![Взлететь самолетам не позволяют настройки электроники «Суперджетов» | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/de/3c/08/de3c08924eafa34affa55e067aba1a9d/656x438_1:5523_184c83d8fa1c259be468153766475f21@3240x2160_0xIWxOrvr4_5156446768195734515.jpg.webp)
Взлететь самолетам не позволяют настройки электроники «Суперджетов»
Аэропорты в Москве и Петербурге 7 февраля массово отменяют рейсы: всё, как говорят в авиакомпаниях, из-за рекордно высокого атмосферного давления, которое принес антициклон из Сибири. Показатели достигли 791,3 миллиметра ртутного столба или 1055,1 гектопаскаля.
С самыми большими проблемами столкнулись российские самолеты «Сухой-Суперджет». О том, как погода влияет на авиацию и почему десятки самолетов не могут выполнить рейсы, мы спросили у кандидата технических наук, заслуженного военного летчика РФ Владимира Попова.
— Есть обязательные настройки датчиков, чипов, которые регулируются по атмосферному давлению, — объяснил в беседе с MSK1.RU эксперт. — Там заложен диапазон от минимального до максимального показателя. И если в аэропорту оказывается, что давление превышает вот эти максимальные или минимальные нормы, то автоматика, заложенная в систему контроля, будет показывать отказ, предупреждение или вообще запрет на руление или полет.
При этом и другие опрошенные MSK1.RU авиаэксперты утверждают, что на сам полет высокое атмосферное давление влиять не должно. Проще говоря, взлететь самолету не дает электроника «Суперджетов», которая изначально не была запрограммирована на такие показатели:
— Электронная система еще до взлета как бы показывает, что самолет стоит не на уровне земли. А как будто в подвале Пулково, на 10 метров ниже или на 25 метров. Поэтому компьютерная система и все ее алгоритмы «сдурели». Они не поймут, как самолет может лететь под землей.
Чтобы его вывести в работу, нужно было бы борт поднять на высоту 25–50 метров над уровнем, тогда бы самолет нормально полетел.
Если раньше приборы были электромеханические и позволяли пилотам и инженерам вручную менять некоторые настройки, то сейчас вся система — электронная.
— Летчику, может быть, даже проще: на один экран смотришь и всю информацию пилотажную получаешь. Всё хорошо работает. Но, видите, когда система оказывается за этими пределами, то машина не понимает тебя, — сказал он.
Почему именно «Суперджеты»
По словам военного летчика, проблема в том, что изначально «Суперджеты» производились вместе с зарубежными экспертами.
— Это наследие вот тех объединенных возможностей по строительству «Суперджет-100». Тогда в строительстве участвовали и немцы, и французы, и итальянцы немножко, и американцы, и русские. Когда санкции ударили по нам, то изменения, которые, может быть, уже внесли на Airbus и на Boeing, до нас не были доведены, и нам не дали эти соответствующие чипы и приборы.
![Большинство отмененных рейсов должны были выполнять «Суперджеты» | Источник: Pulkovoairport.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/59/33/6f/59336f6c6dfd3a02ab86b6d6f108ae76/656x323_1_cf5c2002cf5e72b8c861952ae818b726@1085x534_0xjw3rsaXC_4778060816488613133.jpg.webp)
Большинство отмененных рейсов должны были выполнять «Суперджеты»
Более того, даже при наличии необходимых чипов внести эти изменения в систему без нарушения работы всей конструкции очень сложно.
— Это делалось изначально для других географических широт. Мы понимаем, где летают немцы и французы — это намного южнее, чем Санкт-Петербург или наш Мурманск. Там даже на двигателе стоят контроллеры, диапазон которых мы не смогли расширить под свои нужды. То, что происходит сегодня, — это редчайшее явление, но оно еще раз доказывает, что мы должны быть самостоятельными, — отметил заслуженный летчик России.
Авиаэксперт добавил, что отмены, помимо «Суперджетов», коснулись и самолетов Bombardier, производимых канадской компанией.
В авиакомпании «Россия» MSK1.RU сообщили, что часть отменных рейсов будет выполняться на самолетах большей вместимости, в том числе на дальнемагистральных (например, Boeing или Airbus. — Прим. ред.).
— Работники авиакомпании на постоянной основе взаимодействуют с пассажирами, минимизируя неудобства и информируя о новом времени вылета самолетов. Согласно прогнозу, погодные условия в Ленинградской области изменятся к вечеру восьмого февраля, — сказали представители авиакомпании.
Напомним, сегодня регион находится в зоне антициклона, а очень высокое давление наблюдается со вчерашнего дня. У метеочувствительных людей оно может вызывать боли в сердце, голове, слабость и другие неприятные симптомы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».