Утром 21 сентября Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. Позже министр обороны Сергей Шойгу разъяснил, что планируется призвать 300 тысяч «запасников». Сразу после этих заявлений россияне скупили авиабилеты в страны, в которые можно попасть без визы, а на сухопутных пропускных пунктах появились огромные очереди. Мы отправились в крупнейший аэропорт столицы, чтобы увидеть толпы людей своими глазами и показать их вам.
Еще семь месяцев назад Шереметьево считался одним из 50 самых загруженных аэропортов мира. Но весной, после начала специальной военной операции России на Украине, пришлось закрыть два международных терминала — D и E. Администрация объяснила это решение снижением числа перевозок из-за санкций. Сейчас там работают всего два терминала из пяти: один — на внутренние, другой — на международные рейсы. Последний — F — в данный момент на реконструкции.
Учитывая, что под комплексы отведено 480 тысяч кв. м земли, оценить загруженность аэропорта довольно сложно. Наш читатель, улетевший накануне в Будапешт, назвал работу аэропорта «бодрой» и похвалил работников за отсутствие скоплений людей. Однако корреспондент MSK1.RU всё же отыскала очередь из отправляющихся за границу, нашла в ней мужчин призывного возраста и узнала, планируют ли они возвращаться на родину.
«Грех на душу брать не хочу»
Первым собеседником оказался путешественник в Турцию. Павел собрался кататься там с друзьями на байдарках, поездку спланировал уже давно и планы менять в связи с объявленной частичной мобилизацией не стал.
— У меня обратный билет через неделю, всё забронировано и оплачено. Отменять всё? Зачем? Да и оставаться там я не вижу смысла, у меня здесь семья и родители, — объяснил мужчина. — Это вряд ли вообще. Пока под критерий первой волны я не подхожу.
На вопрос о том, готов ли он «мобилизоваться» при необходимости, Павел ответил однозначно:
— Воевать за какие-то радужные идеи я не собираюсь. У меня там [на Украине] часть семьи и куча друзей. Пойдем сидеть тогда в тюрьму. Грех на душу брать не хочу.
«Цены на билеты — космические»
На тот же рейс до Стамбула купил билет Владислав. Он взял с собой из Белгорода два клетчатых баула и большой рюкзак. Сразу видно: этот отъезд не «на недельку».
— Я лечу в Канаду через Стамбул, переезжаем семьей, — рассказал он. — Сам процесс был запущен 4 года назад. Там есть программа: получаешь баллы за образование, за знание английского и французского. В этом году наконец получил визу и взял билеты для семьи на 1 октября. Свой, правда, пришлось поменять.
«Не собирался я, если честно, билет раньше менять. Но вот так получилось, потому что я военнообязанный — "запасник". Вчера вот, как услышал, купил»
Билет ему обошелся в 85 тысяч рублей, такую же сумму он в совокупности потратил на билеты для жены и двоих детей, которые купил еще летом.
— Визу я получил 15 июля. И мы могли ехать уже сразу, но цены на билеты просто космические, — пожаловался белгородец. — То есть мы просто финансово не могли потянуть, поэтому билеты пришлось брать на три-четыре месяца вперед.
С родными он встретится уже в начале октября в Стамбуле, откуда они вместе полетят в Торонто.
— Если честно, хотелось бы без всего этого, — признался Владислав, — потому что родители у меня остались все там, в Белгороде. Их очень сложно вывезти. Мы будем пробовать, но, боюсь, это займет годы. Сейчас я стараюсь просто новости не читать, чтобы не нагонять.
«Уж лучше тюрьма»
Еще одни походники, с которыми нам удалось пообщаться, полетели в Киргизию любоваться озером Иссык-Куль. Обратных билетов Олег и Александр не приобрели: купят, как погода испортится. Страха перед пограничным контролем у товарищей не было, сказали, что «уже старые».
— Вообще мы айтишники. Для нас вроде обещали отсрочки, — рассказал один из мужчин. — Но сейчас если вы откроете указ, то там ничего не понятно. Если могут вручить повестку на границе, то могут вручить и дома. Так что я не думаю, что это повод отказываться от своего такого редкого отпуска.
Оставаться в Киргизии программисты не собирались «ни при каких обстоятельствах».
«Ага, останься! А дома вся семья, жена, квартира, машина. Что с этим делать?»
Но и в армию идти Олег пока не готов:
— Я не пойду. Лучше уж тюрьма.
Его коллега ответил на вопрос о возможном призыве иначе:
— Пока не знаю, какие у меня есть возможности, чтобы этого избежать. Это не моя [СВО]. Если возможностей никаких не будет, ну, значит, подневольно пойдем. Но вообще есть ощущение, что кошмарить будут, как всегда, регионы, а в Москве, надеюсь, будет спокойно.
Свадебный переполох
Виктор тоже работает в IT-компании. Поездку на Мальдивы он планировал задолго до объявления частичной мобилизации. План был такой: отметить на песчаном пляже свадьбу друзей и вернуться обратно. Сворачивать с задуманного пути парень пока не собирается. В любом случае он «совсем не годен».
— На погранконтроле, если будут спрашивать, придется отвечать как есть. Смысла врать я не вижу, потому что могут спокойно всё пробить, — объяснил он. — Вообще я за это не переживал, пока не началась истерия у коллег. Они сами ничего не видели, но уже волнуются.
«Ну спросят — отвечу. А что они могут сделать? Развернут? Ну буду думать, что делать дальше. Надо разбираться с проблемами по мере поступления»
Главный офис компании, в которой он работает, находится в Москве, поэтому молодой человек не рассматривает вариант с удаленкой из-за границы.
— У нас в компании пока не было обсуждений, как поступать в таких случаях. Поэтому не могу сказать, что меня бы этот вариант [не вернуться] устроил на сто процентов.
«Ни о чем не переживаю»
Встретились в очереди на регистрацию и те, кому частичная мобилизация не страшна: двое друзей из Киргизии. Молодые люди отправились к семье в Бишкек, чтобы отдохнуть. Вещей с собой много не брали: из багажа у них — одна небольшая сумка на двоих.
— У нас нет гражданства, мы иностранцы. А так мы вернемся. Если заставят — пойдем, — твердо ответил Дилмурод. — Нам не страшно: всё равно умирать однажды. Завтра, послезавтра — какая разница? Все мы там будем.
Не из пугливых оказался и москвич Владимир. Он мало рассказал о себе, зато четко ответил на все вопросы:
— Ни о чем не переживаю. Давно всё запланировал. Ничего на меня не повлияло.
Заученные фразы сменились ироничной улыбкой, когда речь пошла о месте прибытия. Оказалось, мужчина едет в Ереван — город, ставший за последние полгода главным центром российской эмиграции.
— У вас такая улыбка ехидная, не могу понять, вы с иронией отвечали или серьезно.
— А я тоже не могу понять, как наше государство всё это нам говорит: шутит или серьезно, — ответил Владимир.
Мы в режиме реального времени собираем все актуальные новости о частичной мобилизации в России. Билеты из России разлетаются стремительно — читайте о том, сколько они стоят. Также авиаэксперты рассказали, что будет с российскими пилотами во время частичной мобилизации. Так как вылеты из-за спроса стали проблемой, мы рассказали, куда можно уехать на поезде или машине. А читатель MSK1.RU откровенно рассказал, как ему удалось пересечь границу с Финляндией.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».