Московское метро стремительно разрастается, над строительством новых станций трудятся тысячи человек. С одним из них удалось пообщаться корреспонденту MSK1.RU. Александр Кочетков — главный специалист производственно-технического отдела, сейчас работает над продолжением Троицкой линии метро. Мы узнали, как устроена работа Александра, с какими сложностями он сталкивается и что вдохновляет его в этой профессии.
— Расскажи, чем конкретно ты занимаешься на площадке?
— Я участвую в подготовке производства и организации строительства как станций, так и перегонных тоннелей. Если конкретнее, то работа главного специалиста ПТО заключается в рассмотрении и согласовании проектных решений, иногда замене материалов, конструкций или изделий. В общем, я помогаю начальству руководить процессами строительства, от моих данных и выводов зависят решения, как строить дальше.
— Как ты нашел эту работу? Легко ли устроиться на строительство метро?
— Я устроился сразу после переезда из Норильска в 2019 году. Начинал с должности проходчика, работал вахтовым методом на тоннелепроходческом комплексе (ТПМК). На самом деле, многие строительные компании, которые занимаются метро, предлагают вакансии, так что специалисты по профилю всегда могут найти место.
— Есть ли у тебя профильное образование или навыки, которые помогли устроиться?
— Да, я окончил Норильский государственный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство». Это не совсем по профилю метро, но многие технологии и терминология очень похожи, так что базовые знания помогли.
— Хватает ли людей в метрострое? Нет ли дефицита кадров?
— В целом дефицита нет, но я знаю, что во многих организациях есть вакансии. Особенно нужны квалифицированные специалисты разных специальностей, не просто рабочие руки.
— Сколько ты зарабатываешь, если не секрет?
— Сейчас зарплата около 160 тысяч рублей в месяц.
— Где ты сейчас работаешь? Над какой станцией?
— Мы заканчиваем строительство Троицкой линии. Основная моя станция — «Университет Дружбы Народов».
— Есть мнение, что строительство станций метро иногда подгоняют под какие-то даты, выборы например. Ты что-нибудь об этом знаешь? Это не вредит качеству построек? Просто те же переходы на БКЛ не могут доделать даже спустя два года после открытия.
— Да, это частично правда. Но если вдруг что-то делают в спешке, всегда есть гарантийные обязательства, чтобы устранить недоделки. Так что пассажиры в итоге получают качественную станцию.
— Что тебе больше всего нравится и не нравится в твоей работе?
— Нравится стабильная зарплата и работа в профессиональной команде. Если возникают вопросы, коллеги всегда готовы помочь. А не нравится, пожалуй, что иногда случаются переработки.
— Есть ли на что пожаловаться? Например, задержки зарплат, отношение начальства или что-то еще?
— Если честно, нет. У нас нормальное начальство, они выполняют свою работу.
— Что ты думаешь о некоторых обещанных, но непостроенных станциях — например в Мытищах?
— Конкретно с Мытищами всё просто: метрополитен подчиняется городу Москве. Станции в Московской области — это не в его компетенции.
Еще с 1980-х годов власти Москвы планировали построить в Мытищах станцию метро «Челобитьево». Предполагалось, что это будет продолжение Калужско-Рижской линии от Медведкова. В 90-х и нулевых застройщики активно использовали эти планы для того, чтобы поднять цены на жилье в Мытищах.
Согласно плану 2011 года предполагалось, что станцию «Челобитьево» вместе с электродепо построят до 2020 года. Но проект заморозили. Новые попытки приступить к строительству предпринимались еще и в 2016 году. И снова — ничего.
В итоге пресс-служба комплекса градостроительной политики Москвы в январе 2024 года сообщила, что «программой развития Московского метрополитена не предусмотрено строительство станции метро на территории города Мытищи Московской области».
— Осталась ли какая-то романтика в этой работе? В советское время строители метро работали с энтузиазмом и патриотизмом. А как сейчас?
— Сейчас это обычная работа, как и любая другая. Но приятно осознавать, что мы строим то, что будет служить людям десятилетиями. Этим метро будут пользоваться не только горожане сейчас, но и их внуки, правнуки. Это вдохновляет.
Ранее мы публиковали планы дептранса на развитие московского метро до 2025 года. Также мы писали о том, что Москомархитектура заморозила подготовку проектов обновления станций МЦД-5 и строительства подземного участка. MSK1.RU объясняли, что такое «Коротищи» и как без «диаметра» остались более миллиона пассажиров Ярославского направления. Также мы разобрали проблемы Павелецкого направления: МЦД-5 затрагивает Бирюлево в Москве, а также Видное и Домодедово.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».