
Эксперимент на Череповецкой вызвал споры о нормативах, подсчетах скорости движения и о вопросах безопасности пешеходов
С 7 декабря на Череповецкой улице на северо-востоке Москвы заработала обособленная выделенная полоса. Движение общественного транспорта переместили в крайний левый ряд, а остановки — на специальные «островки» посередине дороги. Экспериментальный проект вызвал недовольство у местных жителей, хотя власти настаивают, что движение автобусов ускорилось. «Ускоренный коридор» собираются продлить почти через весь северо-восток Москвы.
MSK1.RU выслушали местных жителей, экспертов и власти. Разбираемся, что такое BRT и удался ли первый такой проект в Москве.
Что сделали на Череповецкой и что такое BRT
Ставшая известной на всю столицу Череповецкая улица расположена в Лианозово на северо-востоке Москвы. Она пересекается с Лианозовским проездом и Алтуфьевским шоссе в районе метро «Алтуфьево».
В декабре дептранс Москвы рассказал о новом совместном с Комплексом городского хозяйства проекте. Выделенную полосу для автобусов обособили и перенесли в крайний левый ряд. Остановки расположили на островных платформах: таким образом, чтобы сесть в автобус, нужно перейти дорогу.

На перекрестках для автобусов сделали приоритет и отменили левый поворот для автомобилей. Кроме этого, власти пообещали установить «уникальные» остановки на «островках».
— Планируем закончить работы на Череповецкой улице в конце этого года, на улицах Лескова и Широкая — осенью 2025 года. Сейчас по ним проходят 33 маршрута. С открытием коридора наземный транспорт будет проезжать этот участок в среднем на 30% быстрее, — цитировала руководителя дептранса Максима Ликсутова пресс-служба ведомства.

«Выделенки» слева уже применялись в Москве, но только на небольших участках. А скоростные коридоры для движения автобусов сравнивают с системой BRT.
BRT (от английского Bus Rapid Transit — скоростной автобусный транспорт) — это система организации движения транспорта. Автобусы ездят по физически обособленным выделенным полосам. Во многих городах для этой системы на островках даже строят мини-станции: пассажир оплачивает проезд не в салоне автобуса, а при входе на остановку. Также часто применяют нестандартные удлиненные автобусы. Например, в Буэнос-Айресе (Аргентина) такая система называется «Метробус».
7 декабря обособленную «выделенку» на Череповецкой ввели в эксплуатацию. С этой даты изменили маршруты автобусов: например, у экспресса е59 на Череповецкой добавили остановки. Также некоторые остановки «объединили».

Благоустройство или реконструкция?
Работы на Череповецкой улице местные называют не благоустройством, а реконструкцией.
— Изначально велись работы по благоустройству, замене бортового камня и асфальтобетонного покрытия, а потом в начале осени внезапно начали устраивать островные платформы, — рассказывает MSK1.RU житель Лианозово Александр.
В ходе благоустройства ширину полос сократили, замечают жители.
— Череповецкая — магистральная улица второй категории, она входит в так называемый грузовой каркас города Москвы. В строительных правилах и других нормативных документах вполне однозначно указана ширина полос. Она должна быть от 3,25 до 3,75 метра. А они уменьшили полосы и сделали их ширину менее трех метров, — объясняет Александр.

Местные жители ссылаются в том числе на постановление правительства Москвы от 26 марта 2002 года № 214-ПП «О Перечне улиц и магистралей города Москвы». Перечень, правда, уже не действует, но категория улицы упоминается и в других документах
Активисты замечают, что ширина островков якобы также не соответствует нормативам.
— Я уже не говорю о том, что некоторые из островков имеют ширину 2,5 метра. В одном случае есть ширина островка 2,3 метра с учетом бордюра, а без бордюра — 2 метра, — говорит в беседе с MSK1.RU муниципальный депутат Бибирево Максим Жарков.
При том, что у нас есть норматив на остановочные пункты, и он указывает, что остановка на островной платформе не может быть менее трех метров. Это связано с тем, что неудобно мамам с колясками, инвалидам передвигаться по узким островкам.
В пресс-службе дептранса Москвы в ответе на наш запрос не стали ссылаться на нормативы. Нам объяснили, что проект обособленной выделенной полосы был запланирован еще в 2023 году.
— Введение обособленной выделенной полосы соответствует проекту благоустройства Череповецкой улицы. Ширина полос на Череповецкой улице соответствует нормативам, — сообщили MSK1.RU в департаменте транспорта Москвы.
В ответах жителям представители департамента ЖКХ пишут, что ширина островков составляет от трех до четырех метров.


