Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла законопроект о неисполнении постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) — внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс: теперь вынесение ЕСПЧ решения не является основанием для пересмотра дела в РФ по новым обстоятельствам. Кроме того, постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в России.
Чем это грозит для россиян? Могут ли Верховный и Конституционный суды заменить ЕСПЧ? Как вообще работал Европейский суд? Объясняет юрист Юлия Федотова.
ЕСПЧ — международный судебный орган, который рассматривает жалобы граждан государств — членов Совета Европы на нарушение их прав, гарантированных Европейской конвенцией, при рассмотрении конкретного дела внутри страны. Как правило, россияне жаловались на пытки — в тюрьмах и полиции, длительность содержания под стражей, нарушение права на справедливый суд и на проведение публичных мероприятий.
Россия — лидер по количеству поданных и рассмотренных жалоб. Так, в 2021 году суд вынес 232 решения, в 219 случаях установлены нарушения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Только за 2022 год россияне направили в суд более 18 000 жалоб.
Для граждан России ЕСПЧ оставался оплотом последней надежды — после проигрыша в российских судах люди обращались в Суд за признанием нарушения права и были готовы ждать решения несколько лет. Также важно отметить, что ЕСПЧ присуждал денежную компенсацию, суммы которой варьировались в зависимости от тяжести нарушения и составляли в среднем от 1000 до нескольких десятков тысяч евро.
«Россия, хоть и со скрипом, но довольно исправно выплачивала эти деньги»
Признание ЕСПЧ нарушения давало возможность, в соответствии с УПК РФ, пересмотреть дело ввиду новых обстоятельств. Безусловно, это не всегда влекло изменение итогового решения — часто суды после устранения процессуальных недостатков (например, заслушав свидетелей, в допросе которых ранее отказывали) выносят ровно то же самое решение по делу.
Также важен такой механизм, как пресловутое «Правило 39», или ходатайство о применении срочных мер защиты. В случае если жизни и здоровью человека в России имеется серьезная угроза, подача ходатайства по данному правилу могла остановить процесс — например, суд мог обязать Россию обеспечить человека надлежащим лечением, остановить процесс депортации в государство, где ему угрожает опасность, или обеспечить его безопасность в местах лишения свободы.
«К сожалению, "Правила 39" россияне тоже теперь лишены»
В связи с действиями России на Украине РФ была исключена из Совета Европы с 16 марта 2022 года, что, соответственно, исключало страну из юрисдикции ЕСПЧ. При этом Суд оставил гражданам возможность подать жалобы на нарушения прав, произошедшие до 16 сентября 2022 года. Грубо говоря: если вас пытали в полиции 16 сентября, жалобу еще можно подать, несмотря на то что в России суды будут позже. И Россия обязана будет исполнить решения ЕСПЧ, в том числе — по ранее поданным жалобам.
«Принятием нового законопроекта РФ четко дала понять, что исполнять ничего не собирается и ЕСПЧ ей больше не указ»
Такая ситуация приводит к серьезной правовой изоляции: фактически мы остаемся один на один с действующей правовой системой, не имея возможности вырваться.
Вопреки доводам парламентариев, ни Верховный, ни Конституционный суды ЕСПЧ не заменят. Верховный суд — по сути дела, просто еще одна инстанция, рассматривающая материал. Конституционный суд решает вопрос о соответствии закона, примененного в конкретном деле, Конституции, и не устанавливает факта нарушения прав, хоть и может влечь пересмотр дела. Обе эти инстанции нельзя назвать независимыми — они встроены в действующую судебную систему, кроме того, никто из них не присуждает компенсаций.
Аналогов ЕСПЧ не существует. Ранее россияне могли еще обращаться в Комитет по правам человека ООН — он просто признавал наличие нарушения прав, но не присуждал компенсации и не влек возможности пересмотра судебных актов в России. Сейчас и этот механизм, увы, недоступен.
Резюмируя: мы оказались в серьезной правовой изоляции. Адекватных механизмов защиты прав в России, увы, больше нет.
Согласны с автором?