Проблемы с индустрией лифтостроения в России начались еще в марте 2022 года после начала спецоперации на территории Украины. MSK1.RU рассказывал, что импортных запчастей в стране осталось всего на 3–4 месяца. Спустя почти три месяца в СМИ появилась информация, что зарубежные компании вовсе отказались принимать заказы из РФ на скоростные лифты.
Один из крупных девелоперов рынка сообщил о росте цен на лифты российского и азиатского производства на 10–20% из-за ухода ведущих западных брендов, приводят слова в РИА Недвижимость. MSK1.RU узнал у экспертов, как россиян затронут новые международные неурядицы.
Кто пострадает?
Трудности возникнут в первую очередь в российском бизнес-сегменте, так как именно в бизнес-центрах и жилых премиальных зданиях (проще говоря, в небоскребах) используются скоростные лифты:
— Крупные мировые компании официально от своих гарантийных обязательств не отказываются. Хотя и говорят, что будут сотрудничать только через авторизованных дилеров. Всё будет дороже и дольше, — отметил в разговоре с MSK1.RU Алексей Захаров, вице-президент Национального лифтового союза.
Дело в том, что российские компании просто не могут полноценно производить лифты для зданий выше 30 этажей.
— Иностранные производители пока притормозили с заказами, да, но полностью всё же не ушли с нашего рынка. Но всё же для зданий выше 100 метров и больше 30 остановок [этажей] российские производители не могут полноценно производить лифты. Но это именно по строительству. С обслуживанием уже существующих в стране западных лифтов Россия должна справиться, — говорит Петр Харламов, гендиректор Российского лифтового объединения.
Отмечается, что застройщики ищут новых партнеров: преимущественно из Турции или Китая. Но, кажется, импортозамещение будет нескоро:
— Тот же, как говорится, дружественный Китай ведет себя по-разному. Детали лифтостроительной фирмы Otis в Китае производятся на 3 заводах. 2 отказались работать с РФ, а один поднял цены в два раза и продолжает работать, — заметил Алексей Захаров.
— При сотрудничестве с азиатскими производителями возникают логистические трудности и долгим сроком доставки. Если раньше он составлял в среднем полтора месяца, то сегодня доходит до шести», — рассказали для Forbes в пресс-службе ГК «Первый трест».
Удар по кошельку
Петр Харламов указывает к тому же и на проблемы иного толка:
— Очень много лифтов в РФ необходимо менять. В 2025 году требуется полностью заменить порядка 100 тысяч лифтов, а максимум за год в нашей стране меняли 20 тысяч (это было в 2020 году). В 2022 году всё сложнее. У нас только общий рост цен за последние 5 месяцев составил 30%, когда за весь 2021-й было 20%. Фонд капремонта просто не готов по таким ценам работать. Это скажется на людях, — сказал гендиректор Российского лифтового объединения.
Вице-президент Национального лифтового союза считает, что быстро разрешить сложившуюся ситуацию не удастся:
— Все производители говорят, что всё плохо, но продолжают работать. Были идеи сделать крупные государственные закупки, организовать фиксацию цен в индустрии.
«Но последние международные события должны, что называется, ударить по кошельку. Чудес не бывает»
Ранее MSK1.RU побывал на московском производстве с генеральным директором акционерного общества «МЭЛ» Русланом Родиковым и узнал, как предприятие функционирует после начала спецоперации. Еще мы рассказывали, что будет с ремонтами лифтов в Москве после ухода иностранных компаний.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».