Середина апреля началась с того, что в некоторых регионах Сибири синоптики обещали зимние морозы, в Москве и Санкт-Петербурге говорили про снег, и это всё в тот момент, когда сильнейший потоп в Поволжье и Зауралье оставил тысячи людей без крыши над головой.
Редакция MSK1.RU выяснила, что значат эти погодные аномалии и не являются ли они предвестником конца света. Такие разговоры ведутся на полном серьезе. Отвечали на наши вопросы два больших специалиста в климатологии: кандидат наук и ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова Андрей Киселев, а также доктор геолого-минералогических наук, советник министра природных ресурсов РФ Владимир Полеванов. Причем один эксперт настаивает на том, что все катаклизмы объясняются глобальным потеплением, а Полеванов, наоборот, известен тем, что выступает против этой теории. Тем интереснее послушать мнения обоих.
Итак, Андрей Киселев придерживается мнения, что природные аномалии связаны с ростом температуры на земном шаре.
— Но я не могу сказать, чтобы раньше такого не бывало, — говорит Киселев. — Бывало. Например, на моей памяти выпадал снег в Санкт-Петербурге. Это происходило в июне. Так что говорить о том, что это абсолютно невозможно нельзя. Но тем не менее, конечно, это аномалии. И аномалии становятся довольно частым явлением — по сравнению с концом прошлого века, их число выросло вдвое. Причем речь о тех аномалиях, которые принесли серьезный экономический ущерб или ущерб жизни и здоровью людей. Это не только российская тенденция, это тенденция по всему миру. Это связано во многом с ростом температуры.
Причем в России теплеет в 2,7 раза быстрее, чем во всём мире.
— А тепло — это энергия. Чем выше температура, тем выше энергия. А энергия — это такая штука, которая требует выхода. Одним из выходов является учащение всевозможных погодно-климатических катаклизмов. Я имею в виду разные катаклизмы: начиная от перепадов температуры, усиления ливней и других самых разных явлений.
— А потопы в Орске и других регионах — это тоже климатическая аномалия?
— Конечно. Это одно из проявлений изменения климата. Причины этого наводнения связывают с сильными осадками, а также с таянием снега — из-за этого появляется дополнительная вода, и где-то она практически незаметна, а где-то то вызывает всевозможные катастрофы. Обычно, когда говорят об изменении климата, всё связывается исключительно с потеплением, увеличением среднегодовой температуры... Но потепление, в общем-то, приносит более широкие изменения.
— В одном из интервью вы говорили, что с вероятностью 98% ближайшие пять лет могут побить тепловой рекорд, который поставил 2023 год. Неужели 2024-й может стать самым жарким годом за всю историю человечества?
— По этому поводу развернулось много дискуссий в научном сообществе. <...> Может, да, может, нет.
— Имеет ли смысл просить вас спрогнозировать, каким будет лето в Москве и в России в целом? Или тут эффективнее гадать на кофейной гуще?
— Никого не надо просить прогнозировать погоду на лето, — попросил Киселев. — Дело в том, что в наших климатических условиях оправданно прогнозировать погоду можно не больше чем на 15 дней.
Владимир Полеванов считает, что глобальное потепление — это большой капиталистический заговор. Его точка зрения заключается в том, что неуникальность погодных аномалий замалчивается, а из каждой странности или катаклизма СМИ раздувают небывалую трагедию — как с бесконечными рекордными снегопадами в заголовках, которые повторяются каждый год, так и с наводнениями. Также человечество начинает бояться снега посреди лета: действительно странного, но уже встречавшегося в истории явления.
— Скажите, а с чем, как не с глобальным потеплением, это может быть связано?
— Дело в том, что прежде чем говорить о глобальном потеплении, похолодании, о чем бы то ни было, нужно соблюдать климатические законы. Климатология — это наука, которая сейчас превращена в пиар-компанию. Каждый, так сказать, возвращается как хочет, и заявляет. Одни говорят, так, другие — эдак. А всё просто. Человек — это слишком ничтожное существо, чтобы всерьез менять или влиять на климат. Есть небольшое потепление, вне всякого сомнения. Оно особенно хорошо развивается в Арктике. Но всё это превращено в политику, в возможность зарабатывать дополнительные деньги из ничего.
— Но как объяснить погодные аномалии?
— Дело в том, что погода — это вещь изменчивая, она как биение сердца. И каждое погодное явление зависит от очень многих факторов: от климатического давления, направления ветров, осадков и так далее. Но все это в пределах многолетних норм, — считает Полеванов. — То же наводнение, которое мы наблюдаем сейчас, — конечно, были подобные наводнения и в XX веке. Я помню и страшный снегопад в Москве, который был на День космонавтики в конце прошлого века, — вспоминает специалист.
— Сообществом специально не учитывается то, что всё уже было, — продолжает он. — Наоборот, сообщество настаивает на том, что все эти события являются чем-то необычным, уникальным, делается упор на уникальность подобных ситуаций. А это выгодно всем, даже губернаторам, которые сразу же под эту уникальность требуют дополнительных денег и сваливают всю вину на аномалии, а не на то, что не укрепляли дамбу. Надо не поддаваться на провокации и не искать систему в единичных явлениях, — заявил Полеванов.
Переживает ли природа небывалые катаклизмы?
Ранее ученые выяснили, что по Москве ударяют более сильные дожди и ветра, чем на область. Обычно считалось, что природа сильнее беснуется на открытых пространствах. Но оказалось, что дожди сильнее льют именно в Москве с ее высотной застройкой.
Стихийное бедствие в Орске и других городах Оренбургской области, а также паводки в Центральной России заставили задуматься, ждать ли большой воды в Подмосковье. В этом тексте мы разбираемся, стоит ли людям и дальше опасаться за имущество или готовиться к эвакуации.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».