Подходит к концу зима, но не горнолыжный сезон, ведь в горах снег лежит дольше, а значит, выбраться покататься можно хоть в конце марта. Корреспондент MSK1.RU Серафима Путиева каждый год проводит неделю-две на склонах и уже рассказывала, понравился ли ей сибирский горнолыжный курорт Шерегеш. В этот раз она побывала в Архызе — одной из самых современных российских горнолыжек. Публикуем ее обзор молодого, но уже далеко не бюджетного курорта.
Кавказ для меня — один из самых любимых регионов для катания. Здесь высокие живописные горы, острые заснеженные вершины и в каждой из республик очень вкусная национальная еда. Я уже бывала в Домбае и на Эльбрусе, а также, само собой, в Красной Поляне. Архыз оставался terra incognita до этого года, хотя побывать там хотелось давно.
Курорт начал развиваться не так давно, еще лет 15 назад здесь не было и следа той инфраструктуры, что есть сейчас. В этом и плюс, и минус. С одной стороны, молодые горнолыжки всегда комфортнее, здесь сразу строят современные, качественные подъемники, ски-центры, кофейни, да и склоны обслуживаются качественнее. С другой — заметно, что многого пока не хватает, курорт как бы в вечной стройке. Да и ски-пассы из-за этой «современности» всего технического оснащения в цене опережают многие более знаменитые курорты. Но обо всём по порядку.
Дорога и жилье
Из Москвы до Архыза добраться удобнее и быстрее всего прямым рейсом в Мин. Воды. Если озаботиться покупкой билетов заранее, вместе с багажом можно уложиться тысяч в 12, но мы пропустили все скидки и решили для разнообразия ехать поездом до Невинномысска. В сумме билеты обошлись в 9,5 тысячи рублей, и я смело могу советовать «Кавказ-экспресс» любому, кто не против провести 20 часов в пути, зато без головной боли о количестве багажа.
Дорога на такси от вокзала до села Архыз, где мы забронировали отель, обошлась нам в 3600 рублей. Что касается жилья, его вполне реально найти за адекватную цену — около 2000 за ночь, но мы бронировали поздно, и пришлось немного переплатить. Речь, конечно, о жилье в самом Архызе. От него до горнолыжных склонов около 12 минут на машине. Можно, конечно, остановиться и прямо у подъемников, если у вас есть лишние 30 тысяч за ночь. Но это незачем: из села туда регулярно ходят шаттлы за 150 рублей, либо можно взять такси.
Ски-пассы и трассы
Архыз — курорт большой и живописный. Он разделен на два склона — северный и южный, трассы которых сходятся в долине, где расположены ски-сервисы, кафе и кассы. Южный склон считается более простым и разнообразным, а подъемники северного могут увезти вас выше.
Главная проблема Архыза, которая очень влияет на качество трасс, — он расположен не слишком высоко. Это не Эльбрус, где канатка поднимается аж до 3800 метров. Высшая точка южного склона — 2200, северного — 2800. Из-за этого те части трасс, которые пролегают по подножию гор, остаются почти без естественного снега. В лесу — проталины и камни. Ни о каком фрирайде обычно речи нет, разве что очень повезет с минусовой температурой и свежим снегом. Конечно, снеговые пушки работают исправно, жаловаться на раскатанные до земли трассы не приходится, но когда на улице +4 и выше (а это для Архыза совершенно нормально), снег на склонах начинает комкаться, и к середине дня покрытие становится совсем неприятным.
И всё же трассы скорее порадовали своим разнообразием и живописными видами. Столько, сколько я останавливалась на «Персеиде» (длинная синяя трасса на южном склоне), чтобы сделать фото, я не останавливалась нигде.
Что разочаровало, так это очереди. Огромное количество отдыхающих — серьезная проблема для российских курортов в последнее время, ведь за рубежом уже не покатаешься. В Архызе мой рекорд был полчаса в очереди на северном склоне. Очень неприятная цифра.
Наконец, о ценах. Ски-пасс на пять дней обошелся мне в 13 800 рублей, что очень даже недешево в сравнении с другими российскими горнолыжками. Если брать на один день, можно разориться: однодневный ски-пасс стоит 3500.
Еда и развлечения
После интенсивного катания, конечно, очень хотелось перекусить. Кавказская кухня всегда меня радовала, а отпуск в горах — каждый раз повод наесться вкусного мяса на несколько месяцев вперед. Цены в кафе и столовых, расположенных в самом селе, примерно одинаковые и лишь ненамного ниже московских. Шашлык — 1200 за 400 граммов, жаркое из баранины — 400 рублей, хычины — от 250. Но порции здесь большие, хозяева приветливые, и в целом всё как-то вкуснее.
Вечера можно проводить по-разному: если не хватило горнолыжки днем, по некоторым дням есть вечернее катание. Если хватило — всегда можно сходить в баню или спа. Доступны для отдыхающих конные прогулки (мы заказали и не пожалели), аренда квадроциклов и посещение недавно открывшегося «Альпака-парка». В общем, не соскучитесь.
Стоит ли ехать?
Мне кажется, Архыз — идеальный вариант для тех, кто хочет познакомиться с кавказскими горнолыжными курортами и пока не уверен в своем уровне катания. Здесь очень комфортные подъемники (ни одного бугельного), ухоженные и разнообразные трассы.
Не советовала бы я это место тем, кто хочет сэкономить (у вас это не выйдет как минимум из-за цен на ски-пассы), а также любителям пухляка, фрирайда и в целом внетрассовых развлечений. Снега здесь действительно мало.
Недавно мы публиковали топ-5 российских горнолыжных курортов, где можно недорого покататься. Читайте также сравнение цен в Сочи и на европейских горнолыжках.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».