Дептранс в ответе на обращение жителя дает другие данные: ширина островной платформы — от 2,5 до 4 метров. А ширина полос для движения транспорта — от 3 до 3,25 метра. Чиновники ссылаются на ГОСТ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», где минимальная ширина полосы составляет три метра.


А нормы, указанные жителями, в дептрансе относят лишь к строительству новых магистралей.
«Каждый раз рисковать жизнью никому не нужно»
Местные жители беспокоятся за свою безопасность: теперь им приходится стоять на узкой платформе, и справа и слева от нее едут автобусы и машины.
— Даже если отбросить эмоции, что это неудобно, проект сам по себе опасен. Островки, расположенные в створе полосы для движения, — это до первого, не заметившего его, грузовика. Бежать некуда — транспорт с двух сторон. Ширина полосы не позволяет нормально передвигаться, — объясняет MSK1.RU житель Лианозово Александр.
Пассажирам, по их словам, неудобно переходить дорогу, чтобы сесть в автобус и выйти из него.
— Я должен подойти к переходу, дождаться зеленого сигнала, который здесь в некоторых случаях достигает 70 секунд ожидания, перейти на островок и там сесть на свой автобус. Учитывая, что автобусы ходят не очень часто, бывают ситуации, когда человек подходит к островку, видит красный свет и подъезжающий автобус, а следующего ждать долго, — рассказывает муниципальный депутат Максим Жарков.
Что делает человек? Бежит, конечно. И у нас очень часто создаются аварийные ситуации. Уже сбили одну женщину возле метро Алтуфьево. У нее перелом позвоночника. Переходила дорогу возле неработающего светофора.
«Автобусы высаживают в грязь»
Фактически BRT реализуется по принципам, схожим с движением трамваев. У этого есть недостаток: в случае поломки одного автобуса «встает» вся полоса.
— Если ломается автобус на выделенке, все другие начинают его объезжать и высаживают пассажиров там, где были остановки раньше. А там убрали не только остановки, но и асфальт. И пассажиров высаживают в грязь. А поломки и остановки автобусов на выделенной левой полосе происходят очень часто, — поясняет Максим Жарков.
Соответственно, очень неудобно людям, особенно пожилым, да не только им. Я как-то ехал по делам, меня высадили в грязь, я был в приличной обуви: в итоге она была вся в грязи.


— Так же, как и в случае расположения ВП (выделенной полосы. — Прим. ред.) в правой полосе проезжей части, при необходимости маршрутное транспортное средство может объехать дорожно-транспортное происшествие по другим доступным для движения полосам, — пишет MSK1.RU дептранс Москвы в ответ на вопрос об объезде автобусами обособленной «выделенки».
Местные жители засняли, как автобус вышел из строя на выделенной полосе. Другие вынуждены «сдавать назад» и объезжать «выделенку» по другим полосам и высаживать пассажиров в неположенных местах
Активисты обращают внимание и на то, что для автомобилей отменили левые повороты на всей Череповецкой.
— Теперь люди, которые живут в начале Новгородской улицы, чтобы попасть к станции Лианозово, должны ехать направо, доезжать до Алтуфьевского шоссе, пересекать его и разворачиваться. Перепробег составляет 1 километр 250 метров. И это еще не самое смешное, — отмечает муниципальный депутат.
Для того, чтобы развернуться, автомобилю необходимо перестроиться в левый ряд на разворот, и автомобили благополучно перекрывают ту самую левую полосу для автобусов, которая для них выделена.
— Невозможно проехать и на Абрамцевскую улицу, где находятся МФЦ, центральное отделение диагностического центра, театр, несколько фитнес-клубов. С перепробегами появились и пробки на перпендикулярных улицах, — дополняет Александр.
По мнению местных, из-за перестроений перед «островками» у автомобилей создается «эффект бутылочного горлышка».
— Эти полосы виляют вправо перед островной платформой. Человеку нужно перестроиться направо, но другому водителю, едущему правее, это не всегда очевидно. И он не меняет направление. Из-за этого создается большой риск ДТП, — уточняет житель Лианозово Александр.
Если водитель из средней полосы не сможет перестроиться или столкнется с транспортным средством в правой полосе, он вполне может вылететь на островок.
Активисты замечают, что количество аварий на Череповецкой и на перекрестках увеличилось.
— У меня есть подсчеты: за прошедший период, с 8 декабря по 13 января, только на участке Череповецкой улицы, включая пересечение с Алтуфьевским шоссе, произошло 32 аварии. При том, что ГИБДД за 9 месяцев 2024 года дает 70 с чем-то аварий за весь район. То есть у нас за один месяц произошло половину аварий от всего района за 9 месяцев года, — поясняет муниципальный депутат.

