы изменили сразу 200 маршрутов. В один день номера автобусов, к которым москвичи привыкли за десятилетия, ушли в прошлое, как и многие маршруты. Взамен появились другие — с буквами «е», «м» и «с».
Исторические изменения маршрутной сети жители Москвы перенесли болезненно, и этот этап реформы «Магистраль» некоторые назвали «шоковой терапией» в мире московского транспорта. Корреспондент MSK1.RU Игорь Мещанев был вспомнил, что тогда происходило на юге Москвы. Публикуем его откровенную колонку о том, как провели самый масштабный этап реформы «Магистраль».
В моей колонке будет много критики реформы «Магистраль», но перед этим отмечу, что многие изменения московского транспорта пошли на благо пассажирам. Если в деталях перечислить их все, то не хватит и тома книги. Чего только стоят выделенные полосы, благодаря которым мы перестали тратить по 20 минут на дорогу в один километр.
Но 20 ноября 2021 года жизнь сотен тысяч (почти двух миллионов) москвичей так или иначе изменилась, потому что реформа «Магистраль» тогда затронула 200 маршрутов. И, к сожалению, транспортники тогда допустили множество ошибок.
Нужна ли реформа «Магистраль» и перенумерация маршрутов
Безусловно, какие-то изменения в маршрутную сеть были нужны. Были автобусы, которые ты встречал дай бог раз в месяц, а то и реже. Вроде бы и ездит, а где же он на самом деле — непонятно.
Ввели несколько новых маршрутов. «Новых» — не когда старый перенумеровали, а потом гордо заявили, что это нечто совершенно инновационное. Действительно новые маршруты, которых город не видел.
Приведу несколько примеров, но их больше. 814-й теперь ездит через ЖК «Царицыно». Молодцы, откликнулись на просьбы пассажиров. Но при этом убрали 756-й вместе с обслуживанием Донбасской улицы — и это плохо.
Ввели м78 от «Выхино» до «Орехово». Ни разу не пользовался, но беспересадочное движение по части МКАД — класс. Похвалю м82 от 6-й Радиальной до 14 микрорайона Орехова-Борисова. Но лишь конкретно за альтернативный магистральный сервис между Царицыно и Восточным Бирюлево (раньше был редкий маршрут).
Большие претензии есть к идее присвоить маршрутам новые номера. Замысел в том, что буква обозначает вид маршрута, цифра — сектор, в котором он курсирует.
Эксперимент, очевидно, неудачный. Москвичам рассказывали, что в прошлой системе нумерации не было логики. Может быть, но эти маршруты существовали десятилетиями. Нам говорили даже, что номера должны быть удобны приезжим. Так по первой цифре гость столицы поймет, куда едет маршрут.
Но это бесполезно как для местных, так и для приезжих. Допустим, турист чудом оказался в Чертаново, Бирюлёво или Орехово. Какую дополнительную информацию ему несут номера районных маршрутов (или «м», или «с»)? Какая ему разница, это м96 или м97? Все равно нужно запоминать конкретный маршрут. А если ты в районе впервые, то как не перепутать его с кучей плюс-минус похожих?
К тому же туристы, как правило, строят маршрут по навигатору. И тут тем более нет разницы, ехать на 203 или на м88. И смысла кардинально менять устоявшуюся за десятилетия систему ради мифического комфорта гостей тем более нет.
С нумерацией есть и откровенные косяки. Например, возле выхода № 4 в Текстильщиках есть маршруты с790 и с799. Едут они в разные стороны.
Стоит ли говорить, что даже с хорошим зрением бывает трудно отличить 0 от 9 на конце? А если человек спешит на автобус, перепутает маршрут и поедет не туда, что он скажет про такую реформу?
Менее ярких примеров еще больше. Так что, в целом, с номерами наворотили какую-то ерунду.
Где есть плюсы? Уместно выделять экспрессы буквой «е», чтобы отличать их от других маршрутов. Магистральные маршруты, которые едут через полгорода, тоже здорово отмечать буквой и цифрой по номеру сектора. Увидел, понял, что маршрут точно довезет меня далеко к точке назначения. В данном случае это здраво.
То есть любые длинные межрайонные маршруты заслуживают отдельного обозначения, будь то «центр — окраина» или «окраина — окраина» (тут, правда, может пострадать логика при присвоении номера). Но тащить это для внутрирайонных автобусов — полный бред.
