В Москве с 3 декабря повысят тарифы на поездки в поездах и автобусах «Аэроэкспресса». Новая стоимость по билету класса «Стандарт» в поезде составит 650 рублей. Последние годы компания регулярно поднимала цены. Но был и момент, когда их значительно снижали. Разбираемся, как формируются цены на поездки и что за ними стоит.
В декабре стоимость проезда практически на все ключевые позиции изменится. Цены вырастут даже для сотрудников аэропортов, которым доступны «Подписки».
«Аэроэкспресс» — компания, которая была создана в 2005 году и является единым оператором по перевозке авиапассажиров московских аэропортов Домодедово и Шереметьево с центральных железнодорожных вокзалов Москвы.
Штаб-квартира организации находится в Шереметьево. У них есть собственный терминал в этом аэропорту. Владельцами компании являются бизнесмены Искандар Махмудов и Андрей Бокарев и структуры «Трансгрупп», об этом писал «Интерфакс». Еще 25% — у «Российских железных дорог». В 2021-м шли разговоры, что РЖД могли продать свою долю, но, по данным «Контур.Фокуса», четверть акций по-прежнему остаются у них.
В 2023 году Махмудов с состоянием $ 8,3 млрд, по версии Forbes, занял 21-е место в рейтинге российских миллиардеров.
За последние годы стоимость проезда на одного человека в классе «Стандарт» поезда «Аэроэкспресса» выросла почти на 216%. Дело в том, что в июне 2020-го компания резко опустила тариф: с 500 рублей до 300. Это было связано с большим снижением спроса на время пандемии.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков в разговоре с MSK1.RU предположил, что значительный рост цен можно объяснить бизнес-моделью компании.
— Они позиционируют себя как некий премиум-сервис, чтобы собрать побольше, — заявил Янков. — Если пассажир летит на самолете, значит он богатый и за «Аэроэкспресс» тоже заплатит. Только у них эта бизнес-модель не клеится.
Была ситуация, когда они выходили, допустим, в Казань, во Владивосток — в середине десятых годов. Но с их бизнес-моделью ничего не получилось. Быстро оттуда ушли и вышли пригородные компании на эти маршруты.
Также эксперт добавил, что показателен и пример с аэропортом Внуково, куда провели метро. Теперь туда ездят электрички ЦППК, но цены значительно меньше, чем у «Аэроэкспрессов». Сейчас от Киевского вокзала до аэропорта Внуково можно доехать и обратно за 280 рублей.
У «Аэроэкспрессов» цены последние 4 года только росли. Но компания расширяла тарифную сетку. Появилась возможность покупать билеты туда-обратно всей семьей, что позволило экономить при путешествии. С 3 декабря появится новый тариф — «Семейный» только в одну сторону, — стоимость будет от 1200 рублей за 4 человек.
За последние годы нынешнее повышение цен — самое значительное. В «Аэроэкспрессе» его объяснили ежегодной инфляцией и ростом цен:
— Компания делает всё возможное, чтобы сохранять доступную стоимость поездки в аэропорт. Так, с 2014 по 2024 год общий уровень индексации тарифов «Аэроэкспресс» в 1,5 раза ниже роста индекса потребительских цен за этот же период, — сообщили в пресс-службе компании. — Мы сохраняем ряд тарифных предложений, которые позволяют пользоваться поездами и экспресс-автобусами со скидкой до 80% на поездку по отношению к стандартному тарифу.
Перестали быть экспрессами, но завышали цены изначально?
По мнению эксперта, цены на «Аэроэкспрессы» изначально были завышены. И с момента запуска поездов время в пути только выросло — почти в два раза.
— То, что они сравнивают рост цен с индексом на потребительские товары, с их цифрами можно согласиться, но надо понимать, что изначально цены на «Аэроэкспресс» были завышены, — сказал Кирилл Янков. — В Шереметьево с пуском МЦД в 2019 году произошло резкое замедление «Аэроэкспрессов». Они уже не экспрессы, а идут параллельным графиком с обычными электричками. Когда их запускали, время в пути до Белорусского вокзала составляло там 30 минут или 32 минуты, сейчас оно приближается к часу. То есть сервис ухудшился.
Председатель Союза пассажиров считает, что «Аэроэкспресс» не совсем обоснованно повышает цены. В этом компании помогает отсутствие конкуренции.
— В Домодедово, к примеру, есть конкуренция, туда ЦППК тоже едет по тем же рельсам и по более щадящим ценам, — заметил председатель Янков. — Что касается Шереметьево, то я не понимаю, почему кто-то отдал монопольное право «Аэроэкспрессу». Вдобавок и на эксплуатацию автобуса из аэропорта до станции метро Ховрино. Они на него ведь тоже поднимают цену.
С 3 декабря доехать к аэропорту Шереметьево на экспресс-автобусах можно будет за 400 рублей (раньше за 350. — Прим. ред.), а туда-обратно — за 700.
По словам эксперта, проблема заключается и в том, что альтернатива «Аэроэкспрессам» минимальна, и, как правило, люди ей редко пользуются. К примеру, есть областные автобусы по обычным ценам: № 851 от метро «Речной вокзал», № 817 от метро «Планерная», и № 21 от станции МЦД «Лобня».
Как считает Кирилл Янков, тарифы «Аэроэкспресса» должны быть регулированы тарифными планами Москвы и Московской области, в таком случае они могли быть ниже.
Пассажиров будет меньше?
К слову, читатели MSK1.RU в большинстве своем тоже не оценили значительный рост цены. В нашем голосовании 64% человек заявили, что стоимость проезда стала невероятно дорогой, и пожаловались на низкую зарплату. Всего 10% заявили, что такие цены уже привычны, и это дешевле, чем такси. Еще меньше почти 6% решили, что лучше повышать цены постепенно, чем резко более чем на 100 рублей.
Также почти 7% проголосовало за то, что теперь будет пользоваться только аэропортом Внуково, куда можно добраться на метро. И 12,5% опрошенных ответили, что не пользуются услугами аэропортов и «Аэроэкспрессов».
Ранее мы рассказывали, что москвичи пожаловались на значительное повышение цен на проезд в экспресс-электричках до Домодедово и Шереметьево.
Кроме того, ранее мы рассказывали, как менялись за последние 8 лет цены на проезд в метро и чем повешение было обосновано.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».