Одна из мелких аварий на пересечении Череповецкой и Абрамцевской улиц
В группе местных жителей появилось письмо, которое заместитель прокурора Москвы якобы отправила заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петру Бирюкову. В нем есть данные о ДТП. Если верить документу, то произошло 43 аварии с 10 пострадавшими и одним погибшим с сентября 2024 года, при этом с 1 января по 31 августа прошлого года — 79 аварий с 10 пострадавшими. Имеется в виду Череповецкая или весь район — неясно.


MSK1.RU направили запрос в Госавтоинспекцию Москвы с просьбой предоставить статистику по ДТП на Череповецкой, но почти за две недели ответ пока не пришел.
Ускорились ли автобусы на новом «коридоре»
В том же письме прокуратура города якобы вскрыла и другие недостатки: недостаточная очистка «островков» от снега и участившиеся случаи нарушения ПДД пешеходами. Еще в документе отмечено, что в случае ДТП движение по обособленной «выделенке» парализуется, а движение общественного транспорта в целом — замедлилось.
MSK1.RU также направили запрос в прокуратуру Москвы с просьбой подтвердить подлинность письма зампрокурора Москвы Яны Старовойтовой Петру Бирюкову. Также мы спросили, какие проблемы выявила прокуратура.
— Движение автобусов на Череповецкой улице с момента введения в эксплуатацию обособленной выделенной полосы ускорилось за счет ввода обособленной выделенной полосы, — ответили MSK1.RU в пресс-службе дептранса Москвы (без упоминания какой-либо статистики).
Автобусы объезжают затор на выделенной полосе
— Заторов в движении автобусов на Череповецкой улице не наблюдается. График движения автобусов на маршрутах, проходящих по данной улице, соблюдается, — сообщил дептранс MSK1.RU в ответ на один из вопросов.
«Выделенку» на Череповецкой упомянул замруководителя службы управления наземного транспорта ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Грубый. В своей лекции в Центре перспективных разработок московского транспорта он показал инфографику, где видно ускорение в 32%. Он сравнивал периоды с 1 по 18 декабря («было») и с 27 декабря по 13 января («стало»).
— Загородки, остановочные павильоны и прочее пока не поставили, к сожалению. Что мы видим по результатам мониторинга? По светофорам: светофоры, в основном, перенастроены, кроме одного. Адаптивный режим пока не включен, расписания новые пока не введены, но даже это дало нам улучшение времени в пути на треть, — отметил Дмитрий Грубый.
Скорости выросли в полтора раза в вечерний час пик. И в среднем по дню — это 20%. Я думаю, что к февралю этот результат будет еще увеличен после ввода нового расписания. И, вероятно, к лету появятся «адаптивы» на светофорах: это, думаю, даст еще 10-20% как минимум.
Местные жители, правда, говорят, что никакого ускорения не почувствовали.
— Череповецкая улица — два километра, на ней три перекрестка, два разворота и четыре остановки. О каком ускорении может идти речь, когда автобус постоянно тормозит, останавливаясь на перекрестках, на остановках или перед разворотом? Никто из тех, с кем я разговаривал, никакого ускорения не заметил, — отмечает в беседе с MSK1.RU Максим Жарков.
Такие цифры могут возникнуть из-за низкого пассажиропотока в ночное время, полагает мундеп. Тогда пустые автобусы действительно могут проезжать участок быстрее, и проценты появляются за счет «средней температуры по больнице». Но статистику, вероятно, дает другой фактор.
— Если ускорение произошло, то за счет ликвидации остановки. И там, где раньше автобусы останавливались, они теперь проезжают. Еще многие обратили внимание, что уменьшилось число машин на Череповецкой улице, — полагает муниципальный депутат.
Это связано исключительно с тем, что люди стали бояться ею пользоваться, как автомобилисты, так и пассажиры. Как пассажир, я теперь пользуюсь станцией метро «Бибирево» вместо «Алтуфьево». Мне неприятно бегать на эти островки.
Что говорят эксперты о ситуации на Череповецкой
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков результаты введения «ускоренного коридора» на Череповецкой оценивает негативно. По мнению эксперта, пешеходам и автомобилистам стало опаснее, а движение автобусов только замедлилось.
— Я считаю, что это неудачный проект, который не был никак обсужден с транспортной общественностью до его внедрения. Он не был обсужден со специалистами, и он не завершен до сих пор. Не были обустроены остановки, на «островках» пассажиров может с обеих сторон обдавать грязью или снегом, — отмечает в беседе с MSK1.RU эксперт.
Видео с пробкой возле метро «Алтуфьево» опубликовал депутат Мосгордумы Николай Зубрилин. Он назвал это «результатом необдуманных экспериментов с островками в виде посадочных платформ»
Замедление движения автобусов, по мнению Кирилла Янкова, происходит в том числе из-за несогласованного расписания. В отличие от стандартных BRT с одним или двумя маршрутами, на Череповецкой их около десяти.
— Там больше 10 маршрутов, включая маршруты Московской области, которые идут от метро «Алтуфьево». И они, естественно, не согласованы друг с другом по расписанию, они мешают друг другу, а поскольку они не могут друг друга обогнать, то в целом скорость движения автобусов замедлилась, — считает Кирилл Янков.

