Москва передает свой общественный транспорт в регионы, а сама покупает всё самое новое — и трамваи, и автобусы, и вагоны метро. Москвичи уже привыкли к новому транспорту, но в столице еще остались старые экземпляры, которые до сих пор в строю и возят людей — некоторые из них можно назвать историческими. Давайте вместе узнаем, что это за транспорт и сколько десятилетий он бегает по Москве.
Начнем с главного — с метро, конечно же. По данным федерального сервиса «Городской электротранспорт», самый старый экземпляр (не музейный), который до сих пор работает в столичной подземке — мотовоз МК2/15, выпущенный в 1949 году. Это служебный экземпляр, используется для перевозки различных грузов. Настоящий раритет, как и многие другие вагоны, которые еще эксплуатируются в метро Москвы — и 60-х, и 70-х годов.
Самые возрастные пассажирские вагоны, которые по-прежнему возят москвичей (на регулярных маршрутах), выпущены в июне 1987 года — это модель 81–714 Ленинградского вагоностроительного завода. Четыре таких вагона бегают по Замоскворецкой линии и приписаны к депо «Братеево». Попав в такой вагон, вы можете наблюдать оригинальный советский интерьер 80-х — помните эти коричневые диваны, хромированные поручни по бокам?
Есть пассажирские вагоны и 70-х годов выпуска, они числятся в категории «эксплуатируется», но используются только на парадах поездов на Кольцевой линии. Самый старый эксплуатирующийся пассажирский состав — 1934 года выпуска, модель «Вагон типа А».
Это музейный экземпляр, но он иногда выходит на линию (в этом году — Арбатско-Покровская линия) и катает интересующихся историей москвичей. Состав числится в списках московского метро под порядковым номером № 1, именно с таких поездов и начиналась столичная подземка после открытия в 1935 году.
Все знают, что всего за несколько лет столичный трамвай полностью преобразился — на улицах вы видите новейшие пассажирские низкопольные вагоны. Но на обслуживании трамвайных линий по-прежнему трудится техника, которой 50 лет и более. Вот, к примеру, самый старый эксплуатирующийся (не музейный) вагон — ГС-4 выпуска 1963 года. Это снегоочиститель, его можно увидеть на линиях депо имени П. Л. Апакова.
А еще бывают трамвайные рельсошлифовщики и даже поливомоечные вагоны (например Tatra T3SU, 1975–1984 г.), которые, стало быть, шлифуют и поливают рельсы. Самый же старый экземпляр, который на ходу и эксплуатируется, это музейный вагон 1908 года выпуска (тип «Ф», фонарные). Этот уникальный трамвайчик участвует в парадах ретротранспорта столицы.
Автобусная техника: самый старый экземпляр на балансе «Мосгортранса» — это ГЗА-651 выпуска 1949 года. Он тоже музейный, участвует в парадах и бегает своим ходом.
Из техники, которая на регулярной основе обслуживает маршрутную сеть, можно выделить Mercedes-Benz Türk 1996 года (отдел безопасности движения) и три «Икаруса». Это два Ikarus 260 выпуска 1998 и 2001 г. (парковые тягачи) и Ikarus 256.21H выпуска 2002 года (служебный, для развозки водителей). То есть «Икарусы» по Москве еще бегают!
Что касается троллейбуса, то в столице, как вы знаете, этот вид транспорта упразднили, оставив только одну экскурсионную линию. Но на балансе «Мосгортранса» числятся несколько раритетных троллейбусов 50–60-х годов, все они со статусом «не эксплуатируется».
Вспомним еще один вид транспорта — монорельс (эстакада над землей). Единственная линия в Москве в районе Останкино была введена в 2004 году, там сейчас и трудятся вагоны ЭПС этого года выпуска.
Ранее MSK1.RU писал о том, зачем нужна новая кольцевая дорога ЦКАД и как правильнее и удобнее парковаться в Москве.
Самую оперативную информацию о жизни Москвы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».