Обстановка на армяно-азербайджанской границе обострилась. Сообщения об этом провоцируют опасения по поводу начала новой полномасштабной войны между государствами. При этом в зоне конфликта по-прежнему остаются российские миротворцы. Москва категорически не заинтересована ни в продолжении конфликта, ни в победе одной из сторон.
В текущей эскалации конфликта стороны взаимно обвиняют друг друга. Во вторник Минобороны Армении сообщило о том, что азербайджанские военные открыли огонь в направлении армянских городов Горис, Сотк и Джермук. «Учитывая применяемое Азербайджаном вооружение и интенсивность стрельбы, можно сказать, что ситуация близка к войне», — сказал тогда «Ъ» глава армянского исследовательского центра «Ани» Татул Акопян.
Азербайджан, в свою очередь, заявил, что вся ответственность за эскалацию лежит на Вооруженных силах Армении. По данным Баку, те «совершили широкомасштабные диверсии» на нескольких направлениях межгосударственной границы. «Принимаются необходимые меры для того, чтобы заглушить огневые точки Вооруженных сил Армении и не допустить расширения масштабов боевых столкновений», — подчеркнули в МО Азербайджана.
К среде количество сообщений об обстрелах существенно снизилось. Глава Армении Никол Пашинян сообщил, что Азербайджан остановил наступление в большинстве направлений. Тогда же в азербайджанских СМИ появились сообщения о том, что войска взяли под «визуальный и огневой контроль» ряд стратегических коммуникаций на территории Армении. По итогам двух дней эскалации Ереван сообщил о гибели 49 армянских военных. Баку ответил сообщением о смерти 50 военных Азербайджана.
— Соглашения, которые были подписаны в Сочи (о прекращении боев в Карабахе. — Прим. ред.), не в полной мере удовлетворяют стороны, — объяснил MSK1.RU директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, политолог Денис Денисов. — Во-вторых, конечно, они (соглашения. — Прим. ред.) не имплементированы (не реализованы на практике. — Прим. ред.). Когда подписывался этот документ, подразумевалось, что за ним будут подписываться другие соглашения, которые уточняли бы целый ряд существенных моментов.
Денисов напомнил, что полностью реализовать подписанные договоренности помешала политическая турбулентность в одной из стран-подписантов. Действительно, многие граждане Армении публично отказывались признавать отчуждение территорий НКР в пользу Азербайджана. По Еревану прокатилась волна протестов.
— Исходя из тех реалий, которые во многом связаны с перекройкой систем безопасности на всём евразийском пространстве, конечно, у некоторых стран появляется желание урегулировать силовым путем те или иные вопросы, — отметил Денисов. — Но вместе с тем, пока не будут подписаны действительно стратегические соглашения между сторонами, которые будут выполняться, говорить, что конфликт урегулирован, не приходится.
Переговорный процесс, как и ранее, намерен выстроить президент России Владимир Путин. В снижении накала в текущей ситуации Кремль видит заслугу исключительно российского лидера.
— Здесь трудно переоценить роль России, роль лично Путина: президент прикладывает все усилия для того, чтобы способствовать деэскалации напряженности на границе, — заявил в среду пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Однако переговоры наверняка не обойдутся и без вмешательства других игроков. Так, известно, что в разгар конфликта Армения провела консультации с лидерами ЕС и США. Азербайджан, в свою очередь, является давним партнером Турции, традиционно выступавшей в этом споре на стороне интересов Баку.
Впрочем, как ни странно, к стратегически цельному результату вряд ли приведут даже совместные усилия всех игроков, ведь на армяно-азербайджанскую историю накладываются все противоречивые отношения заинтересованных стран (конфликт России и Запада, дружба Запада и Армении, соперничество Армении и Турции, партнерство России и Турции и пр.).
— В краткосрочной перспективе возможность подписания соглашения не просматривается, — констатирует Денис Денисов. — На конфликт в Карабахе накладывается целый ряд факторов: и исторический, и географический, и военный, и геополитический.
Таким образом, ни одну из сторон Россия не может поддержать полностью. Армения была и остается членом курируемой РФ ОДКБ, и Никол Пашинян даже запросил военную поддержку, которую страны-участницы обязаны предоставить друг другу в случае нападения. При этом у Москвы сохраняются тесные связи с Баку и его союзником — Анкарой.
— Россия старается быть над этим конфликтом, — указал Денисов. — Несмотря на то что Азербайджан не является членом ОДКБ, исторически связи России и Азербайджана всегда были очень сильными, и двусторонние отношения носили стратегический характер. Армения до сих пор является членом ОДКБ, но руководители Армении являются всё-таки не совсем лояльными к России и зачастую принимают решения с оглядкой на Запад. Здесь очень сложный выбор, от которого, конечно, хотелось бы уйти. Как выбирать одного из партнеров, одного из союзников?
Впрочем, участники конфликта понимают, что без участия России разрешить споры им не удастся, уверен Денисов. России, в свою очередь, важно сохранить свой статус надежного посредника и не допустить угроз национальной безопасности страны.
— Любой новый конфликт несет с собой очень существенные угрозы национальной безопасности всех стран региона, — напомнил Денисов. — Это связано и с неконтролируемым оборотом оружия, и с целым рядом криминальных элементов, которые развивают свои сети на территориях соседних государств. Рисков огромное количество, потому никто из государств региона не заинтересован в том, чтобы это был новый полноценный конфликт.
Армения и Азербайджан спорят о принадлежности Нагорного Карабаха с 1988 года. В тот год регион, населенный преимущественно этническими армянами, заявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. После распада СССР на территории была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР).
Окончательно контроль над Карабахом Баку утратил по итогам войны 1992–1994 гг., хотя мировое сообщество так и не признало НКР отдельным государством. Политическую, социальную и экономическую инфраструктуру в непризнанном государстве обеспечила Армения.
В 2020 году Азербайджан направил в регион войска. После нескольких недель боев с силами НКР и Армении Баку взял под контроль ряд стратегически значимых городов и поселений. Посредником в прекращении огня выступила Москва: по итогам сочинских соглашений о прекращении боевых действий в регион вошли российские миротворцы. Азербайджан при этом сохранил контроль над территориями, подчиненными в ходе военной операции.
По актуальным данным, столкновения на границе Армении и Азербайджана пока продолжаются. Завтра в зону конфликта должна прибыть наблюдательная миссия ОДКБ. Ее возглавит начальник объединенного штаба Анатолий Сидоров.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».