В конце ноября сирийские повстанцы начали наступление на территории, которые находились под контролем правительства страны. Утром 8 декабря стало известно, что они заняли город Хомс и вошли в столицу Дамаск.
Возглавлявший Сирию на протяжении 24 лет президент Башар Асад оставил свой пост и покинул Сирию, о чем сообщили в МИД России. В ведомстве отметили, что он оставил указания передать власть мирным путем. А также добавили, что это решение он принял после переговоров с вооруженной оппозицией — Россия в них не принимала участия.
MSK1.RU узнал у экспертов, что будет с Сирией после падения режима Башара Асада.
«Переломным моментом был захват Алеппо»
Полковник в отставке и военный обозреватель Виктор Литовкин отметил, что открытый конфликт на территории Сирии длится уже не одно десятилетие. Поэтому произошедшие события он не может назвать неожиданными.
— Я думаю, что руководство Сирии и сирийская армия упустили момент, что оппозиция и террористы объединятся и будут проводить активную борьбу против сирийского руководства. Нужно понимать, что оппозиционерам активно подыгрывали Соединенные Штаты, которые занимали нефтяные поля на северо-востоке Сирии, Турцией и другими странами. Видимо, недооценка опасности сыграла свою роль, — рассказал MSK1.RU Виктор Литовкин.
Военный обозреватель также отметил, что правительство Сирии могло недооценить опасность положения.
— Переломным моментом был захват Алеппо, движение вооруженных формирований на север, в сторону Дамаска, через другие крупные города, — отметил эксперт. — С Россией, наверное, будут какие-то сложности, потому что оппозиция всё время опирается на Соединенные Штаты, а им совершенно не нужно, чтобы Россия находилась в Средиземном море.
МИД России заявил, что российские военные базы на территории Сирии находятся в режиме повышенной боевой готовности и серьезной угрозы их безопасности нет. РБК указывает, что Россия в 2017 году договорилась с правительством Сирии о размещении свои сил на авиабазе Хмеймим и в пункте материально-технического обеспечения в Тартусе.
«С „концом“ Сирии начинается новое обострение»
Военный политолог и доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев отметил, что после падения режима Башара Асада большой риск, что будет период безвластия.
— Это только сначала у победивших будет эйфория и у тех, кто за ними стоит. Но «победители» могут сами начать меж собой воевать. И когда начнут делить ресурсы Сирии, ситуация изменится. У меня есть предположение, что все события связаны с проведением газопроводов через Сирию. Например, катарского, который должен был также идти через Турцию в Европу. В данном случае руководство Турции хочет выступать как некий монополист газа, — заявил политолог.
В начале 2000-х вели разговоры о строительстве катаро-турецкого газопровода. Он должен был идти через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию, Катар, Ирак и Кувейт. Этот проект не был реализован. В 2016 году Башар Асад заявлял, что также нет намерений проводить газопровод от Персидского залива через Сирию в Европу.
Также, по мнению Перенджиева, может начаться новое геополитическое обострение. Его центром станут страны Ближнего Востока, а вовлекаться будут и страны Евросоюза.
— Это не конец. События, связанные с Сирией, повлекут за собой новые — обострение конфликта в целом, как в Сирии, так и на Ближнем Востоке. С «концом» Сирии начинается новое обострение геополитическое, которое тесно связано с геоэкономическим противостоянием в мире. А это еще сильнее, чем обычное военное противостояние, — заявил политолог.
«Разгром посольства Ирана — это попытка спровоцировать конфликт»
Востоковед и журналист Максим Шевченко рассказал MSK1.RU, что сейчас в Сирии возможны любые сценарии развития событий из-за воцарившегося хаоса.
— Несмотря на то, что руководство повстанцев вполне серьезное и опирается на Турцию, там есть много разных групп, которые действуют исходя из разных интересов, в том числе в интересах Израиля. Я уверен, что была прямая договоренность между Турцией и Ираном для того, чтобы избежать конфликта. Всем нужно было решить вопросы: Эрдогану — с курдами и беженцами, иранцам — с Асадом, потому что количество погибших лидеров Хезболлы зашкаливает. Но разгром посольства Ирана — это безусловно попытка спровоцировать конфликт и достаточно серьезный, — отметил журналист.
Максим Шевченко также говорит, что все эти группы людей объединяет идея создания аутентичной цивилизации и своей национальной идентичности в противовес европейским идеям капитализма, либерализма и других.
— В частности, Израиль заинтересован в гражданской войне в Сирии, потому что мирная Сирия так или иначе не будет любить Израиль. И ХАМАС (палестинское религиозно-политическое движение. — Прим. ред.) перебазируется в Сирию. Когда началась гражданская война, они уехали в знак несогласия с Асадом, его действиями. И сейчас они вернутся, в чем я не сомневаюсь. Это для Израиля будет хуже, чем-то, что было.
Асад обеспечивал Израилю некий консенсус, а сейчас неизвестно, что будет. Я думаю, что Сирия станет опорой палестинского движения.
После того как Башар Асад сложил полномочия, премьер Сирии Мухаммад Гази Аль-Джалали заявил, что не покинет страну и готов сотрудничать с оппозицией. Сам же Асад, по сообщениям ТАСС и РИА Новости, прибыл в Москву вместе с семьей.
Подробнее о конфликте в Сирии читайте в материале MSK1.RU.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.