Со 2 января 2025 года стоимость проезда в общественном транспорте Московской области значительно вырастет. Информацию об этом сообщили в Комитете по ценам и тарифам Московской области. Цены выросли на всё: метро, наземный транспорт, электрички.
Разбираемся, в чем могут крыться реальные причины значительного повышения стоимости в последний год. А также поможет ли рост цен улучшить качество услуг перевозчиков.
Проблема не только в инфляции
В январе 2024 года проезд в электричках по «Кошельку» карты «Тройка» стоил 71 рубль, в мае стоимость выросла на 5 рублей, также ЦППК ввели специальную дифференцированную систему повышения цен. Как итог, в январе 2025 года стоимость проезда по карте «Тройка» будет уже 84 рубля.
Эксперты связывают повышение с инфляцией. ЦБ прогнозировал инфляцию по итогам года в районе 8–8,5%. При этом повышение стоимости проезда в электричках за год вышло почти на 17% — вдвое выше инфляции. Аналогичная ситуация с автобусами в Московской области.
Как объяснил MSK1.RU редактор портала «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков, повышение связано не только с инфляцией, но и с рядом других важных факторов. Среди проблем есть и нехватка кадров.
— За последние 2–3 года видно, что индексация происходит всё чаще и чаще по всем сферам жизни: продукты, техника, автомобили и многое другое — всё растет в цене. Поэтому то, что цены повысили второй раз за год на транспорт, не удивляет, — заявил Павел Яблоков. — В общественном транспорте есть проблема с индексацией зарплат, очень сильно сдвинулся в последние годы трудовой рынок. Сотрудники компаний, занимающихся перевозкой, переходят в другие области, где выше зарплаты.
По словам Павла Яблокова, от этого страдают не только перевозчики, но и сами пассажиры, так как из-за нехватки водителей срываются графики движения. В таком случае транспортные компании пытаются решить проблему с индексацией зарплат в том числе за счет повышения тарифов.
— На должность машиниста люди не выстраиваются в очередь, — сказал эксперт. — В наземном транспорте абсолютно так же. К этому добавляется, что ж/д перевозчики и автоперевозчики в Подмосковье — это крупные предприятия, как правило. То есть на каждый рубль повышения зарплаты им необходимо гораздо больше отчислять денег в Пенсионный фонд и прочие налоги, чем мелким предприятиям.
Реакция жителей Подмосковья
Многие жители Подмосковья были неприятно удивлены очередными изменениями цен на проезд. Тысячи людей ругались на это в социальных сетях.
Как объяснил MSK1.RU депутат муниципального округа Подольск Алексей Старчак, люди так реагируют, потому что продолжительное время перевозчики и власти не могут решить проблемы с качеством услуг.
— Повышение на те же автобусы, может, не кажется значительным, условно с 57 рублей до 59. Но для тех, кто ездит ежедневно, в конце месяца это значительная сумма расходов, — рассказал Старчак. — Люди бы могли к этому отнестись с понимаем из-за экономической ситуации, но качество услуг вызывает огромное количество нареканий.
Также депутат заявил, что не заметил значительных изменений в лучшую сторону после предыдущих увеличений стоимости проезда. Из-за этого очередное повышение цены и вызывает резкую реакцию людей.
Мы видим многолетнюю деградацию дорожного комплекса в Московской области. Судя по количеству жалоб, срывы графиков перевозок носят системный характер. Но Министерство транспорта Подмосковья не признает системность проблемы.
— Если бы повышение сопровождалось ростом качества услуг, то это было бы одно дело. А так мы видим многолетнюю деградацию дорожного комплекса в Московской области, — добавил Алексей Старчак.
По мнению депутата, справиться с накопившимися проблемами можно даже при тяжелой экономической ситуации. Особенное внимание этому должны уделить в правительстве Московской области.
— Надо работать над повышением эффективности расходования тех средств, которые собирают перевозчики, — заявил он. — Жители сообщают, что водители собирают деньги наличными или переводами. Ну то есть такой черный нал, который не попадает в итоге перевозчикам.
Ждать ли еще повышений?
Эксперты сошлись во мнении, что при текущей инфляции стоимость проезда снова может измениться через полгода.
— В следующий раз повысят тогда, когда будет подготовлено очередное обоснование, — заявил Павел Яблоков.
Эту мысль в разговоре с MSK1.RU развил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. По его мнению, решение может быть принято непредсказуемо.
— Когда повысят стоимость проезда в следующий раз? Такие прогнозы я делать не могу. Но теперь уже могут все, — объяснил Янков. — Пока такой уровень инфляции, будут повышать. Но из плюсов — теперь повышают по зонам.
По словам Кирилла Янкова, больше всего рост цен ощутят на себе жители пригорода Москвы, которые пользуются электричками.
— Для тех, кто живет в рамках одной зоны, повышение будет на 20%, а проезд на каждой следующей зоне повышен лишь незначительно — на 3% (с 40 до 48 рублей. — Прим. ред.), — уточнил Янков. — То есть, по сути, для компании-перевозчика выгоднее, если люди будут ездить на дальние расстояния, чем на короткие.
Ранее MSK1.RU писал, что в Москве повысили цены на проезд в метро. Мы разобрали с экспертами, почему городские власти решились на очередное повышение. Также мы писали, как инфляция влияет на формирование стоимости проезда.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.