![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/5a/a8/5d5aa867a73e67e97c2d54691224bb08/656x420_1:5553_363159b8e2167f3b18d3990c064b717a@1138x728_0x0goQawJk_1721098986718130131.jpg.webp)
На днях стало известно, что столичные власти собрались передать в регионы очередную партию общественного транспорта, конкретно — вагоны метро. Вагоны эти предназначаются для Новосибирска, а годы их выпуска — 1977–1988-е. Давайте посмотрим, от какого транспорта избавляется столица и на каких новеньких трамваях и автобусах ездят москвичи на зависть всей стране. Рассказывает авторедактор MSK1.RU Дмитрий Косенко.
1977 год от Рождества Христова — это же 45 лет прошло, товарищи дорогие, эти вагоны пережили Брежнева, СССР и много еще чего. Вагоны серии 81–717/714 Мытищинского машиностроительного завода, которые начали выпускаться в 1976 году, в последнее время оставались на Замоскворецкой и Калужско-Рижской линиях московского метро. Эта модель (и ее модификации) сейчас составляет основу вагонного парка региональных метрополитенов, многие из которых были введены в строй в 80-х годах. А поскольку покупать и обслуживать дорогущие новейшие вагоны регионы не могут, получать старую модель для них вполне разумно: специалисты, оборудование — всё подстроено под этот тип вагонов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/41/ae/c3/41aec3761a05ce2c8685fc490855a0c1/656x421_1_41438e1f049316c05a418cab120a5fce@979x628_0xs0GpX26i_0454453199187788964.jpg.webp)
Ну а столица рассекает на новеньких вагонах с названием «Москва». Посмотрите, какая красота: широкие дверные проемы, кондиционеры, в некоторых вагонах — USB-разъемы для зарядки, планшетные информационные системы для пассажиров. Последний писк — вагоны «Москва-2020», они представлены понятно в каком году и бегают сейчас по Большой кольцевой линии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/15/bc/2a15bca490006ad6d9489703aa9a2300/656x452_1:5553_dc3706199d70cb2c641e86081884e1e1@1063x731_0xlqa6undW_1720050459407403764.jpg.webp)
Трамвай — наиболее массовый для регионов «продукт», которым делится столица. Метро-то у нас есть всего в восьми городах, а трамвай — в десятках. Вот, к примеру, модель 71–619К (КТМ-19), разработка 1988 года. Оставшиеся в Москве 7 вагонов сейчас стоят в депо и выводятся из списка подвижного состава, порядка 290 штук передано в разные годы в Ульяновск, Курск, Новосибирск, Липец, Смоленск, Владивосток. Расставание Москвы с этими трамваями происходило в разном возрасте вагонов — от них избавлялись, когда им было и по 13, и по 11, и по 9 лет. Для здоровенной железяки вполне еще молодой возраст.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/04/84/b1048434b07ad330eb256bd03de46558/656x473_1_41b63be122fc75d50f15a3515e910cba@1077x775_0xvI90HwWN_5010405194902650572.jpg.webp)
С 2017–2019 годов Москва массово наполнялась новейшими вагонами 71–931М «Витязь-М» — это огромный трехсекционный трамвай, 6 осей, низкий пол. Сделан он силами Тверского вагоностроительного завода и Невского завода электрического транспорта. Бегает их сейчас в столице порядка 460 штук.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/ef/7b/9aef7b462297009a47e1be6110bdf76d/656x446_1_fc28b9f56ac0ecbeaba55b2bd474e530@1164x791_0xn21wHwDo_7658913950233634193.jpg.webp)
А вот троллейбусами город уже не делится — от рогатых решили избавиться, чтобы троллейбусные провода не портили вид на чистое московское небо. Остался только один музейный маршрут № Т с троллейбусами СВАРЗ-МАЗ-6275 выпуска 2017 года. Остальной огромный парк роздан регионам — к примеру, модель МТрЗ-52791 в 2020 году массово списывалась в возрасте 12–14 лет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/49/cd/c149cd211445a6ee1d8d9f8dd8a401f2/656x389_1_92bd064143e2338da96985c3f1e5b1cc@1297x769_0xKO2vBO4G_8439568781324376366.jpg.webp)
А по Тверской и прочим бывшим троллейбусным маршрутам сейчас колесят электробусы — дорогостоящие штуковины, требующие большего обслуживания, зарядки аккумуляторов. Это КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274, проекты 2017-го и 2012 годов. Первых больше тысячи штук, вторых — порядка 250.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/90/10/e8/9010e8958ff82a1f7d9600309f336cc7/656x425_1_bdd7664923304cd4c463530774d90fe9@1310x847_0x9bZ7Mxu4_5462797284188871610.jpg.webp)
Ну и автобусы. ЛиАЗ-6212, большой, сочлененный, был поставлен в Москву в количестве более 500 штук, он выпускался с 2002-го по 2014 год. Потом появились новые модели, а этот автобус пошел по регионам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/c8/01/10c801201b7c319bc5365b85982c0d8a/656x420_1_70936ba947027d822c6f394303157e10@1099x703_0xiGABbwQB_1317370875559646064.jpg.webp)
Сейчас в столице один из самых массовых автобусов — ЛиАЗ-5292, по дорогам бегают свежие экземпляры. Низкий пол, соответствие нормам Euro 5, вместимость 115 человек, климат-контроль, планшеты, зарядки — красота.
Правильно Москве давать новый транспорт?
Ранее MSK1.RU рассказывал, зачем нужна ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) и сколько вы можете проехать по ней за 500 рублей. Мы также писали о секретах московских парковок: как правильнее парковаться и стоять бесплатно. Узнайте, сколько новых станций строится в столице и сколько в других городах России.