Например, почему в Западное Бирюлёво от «Пражской» едут магистральные м96 и м97, а в Восточное — районный 852? Выйдите на станции, постойте на остановке, посмотрите на толпы — будет ощущение, что в Восточное едет пол-Бирюлева. Хотя здесь, вероятно, просто не хватило двухзначных номеров для еще одного маршрута.
Предположу, что кардинальный слом старой системы нумерации помогает немного прикрыть то, сколько маршрутов было ликвидировано. Если бы все менялось более плавно, это стало бы еще заметнее. Правда, москвичи все и так это увидели и, мягко говоря, не оценили.
Совершенно точно номера маршрутов по секторам удобнее для служебного пользования. Вот тут ты действительно понимаешь, над какой частью города работаешь. А для пассажиров это, повторюсь, скорее вред, нежели польза.
Пересадки: стало ли удобнее и быстрее?
В дептрансе открыто говорили, что пересадок станет больше, и они не будут чувствоваться как нечто экстраординарное. С одной стороны, пересадки требовались и раньше, к тому же идеальных маршрутов для всех не придумаешь.
С другой, тезис про легкость пересадок тоже оказался ошибочным (а если совсем на чистоту, то лишь ненужным пассажирам пиар-ходом). Нельзя принять как данность то, что нужно делать пересадку на морозе. Или в случае, когда автобуса долго нет.
Сам факт того, что ты угадываешь, когда приедет второй или третий автобус, добавляет нестабильности в поездку и делает ее приключением. Иногда в голове целые комбинации из пересадок, хотя хочется просто поехать домой.
Местами разорваны внутрирайонные связи. Например, в том же Бирюлёво. В Восточном есть Бирюлевская улица, по которой раньше ходил 701 автобус. Сейчас, чтобы проехать по ней, нужно пересаживаться с м88 на 852 (если пройти дальше, то на м89).
Пересадка не самая сложная: нужно перейти на другую сторону дороги. Но на это требуется пара-тройка минут, затем нужно подождать следующий автобус. Далеко не всегда он приезжает в нужный момент (будем объективны, и не должен), нередко он задерживается — либо уезжает перед носом.
Раньше 701-й был бы уже на другом конце района, а теперь пассажир еще стоит на остановке «Травмпункт». Стала ли поездка быстрее на 30-40%? И близко нет.
Очень много подобных жалоб было и от жителей Орехово-Борисово. Из-за сокращения трассы многих маршрутов несколько ухудшилось и межрайонное сообщение.
Тезис со сравнением магистральных маршрутов с метро тоже ошибочный. Единственное здравое зерно — более-менее четкое расписание при условии, что оно соблюдается. Но в остальном сравнивать метро и автобусы — это подмена понятий. Это разные виды транспорта, разные условия (та же погода), на наземный транспорт дорожная обстановка.
Почему дублирование маршрутов не всегда плохо
Дублирование критиковали как сотрудники дептранса, так и независимые эксперты. Давайте рассмотрим немного оторванный от Москвы пример. От метро «Планерная» в Химки ходят троллейбусы 202 и 203. 202-й поворачивает налево и едет до улицы Дружбы, а 203-й — направо, до стадиона «Родина». При этом от Дружбы до «Родины» есть и троллейбус № 1.
Получается крайне занимательная ситуация. Все три маршрута дублируют друг друга на разных участках. Но пример отличный.
По логике «реформаторов», любой маршрут из этих трех можно просто взять и ликвидировать. А людей заставить делать пересадку. Был бы, например, разворотный круг на пересечении с Юбилейным проспектом — так вообще объединить 202 и 203 и обрезать до него (дорогие чиновники и проектировщики, это не инструкция к действию, не делайте так больше — пожалейте людей).
Там, где маршруты друг друга дублируют, они друг друга и разгружают. Нужно ехать до Юбилейного проспекта — садишься на любой, нужно ехать дальше — едешь на своем. Какой-то сбой — так уж и быть, возможно, пересаживаешься.
Никакие дополнительные троллейбусы не компенсируют ликвидацию маршрута. Если это сделать, получим толкучку и «битву в дверях» каждый вечер.
Примерно такое же ощущение иногда вызывает и «Магистраль». Иногда ты действительно выходишь из метро и видишь, что автобус ушел, но другой придет через пять минут. Это радует.
А иногда ты выходишь, видишь толпу, понимаешь, что автобуса не предвидится, и в него не влезешь. Заходишь в метро, едешь на одну станцию дальше и добираешься на других автобусах. С ощущением, что раньше тебя бы увез какой-нибудь из трех-четырех маршрутов, а не один экспресс.
