Международная федерация компьютерного спорта (IESF) вернула российским киберспортсменам право выступать на международных турнирах с флагом и гимном страны. Запрет на использование государственной символики ввели в апреле 2022 года, после начала спецоперации. Кроме того, IESF также отклонила предложение Украины исключить из своего состава Федерацию компьютерного спорта России (ФКС России), членство которой началось с 2010 года.
Международная федерация компьютерного спорта создана в 2008 году, базируется в Южной Корее и объединяет киберспортивные организации 140 стран. International Esports Federation выступает за признание киберспорта на мировом уровне, в том числе Международным олимпийским комитетом.
О причинах и последствиях решений IESF в эксклюзивном интервью MSK1.RU рассказал директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент Федераций компьютерного спорта России и Москвы Александр Горбаченко. По его словам, решения, которые принимает IESF, касаются только ее деятельности.
— IESF не распространяет свое право и влияние на коммерческих операторов турниров, на национальные и региональные состязания. Фактически юрисдикция IESF распространяется только на Чемпионат мира по компьютерному спорту, проходящий под эгидой этой организации. Соответственно, и запрет на использование россиянами национальных флага и гимна распространялся исключительно на эти соревнования, — рассказал он.
Александр Горбаченко добавил, что Федерация киберспорта Украины (UESF) продвигала идею ограничения участия и даже исключения российских киберспортсменов из международных состязаний.
— По сути, это была просто калька с дискриминационных практик Международного олимпийского комитета (МОК) в отношении российских атлетов-олимпийцев, которых вынудили участвовать в соревнованиях в «нейтральном статусе». Многие киберспортивные организации очень хотели бы включения киберспорта в программу Олимпиады. Поэтому в момент принятия антироссийских решений IESF они надеялись таким образом заслужить благосклонность МОК, — добавил Горбаченко.
«Это довольно странно, учитывая, что нынешнее руководство ФКС России всегда выражало стремление включить компьютерный спорт в олимпийскую программу»
По словам директора Межконтинентальной киберспортивной лиги, особого ущерба российским спортсменам запрет на использование российского флага на международной арене не нанес. А зарубежные организации начинают менять свое отношение к России.
— Приходит понимание, что Россия с 2010 года является одним из ключевых участников становления IESF. Не говоря уже о том, что правила этого вида спорта написаны в России. И Россия является первой в мире страной, где компьютерный спорт был признан официально, — отметил Александр Горбаченко.
Горбаченко добавил, что советник нынешнего президента ФКС России Дмитрия Смита, Константин Сурконт, на днях принял участие в XX съезде IESF в Румынии. Возможно, именно он добился расположения организации.
«По слухам, в рамках съезда имели место некие кулуарные договоренности»
Вероятно, что руководство IESF пошло навстречу ФКС России в обмен на определенные кадровые уступки со стороны российской киберспортивной федерации. В съездах IESF всегда имеет место подобная политическая расторговка. <...> Это похоже на правду, так как он хорошо известен в киберспортивном сообществе как патриот, весьма смелый человек и опытный переговорщик, — пояснил Горбаченко.
Александр Горбаченко рассказал, что использование национальной символики крайне важно для любой сборной и команды.
— Когда спортсмены выезжают на зарубежные соревнования и представляют там страну, а в турнирах под эгидой IESF участвуют именно сборные отдельных государств, сформированные национальными федерациями, то им очень важно ощущение своей гражданской принадлежности. Поэтому, безусловно, гимн, герб и флаг должны присутствовать, — рассказал он.
«Соревнования призваны выявить лучших из лучших на межгосударственном уровне»
В случае победы спортсмены вправе рассчитывать на то, что сограждане будут ими гордиться и чествовать как национальных героев. А запрет на национальные символы наоборот воспринимается спортсменами как национальное унижение и дискриминация по признаку гражданства, — добавил Горбаченко.
При этом, по словам Александра Горбаченко, решение IESF не улучшит состояние российского киберспорта, ему еще предстоит активно расти и развиваться.
— Отечественный киберспорт должен сперва дорасти до состояния системного спорта. Чтобы мы понимали, как и из кого формируется сборная страны. В каких видах программы и дисциплинах. Мы должны знать имена капитанов команд и лучших киберспортсменов страны, кто эти люди, — объяснил он.
«Пока, увы, у нас в стране нет и намека на "систему". До сих пор нет даже устоявшейся системы спортивной подготовки киберспортсменов»
— В наших реалиях никак не оформлен юридически и переход из разряда любителей в профессионалы. Даже сборные команды регионов, участвующие в Чемпионате России по компьютерному спорту, Всероссийской киберспортивной студенческой лиге и других состязаниях федерального уровня, по сути, являются просто стаками (полная команда. — Прим. ред.) любителей, объединившихся ненадолго для поездки на соревнования.
«Возникает даже ощущение, что нынешнее руководство ФКС России не очень заинтересовано в участии России в международных киберспортивных соревнованиях»
По словам Александра Горбаченко, в России необходимо создать грамотное управление, а также построить спортивные сооружения специально для киберспортсменов.
— Грубо говоря, любое физкультурно-спортивное общество должно иметь возможность открыть внутри себя спортивный клуб по киберспорту и иметь доступ к тем или иным источникам финансирования. В том числе деньги букмекеров должны распределяться прозрачно как на спорт высших достижений, так и на детско-юношеский спорт. До тех пор, пока это не будет реализовано, не приходится ожидать какого-то роста и всплеска. Особенно учитывая, что за минувшие 7 лет почти ничего серьезного не было сделано для развития российского киберспорта не только на международном уровне, но и внутри страны, — добавил Горбаченко.
Как отметил директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, российские и белорусские киберспортсмены не смогут принять участие на ближайшем Чемпионате мира — 2023. Он проходит с 24 августа по 4 сентября.
— Основные международные коммерческие организаторы киберспортивных соревнований сегодня — это Electronic Sports League (ESL) и PGL Esports. У них свои календари мероприятий и мейджоры (турниры с крупным призовым фондом. — Прим. ред.). Можно их посмотреть на официальных сайтах организаций. Отдельно проводятся турниры крупных компаний — разработчиков видеоигр, таких как Riot Games, Valve, Epic Games, Tencent и ряд других, — заключил Горбаченко.
В апреле 2023 года в России появилась «Ассоциация профессионалов оперирования и разработки игр» (АПРИОРИ). Ее участниками стали крупные представители российского игрового и киберспортивного рынков — VK, ФКС (Федерация компьютерного спорта) России, Astrum Entertainment и Innova.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».