Одна из пробок на пересечении Алтуфьевского шоссе и улиц Череповецкая и Лескова
Эксперт также отмечает, что у маршрута е59 (Осташковская улица — 4-й мкр поселка Северный) добавили остановки на Череповецкой, хотя у пассажиров осталась необходимость быстро добираться до Северного. Среди других минусов член Общественного совета при Минтрансе России выделяет «перепробеги» для автомобилистов.
— Ликвидация левых поворотов уменьшила рядность, теперь он целиком занят автобусами. Машины должны куда-то ехать, разворачиваться для того, чтобы повернуть налево. Больше затруднений стало для машин тоже. Такой задачи не ставилось, хотя некоторые урбанисты «экстремистского толка» считают, что наоборот нужно всё затруднять для машин, чтобы они медленнее ехали, — объясняет MSK1.RU Кирилл Янков.
Но нормальный подход этого не предполагает. Не должны мероприятия сильно ухудшать общую ситуацию с движением.
Главный редактор издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков отмечает, что выделенная полоса на Череповецкой была и раньше, но она лишь переместилась в левый ряд. Оценивать результаты нового проекта пока рано, считает обозреватель.
— Нужно несколько месяцев, а также завершение благоустройства территории с установкой павильонов, ограждений и другой настройкой, — говорит в беседе с MSK1.RU эксперт.
Избежать неудобств при введении обособленного коридора для автобусов, по мнению эксперта, было невозможно.
— В какой-то момент начинается стадия, когда старую инфраструктуру в прежнем виде уже нельзя использовать из-за начавшихся строительных работ, а новая еще не полностью сформирована. Порой уже до окончания всех работ технологически бывает необходимо переключить движение на новую схему, — рассказывает MSK1.RU Павел Яблоков.
Транспортный обозреватель также напоминает, что улицы Череповецкая, Лескова и Широкая образуют востребованную хорду на севере города, где есть немало объектов притяжения.
— Раньше по ней даже планировалась прокладка трамвайной линии из Медведкова в поселок Северный. К сожалению, местные жители «зарубили» в свое время этот проект, поэтому единственным видом общественного транспорта на Череповецкой улице остались автобусы, которым требуется обеспечить приоритет, — поясняет Павел Яблоков.
Опрошенные MSK1.RU эксперты сходятся во мнении о том, что обособленная «выделенка» слева улучшила ситуацию с выездами во дворы и поворотами направо. Однако Кирилл Янков отмечает, что это относительно небольшое преимущество.
Также эксперты не стали оценивать, насколько полосы на Череповецкой соответствуют нормативам: Кирилл Янков напомнил, что сужения из-за переразметки происходят и в других точках Москвы, а Павел Яблоков в свою очередь заметил, что проект прошел экспертизу на соответствие нормативам, если его уже сейчас реализуют.
Где можно было бы обустроить BRT в Москве
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков отмечает, что для системы BRT нужны длинные коридоры, где достаточны один или два маршрута. При этом такие проекты нуждаются в детальной проработке.
— BRT посередине к проезжей части, например, нуждается в том, чтобы были сделаны выходы из подземных переходов на эти островки-остановки. Условно, как на Преображенской площади совершенно правильно сделаны выходы из подземных переходов к остановке трамвая, которая находится посреди проезжей части, — полагает эксперт.
Важным критерием, по мнению эксперта, является отсутствие перехода пешеходами проезжей части — именно поэтому в проектах должны быть подземные и наземные переходы. Теоретически для BRT, полагает председатель Союза пассажиров России, могло бы подойти Ярославское шоссе на участке от Северянинского моста до МКАД: там основная часть маршрутов идет прямо, до Холмогорской улицы.
— Но BRT там нужно было предусматривать тогда, когда 12 лет назад осуществлялась реконструкция этой части Ярославского шоссе. Если бы тогда предусмотрели этот проект с BRT посередине проезжей части, с выходами из подземных переходов на все островки, он, наверное, был бы оправдан, — считает Кирилл Янков.
И на Ярославском шоссе это бы действительно ускорило автобусы, которые там идут. Это трасса, которая не требует много поворотов маршрутов в разные стороны. Череповецкая улица и улица Лескова — не такие.
Главред портала «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков заметил, что в Москве есть немало участков, где стоит ввести приоритет для автобусов — не обязательно в виде BRT.
— Даже в центре до сих пор не обустроены выделенные полосы на Тверской улице и Новом Арбате, — напоминает эксперт.
Что будет дальше на Череповецкой
Изначально в дептрансе Москвы анонсировали введение ускоренного коридора на улицах Лескова и Широкой. Лескова похожа на Череповецкую: там два направления движения также разделяет сквер. Таким образом мог бы получиться коридор почти через весь Северо-Восточный округ: примерно от «Лианозово» до «Медведково».
В пресс-службе дептранса Москвы в ответ на вопрос MSK1.RU о будущих планах ответили, что вопрос находится в проработке. Улицы Лескова и Широкая не упомянули.
Прокуратура Москвы в свою очередь не подтвердила и не опровергла подлинность письма о ситуации на Череповецкой.
— В связи с поступившим обращением проведена проверка исполнения требований федерального законодательства. По результатам приняты меры прокурорского реагирования, а также информированы заинтересованные лица и органы, — сообщили MSK1.RU в ведомстве.
Вместе с этим в Сети появилось письмо, которое руководитель департамента ЖКХ Раис Чигликов якобы отправил заммэра Москвы Петру Бирюкову. В документе указывается предложение изменить схему организации движения на Череповецкой: ликвидировать платформы и перенести остановки на тротуары в течение строительного сезона. Фактически — вернуть всё как было.

