Бизнес лонгрид Вкусные продукты идут мимо столичных сетей. Где фермеры продают еду со вкусом еды?

Вкусные продукты идут мимо столичных сетей. Где фермеры продают еду со вкусом еды?

Искать «домашнюю» продукцию в крупных магазинах практически бесполезно

Продавать «домашнее» через сети невозможно — механизмов не существует

Вице-премьер Виктория Абрамченко предложила разработать механизм продажи овощей, выращенных гражданами на личных огородах, в крупных сетевых магазинах. Эта инициатива — очередная попытка властей вмешаться во взаимодействие продуктового ритейла и поставщиков. Отраслевые эксперты и производители продукции полагают, что кроме пиара за этой кампанией не скрывается ничего.

В первую очередь следует отметить, что идея Виктории Абрамченко спровоцировала путаницу в большинстве СМИ. Так, большинство изданий, освещавших тему, подчеркнули важность выдвинутой инициативы в контексте «поддержки фермерской продукции».

В беседе с MSK1.RU отраслевики посоветовали в первую очередь тщательнее разобраться с понятиями.

— Нельзя сравнивать фермерские хозяйства, малые формы хозяйствования и личные подсобные хозяйства, — подчеркивает руководитель медиапроектов Фермер.Ru Алексей Воложанин. — Простые «огородники»? Каким образом им разрешат торговать в сетях, я не представляю. Такого не будет никогда и ни при каких обстоятельствах.

С такой позицией солидарны и специалисты сфере ритейла. Впрочем, пессимизм последних распространяется и на малых сельскохозяйственных производителей.

— Идея привести фермеров в крупные сетевые магазины — совершенно нежизнеспособна, — отмечает учредитель портала «Продукт Медиа» Михаил Лачугин. — Я лет пятнадцать уже про это слышу. Но ни фермерам, ни ритейлерам крупным не нужно сотрудничество друг с другом в том формате, какой предлагает правительство. Нужны другие механизмы.

Впрочем, сама по себе идея популяризации фермерской продукции и поддержки небольших предприятий Лачугину (как и игрокам отрасли) импонирует. Однако ее проработка требует отдельного подхода к каждому звену цепи «грядка — покупатель».

— Безусловно, нужно, чтобы фермеры объединялись, создавали кооперативы, чтобы продукцию кто-то брал, проверял, упаковывал, маркировал и доставлял, — перечислил Лачугин. — Это сложный процесс. Но подается он в простом варианте для той целевой аудитории, которая смотрит новости по телевизору. И ее это устраивает.

Конкурировать с крупными агрохолдингами фермерам тяжело, но самые находчивые справляются

Освоение даже половины перечисленных этапов рядовому огороднику не под силу. Самостоятельно частник не справится ни с ветконтролем, ни с перевозками, ни с упаковкой (хотя бы по причине отсутствия мотивации). Тем более, что путь от плантации к покупателю (тем более к ритейлеру) не всегда осваивают даже те, для кого сельское хозяйство — основной источник доходов.

Да и пробиваться к прилавкам крупных сетей фермерам не всегда необходимо. Небольшие хозяйства успешно вписались в «цифровую» экономику и успешно освоили современные формы продаж.

— Сеть — не панацея для сбыта, — отмечает Алексей Воложанин. — Она прекрасна, но выполнять условия тяжело и, наверное, особо никому и не нужно. У фермеров всегда есть возможность продать продукцию и оптом, и в рознице. Знаю, например, хозяйство в Рязанской области на 15 гектар ремонтантной малины. Они полностью все продавали через соцсети. Полностью! И таких примеров очень, очень много.

Среди заметных площадок: Instagram*, VK, Telegram и специализированные фермерские маркетплейсы.

— Фермеры должны развиваться в других каналах продаж. — уверен Михаил Лачугин. — Когда к нам приходит локальный производитель, который перерабатывает 500 литров молока в день и говорит: «Я хочу встать в Пятерочку», возникает вопрос: «Вы с головой вообще дружите — зачем вам это?» Поэтому однозначно нужен свой быт, тем более каналы есть.

Выручает фермеров и выжившая несетевая розница. Недавно корреспондент MSK1.RU нашел (хотя и не без труда) качественную сельхозпродукцию на московской ярмарке выходного дня. Также свою долю рынка по-прежнему удерживают магазины «у дома», хотя сетевики и нанесли сокрушительный удар по такому формату.

— Локальную розницу, вероятно, ждет бум, — предполагает Лачугин. — Крупные ритейлеры это базовый уровень. Но если вы ходите в магазины, то видите, что в них представлено практически одно и то же. Работа с ассортиментом ведется примитивно, везде продукция одних и тех же компаний. Где-то это визуально спрятано за свои торговые марки. Но трафик и оборот есть, а больше ничего и не надо.

Рынки тоже привлекают покупателей. Однако затраты на «точку» и продавца покроет не каждый фермер

Впрочем, в некоторых сегментах сетевики проявляют удивительную гибкость. Фермеры, занявшие эксклюзивные ниши, могут рассчитывать на эксклюзивные условия.

— В Свердловской области есть хозяйство: 25 тыс. перепелиного яйца в сутки, — вспоминает Алексей Воложанин. — Нормальное, среднее хозяйство. Работает с сетями. Ягодой в сетях тоже торгуют небольшие хозяйства по 15–20 гектар. Они продают прекрасный товар и диктуют сетям свои условия. И это не агрохолдинги, но и не ЛПХ и не просто граждане. Это бизнес, и те, кто занимается бизнесом, все прекрасно рассчитывают. И если хотят заходить в сети, то заходят без всяких проблем.

Рынок сетевой продовольственной розницы в России образуют порядка 75 торговых сетей. В их распоряжении — около 73 тыс. магазинов. Лидеры отрасли: «Пятерочка» Х5 Retail Group (около 16 тыс. магазинов), «Магнит» (около 15 тыс. магазинов) и Красное&Белое Mercury Retail Group Limited (около 9,5 тыс. магазинов).

Ранее MSK1.RU публиковал расследование о доходах крупнейших супермаркетов Москвы. Мы идентифицировали владельцев каждой сети из десятки лидеров (первая и вторая части доступны на портале).

Сельхоз организаций и крестьянско-фермерских хозяйств на 2021 год в России начитывается около 151 тыс. За пять лет число таких предприятий сократилось на 60 тысяч. За период с 2016 по 2021 с рынка исчезло около 36,6 тысяч фермеров. Среди основных причин гибели МСП в секторе аналитики называют жесткую конкуренцию со стороны крупных агрохолдингов и нелояльную политику со стороны торговых сетей.

* — Деятельность соцсети запрещена на территории РФ.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Рекомендуем