На открывшемся в воскресенье Восточном экономическом форуме обсуждают не только бизнес-идеи, но и культурные проблемы, и даже киберспорт. MSK1.RU поговорил с президентом Федерации компьютерного спорта России Дмитрием Смитом.
— Что сейчас происходит с киберспортом?
— Компьютерный спорт у нас не стоит на месте. Будет еще больше международных соревнований. До конца года у нас пройдут открытые киберспортивные соревнования. С большой вероятностью они будут в Саранске. Пройдут игры стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. — Прим. ред.), открытые студенческие спортивные игры. Естественно, будет еще много-много других событий.
— Как поменялась сфера за последнее время?
— Ключевым изменением можно отметить увеличение количества отечественных игр. Это тоже не может не радовать. Есть старые, традиционные отечественные игры — это «Мир танков» или Warface. Это игры, которые себя зарекомендовали по всей планете. Есть относительно новые игры. Они всё равно не вчера родившиеся, например, Standoff 2. По ней мы, начиная с прошлого года, проводим большое количество соревнований. Это количество продолжает расти.
Естественно, мы говорим не только про наши обычные соревнования, но и про те, которые нам предстоят. Мы подали документы на признание еще одной дисциплины — по соревнованиям в виртуальной реальности. В районе 20 сентября должна состояться комиссия Минспорта. На ней будет вынесено решение, признают нам новую дисциплину или нет. Если да, то нам понадобятся отечественные игры и в этом направлении.
— Как проходят соревнования в виртуальной реальности?
— Соревнования в виртуальной реальности могут проходить по-разному. Ключевым здесь может являться то, что движения, которые спортсмен совершает, передаются его аватару. А дальше это может быть какая-то трехмерная стрелялка или игра наподобие Beat Saber, когда надо разбивать какие-то предметы, приседать, уклоняться. То есть это еще больше физической активности в рамках киберспорта.
— Во многом в российском обществе культивируется, что «стрелялка» — это плохо. «Во всём виноваты ваши игры» — как вы к этому относитесь?
— У меня в школе был прекрасный преподаватель. Он говорил, что 90% погибших в автокатастрофе ели огурцы. Вы считаете, что огурцы стали причиной? Нет. То же самое и здесь.
«Была замечательная игра — "Зарница". В нее играли все. Никто не говорил, что это плохо»
У нас есть стендовая стрельба как вид спорта. Пожалуйста. Здесь это всего лишь инструмент, которым надо грамотно пользоваться. И есть, как я уже много раз говорил, есть техника безопасности, спортивные психологи и прочее. То есть я ничего плохого в этом не вижу.
Надо понимать, что в эту дисциплину, официально она называется тактический трехмерный бой, входит и «Мир танков». Это игра, где никакой крови не присутствует.
«Если переложить на современный лад, это беспилотники воюют. Каждый своим танком управляет»
Понятное дело, здесь дискуссионная позиция. Каждый имеет право отстаивать и высказывать мнение. Но опыт и статистика на нашей стороне.
Гораздо проще спихнуть на стрелочника, чем разобраться в причине и устранить ее. Это всегда соблазн простого решения. У человека были проблемы в школе, проблемы в семье, много всего — а еще он играл в компьютерные игры. А, ну тогда всё понятно. А поскольку в игры играют все — любую проблему можно спихнуть на это. Очень удобно.
— Ограничения для российских спортсменов и на мировой киберарене распространяются. Как сейчас с этим?
— Есть соревнования официальные и есть соревнования коммерческие. То, что касается официальных соревнований, нам удалось восстановить справедливость. Международная федерация приняла решение снять с нас санкции.
Наша сборная теперь может выступать под флагом и с гимном. Здесь проблем нет. Мы планируем поучаствовать еще в двух соревнованиях до конца года, чтобы наши спортсмены выступили.
А есть коммерческие соревнования, например, The International. Самый большой фонд, самый громкий. Он завязан на деньгах — в нем как раз влияние политики сильнее ощущается. Давления государства, как машины, может оказать больше. Поэтому насколько сейчас рекомендации международной федерации будут следовать коммерческие соревнования — большой вопрос. Честно скажу, я считаю, они будут его игнорировать. Потому что оно им невыгодно.
Здесь всё зависит от того, про кого мы говорим. Если это ребята экстра-класса — Team Spirit или Virtus.pro, то они были вынуждены просто релоцироваться. Virtus.pro — это теперь Армения, а Team Spirit — Сербия.
«Если мы говорим про ребят классом ниже, у которых не так много партнеров и спонсоров, для них это было менее больно»
Почему Virtus.pro уехали? Потому что им говорили — приезжайте, но у вас на форме не должно быть спонсоров, вы не можете себя ассоциировать со своим брендом, выступать вы должны под другим именем.
Мало того, что это неуважение, так еще и практически смерть с точки зрения коммерции. Как они будут существовать как клуб, если они не могут рекламировать партнеров? Если весь инвентарь у них исчез?
Но если мы говорим про спорт массовый, он, слава Богу, практически не ощущает такого влияния. Как ребята играли в Dota, так и продолжают. Проходит большое количество онлайн-турниров каждый день. Так что если наверху это очень болезненно ощущается, то даже для чемпионов своих городов практически не ощущается.
— Но то, что уехали лучшие, это же болезненно?
— Болезненно, это на уровне «неприятно». А с точки зрения развития, в некотором роде так даже лучше. Освободилось пространство, которое будут теперь занимать молодые. В тех же соревнованиях, которые мы, как федерация, проводим, этих ребят сейчас нет, поэтому места занимают другие ребята. Нет худа без добра.
«В первую очередь это эстетически, патриотически, по-человечески неприятно. А если говорить про экономику, здесь есть плюсы и минусы»
Напомним, что ранее российским киберспортсменам разрешили использовать флаг и гимн. Ранее мы показали, какая еда есть на ВЭФ и сколько она стоит. А вот так стенды выглядели на ПМЭФ-2023.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».