«Информирование» — провал
20 ноября 2021 года маршруты автобусов изменили в один день. Задолго до этого провели большой опрос, насколько людям будет удобно ездить по-новому. Предлагались примерно такие же альтернативы: дольше ждать автобус или чуть-чуть пройти и пересесть, и так далее.
Вроде бы, прекрасная идея. Но есть ряд недостатков. Откуда рядовому москвичу узнать об этом опросе и поучаствовать в нем? Насколько выборка была адекватная? И, самое главное, рассуждать общо можно бесконечно. Предложили бы жителям условного Орехово заранее взглянуть на новые маршруты — они бы ахнули.
За полтора месяца на сайте Московского транспорта опубликовали интерактивную схему со всеми маршрутами. Это тоже вроде бы прекрасно. Я немало времени потратил на то, чтобы понять все изменения. И поэтому был к ним готов. Это все потому, что я тогда интересовался транспортом и мониторил сообщества, где каждое движение на стройплощадке метро — это новость городского масштаба.
А были ли готовы другие? Почему обычный человек, не являющийся транспортным «задротом», должен зайти на сайт и увидеть изменения?
Да, были репортажи по телевидению. Формально, как это называют чиновники, работу по информированию провели. Но насколько позаботились о жителях? Я очень хорошо помню ощущение грядущего потрясения, хотя на остановках — ни одного объявления. Они появились лишь дней за десять. Этого было явно недостаточно. И пассажиры справедливо на это жаловались.
Все эти схемы нужно было так же за месяц или два. А все эти красивые картиночки с QR-кодом и эмодзи на остановках (на фото — ниже) пользы не принесут, особенно старшему поколению. Нужно было так же сильно заранее выйти на улицы и простым русским языком объяснить все людям. В общем, позаботиться о них.
Судя по переполоху, который случился в день внедрения новых маршрутов, это был провал. И виноваты здесь не люди, которые «просто не разобрались» или не смогли заранее смотреть схему на сайте.
Но ведь были и голосовые объявления в автобусах. Технически — да. Вот новость с сайта «Магистрали» от 19 ноября 2021 года (за несколько часов до ввода новой нумерации):
«В салонах автобусов вы услышите голоса аналитика маршрутной сети Валерии Камышевой, старшего аналитика Александра Тугунова и руководителя направления „Инфраструктура“ Дмитрия Грубого. Уже с 20 ноября мы запустим обновленную маршрутную сеть „Магистраль“ в ЦАО и ЮАО. А в 2022 году изменения начнутся по всей Москве — это около 1000 действующих маршрутов. В планах — ЮЗАО и ЗАО, следите за новостями», — говорилось в сообщении.
И сотни тысяч действительно слышали это «Привет, я Дмитрий», и так далее. Все через конкретного «героя», с именем, как диалог с человеком. Стильно, модно, молодёжно. Но бесполезно.
То же самое можно было сделать за месяц. Как вариант — записать для 90% маршрутов конкретное описание изменений: «Это 219-й, скоро он получит номер м19 и пойдет по обеим сторонам улицы Академика Миллионщикова и будет продлен до МГУ» или «Это 203-й, с 20 ноября после Загорьевской улицы перенаправим его по Ягодной и Загорьевскому проезду до „Бирюлево-пассажирской“».
Как например во время закрытия участка Замоскворецкой линии метро осенью 2022 года. Тогда в каждом почтовом ящике оказалась схема с изменениями. И я подумал: «Блин, какие ребята классные, так заморочились». Действительно, огромную работу провели.
Послесловие
По итогу, возможно, и нужная реформа для транспорта превратилась в шоковую терапию для москвичей, особенно для старшего поколения. Но все это могли бы сделать и по уму, если «Магистраль» действительно была неизбежна.
Обещали, что уже в 2022 году реформа придет в ЮЗАО и ЗАО. Но этого так и не произошло. Есть менее масштабные изменения в разных частях Москвы. Возможно, здесь тоже сделали выводы.
Вместе с этим, реформа, очевидно, не закончена, и логика в тех же номерах теряется. Например, от метро «Орехово» в Бирюлево (ЮАО) ездит 826 маршрут, а от «Молодежной» до Беловежской улицы (ЗАО) — 825. А это разные концы Москвы. Что будет дальше с маршрутной сетью Москвы — непонятно, но очень интересно. И чиновники говорить об этом не хотят.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».