На днях начальник дирекции Московских центральных диаметров (МЦД) Виктор Кальщиков раскрыл, что будет с Ярославским и Павелецким направлением после приостановки проекта подземного участка МЦД-5 в центре и поделился актуальной статистикой по перевезенным пассажирам.
В честь пятилетия со дня запуска МЦД чиновник провел встречу с москвичами, в ходе которой объяснил, почему продление диаметров в соседние с Подмосковьем регионы — хорошая идея.
MSK1.RU собрал в одном тексте всё самое важное, что было сказано представителем столичного дептранса. О том, как далеко могут зайти планы железнодорожников и что это значит для простых москвичей, читайте в нашем материале.
«Семивагонные „Ласточки“? А где их взять?»
Лекция начальника дирекции МЦД Виктора Кальщикова прошла, по словам самого чиновника, в «камерном режиме» — в Центре перспективных разработок московского транспорта собрались не журналисты, а железнодорожные фанаты. Сам чиновник выступал без микрофона.
В своем рассказе Кальщиков отметил, что сейчас Москва является лидером по закупкам новых электричек (вероятно, речь шла о недавно запущенных «Иволгах 4.0» — с дополнительной дверью посередине вагона, как в метро) и пообещал полностью обновить подвижной состав на МЦД-3 и МЦД-4 к концу 2025 года.
— Москва заказала электричек больше, чем всё РЖД за последние пять лет. Вероятно, Москва еще и континентальный лидер. Наверное, могли бы заказывать и больше, если бы не ограничения у производителей, — сообщил Кальщиков.
Все вложения в МЦД для Москвы и москвичей окупаемы за счет развития территорий.
Чиновник упомянул и Московское центральное кольцо (МЦК).
— Мы будем развивать МЦК. В ближайшее время будем строить дополнительные вестибюли на станциях, на Крымской появится очень удобная пересадка на метро. Мы делали это и делаем вне зависимости от сроков по вводу пересадок на БКЛ, — сказал Кальщиков.
Несмотря на то что Москва — лидер по закупкам новых поездов, чиновник затруднился ответить, когда на МЦК появятся новые удобные семивагонные поезда «Ласточка» (сейчас там ходят составы только из пяти вагонов. — Прим. ред.).
— Вы правильно сказали, семивагонные «Ласточки». А где их взять? Кто их сделает?
— Ну вон в Питере они ходят…
— Ну так если их перевезти из Питера, на чём будут ездить люди там?
Вместо МЦД-5 — продление электричек в регионы?
В ходе лекции Кальщиков показывал разные этапы развития проекта МЦД: от запуска двух диаметров Лобня — Одинцово и Подольск — Нахабино по уже существующим маршрутам до открытия новых городских вокзалов на третьем и четвертых диаметрах.
Неожиданно, 4-м этапом оказалось вовсе не строительство МЦД-5 из Домодедово в Пушкино и Щелково, а загадочная «реализация программы ЦТУ».
Чуть позже представитель дептранса расшифровал эту аббревиатуру. И так, ЦТУ (Центральный транспортный узел) — это перспективный проект по формированию единой транспортной агломерации Москвы и областных центров соседних регионов (Владимир, Рязань, Тула, Калуга, Смоленск, Тверь и Иваново).
— Центральный транспортный узел — масштабный проект, который изменит жизнь более чем 30 миллионов человек в 11 регионах России. С одной стороны, есть мнение, что Москва негативно влияет на потенциал регионов, с другой стороны, это наличие возможности для человека, не переезжая в Москву, пользоваться теми благами, которые ей предлагаются.
Задача — сделать из этого простой сервис,
который позволит регионам, может, по-другому присутствовать в своем развитии.
До части из перечисленных региональных центров уже ходят обычные электрички от московских вокзалов. До других же (Иваново, Смоленск) можно добраться на «Ласточках» (в расписании они указаны как поезда дальнего следования). Причем после появления новости о заморозке проекта МЦД-5 на схеме ЦТУ пропали маршруты в Ярославль и Новомосковск (Павелецкое направление).
Что касается пятого диаметра, то начальник дирекции МЦД рассказал, что железнодорожники будут обновлять подвижной состав на Ярославском и Павелецких направлениях после того, как закончат с МЦД-4 (конец 2025 года). Также чиновник опроверг, что проект приостановили, но затруднился назвать точные сроки его реализации.
«Это дешевле, быстрее и проще, чем рыть туннель»
Урбанист Аркадий Гершман положительно отозвался о проекте Центрального транспортного узла. По мнению эксперта, Москва — главный пересадочный узел России и продление МЦД в соседние региональные центры — логичный шаг.
Специалист назвал и другие причины, почему решение властей в данном случае — правильное.
— Московская экономическая агломерация простирается далеко за границы Московской области. Люди из соседних городов ездят в столицу на работу. Это хорошо и для них, чтобы он не сбегали и не селились где-нибудь в бетонных коробках у МКАД, и для Москвы, потому что не хватает рабочей силы, — рассказал Гершман MSK1.RU.
Единственное, что надо уточнить: насколько я помню, там были планы, что экспрессы из соседних регионов будут доезжать до границы МЦД и там останавливаться, чтобы люди пересаживались уже на городские электрички. Это не совсем хорошая история, потому что людям надо именно в центр Москвы.
Гершман добавил, почему, по его мнению, проект развития ЦТУ «вытеснил» проект МЦД-5.
— Пятый диаметр не отменили, а отложили в долгий ящик, потому что нет денег. И появился проект развития центрального участка именно потому, что это дешевле, быстрее и проще, чем рыть туннель, — подытожил эксперт.
При этом сейчас на участках до Ржева, Калязина и Иваново нет электрификации — поезда туда ходят только на тепловозной тяге.
Как считает глава Союза пассажиров России Кирилл Янков, отсутствие электрификации — дело временное.
— Они рассчитывают, что все-таки там будет электрификация. До Калязина частично даже
опоры контактной сети стоят. Когда открывали Ржевский мемориал, тоже об электрификации говорили. Были планы и по Иваново, — заверил Янков MSK1.RU.
Когда в Иваново запустили «Ласточки», то быстро выяснилось, что нужна третья пара. Появилась
даже ночная «Ласточка», и вообще там с автобусов сильно пересели.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков дополнил в разговоре с MSK1.RU, что дальнее пригородное сообщение в Московской области ухудшилось в том числе и из-за МЦД:
— Поезда буквально замедляются и теряют очень много времени в городском пространстве, потому что делают кучу остановок в Москве. Условно они назвали проект ЦТУ. Но привязывать это к МЦД нужно только в одном случае — если пригородные электрички не будут замедлять ход движения дальних поездов, как это уже наблюдается сейчас на ряде направлений.
Пассажирам из соседних регионов нужны ключевые пересадочные узлы наподобие Текстильщиков. Тут вопрос времени в пути, которое затрачивается внутри московской агломерации.
А как вы оцениваете планы транспортных властей?
В октябре Москомархитектура заморозила подготовку проектов обновления станций МЦД-5 и строительства подземного участка. MSK1.RU объясняли, что такое «Коротищи» и как без «диаметра» остались более миллиона пассажиров Ярославского направления. Также мы разобрали проблемы Павелецкого направления: МЦД-5 затрагивает Бирюлево в Москве, а также Видное и Домодедово.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».