В документе отмечается, что на улице Лескова подобные работы не проводились. MSK1.RU отправили запрос в пресс-службу департамента ЖКХ Москвы с просьбой подтвердить или опровергнуть подлинность документа.
Муниципальный депутат Бибирево (в этом районе как раз и расположена улица Лескова) Максим Жарков сообщил MSK1.RU, что в Мосгордуме запланировали круглый стол по «островкам» на Череповецкой.
— Мы туда пригласили в том числе и Дептранс, и департамент ЖКХ, и вот этих разработчиков, и ЦОДД, и ГАИ, и прокуратуру. Там будут и жители. И мы эту проблему будем ставить перед всеми должностными лицами. Объяснять всё и требовать, чтобы всё вернули, как было. Наша задача — всё вернуть, как было, пока никто не пострадал, — поясняет Максим Жарков.
На этих остановках, не важно, с павильонами или ограждениями, опасно находиться, потому что любое пребывание пешехода посреди проезжей части — это угроза его жизни и безопасности. Если двигать проект дальше, недовольных будет в разы больше.
В начале февраля на Череповецкой произошло ДТП: на перекрестке автомобиль ДПС врезался в Porsche звезды сериала «Кармелита». Позже стали известны подробности аварии, в которой пострадал актер Денис Матросов. Еще в дептрансе Москвы рассказали, где планируют менять маршруты автобусов в этом году.
Как вам идея с обособленной «выделенкой» в крайнем левом ряду на Череповецкой?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».