26 октября десятки людей собрались у Театрального центра на Дубровке, чтобы почтить память жертв теракта во время мюзикла «Норд-Ост» в Москве. С момента трагедии прошло 20 лет.
MSK1.RU побывал на памятной акции и поговорил с людьми, которые собрались у театра. Публикуем их трогательные истории.
Террористы ворвались в здание Театрального центра на Дубровке вечером 23 октября. В здании находилось более 900 человек. В это время в нем шел мюзикл «Норд-Ост». Затем они начали минировать зал, разрешив заложникам позвонить родным, чтобы те передали, что за каждого убитого или раненого боевика они будут расстреливать по 10 человек. Чеченские боевики отпустили 15 детей, несколько десятков женщин, мусульман и иностранцев. Они требовали прекращения военных действий и вывода войск из Чечни. Террористы удерживали людей в течение трех дней, пока в ночь на 26 октября спецподразделения ФСБ и МВД не пошли на штурм. При захвате заложников и последующем штурме, по официальным данным, погибли 130 человек, больше 700 пострадали.
Елена Анатольевна потеряла в трагедии свою дочку. Ей было всего 32 года, и в тот роковой день она повела своего сына в театр — решила сделать ему подарок на день рождения.
— Это моя дочка единственная [была]. Она повела сына, на день рождения она ему сделала подарок, ему было 14 лет, ей было 32 года. Он выжил, а она погибла в день его рождения.
Мальчик не смог пережить потерю мамы и покончил жизнь самоубийством.
— Прошло 12 лет, он себя считал виноватым, — со слезами на глазах вспоминает Елена Анатольевна. — Она из-за него погибла, потому что она погибла в день его рождения. Через 12 лет он повесился. И у меня нет ни дочки, ни внука, я осталась одна. Даже некого на войну теперь забирать. Вот так и живу — в гордом одиночестве. Ей было 32, ему — 14. Всё, на этом жизнь закончилась. И так 20 лет. Не дай бог кому-то пережить такое.
У Екатерины Гринберг во время штурма театра от газа погибла мама. Женщине было 46 лет, и поход на мюзикл был ее давней мечтой.
— Я сильно не копаюсь, — рассказывает Екатерина. — В суды не лезу, с болью с этой живем. Сейчас уже выросли наши дети, которые не видели бабушку, уже они понимают всё. Но для нас это долг, честь отдать. В день памяти — хотя бы раз в год вспоминаем.
«Она мечтала попасть на этот мюзикл. Вот, попала»
Екатерина отметила, что с каждым годом на акции памяти приходит всё меньше людей. Но те, кто приходит к театру на Дубровке, очень поддерживают друг друга.
— Очень теплые объятия и такое сопереживание, бывшие заложники с удовольствием делятся, — рассказывает Екатерина. — Сегодня поговорили с одной заложницей и узнали, как-то она нас успокоила, что мама не мучилась и просто уснула.
Иван пришел к зданию театра на Дубровке несмотря на то, что никого из его близких во время теракта там не было. Несколько лет назад он вместе с коллегами снял документальный фильм об этих трагических событиях.
— Приходить сюда — гражданская обязанность каждого гражданина России, — делится Иван. — Я думаю, что для людей, которые уже 20 лет этим занимаются, организуют этот день памяти, это абсолютно уже какие-то обыденные вещи. И то, что они создали такую организацию — до теракта на Дубровке были еще другие теракты — и они первая группа людей, которые объединились и начали действовать. Они в жизни очень скромные, они об этом почти не говорят, но я считаю, что они совершили настоящий гражданский поступок.
«Пока мы об этом помним, есть шанс, что такого больше не случится»
Журналисты MSK1.RU поговорили с участниками и очевидцами тех событий и собрали их воспоминания о тех страшных днях.
Сегодня на площади перед театром стоят стела с журавлями и церковь. На самом здании — большой мемориал с именами всех 130 погибших. Местами на здании даже можно найти следы, похожие на отверстия от пуль. Посмотрите, как выглядит сейчас Театральный центр на Дубровке.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».