Вице-премьер Виктория Абрамченко предложила разработать механизм продажи овощей, выращенных гражданами на личных огородах, в крупных сетевых магазинах. Эта инициатива — очередная попытка властей вмешаться во взаимодействие продуктового ритейла и поставщиков. Отраслевые эксперты и производители продукции полагают, что кроме пиара за этой кампанией не скрывается ничего.
В первую очередь следует отметить, что идея Виктории Абрамченко спровоцировала путаницу в большинстве СМИ. Так, большинство изданий, освещавших тему, подчеркнули важность выдвинутой инициативы в контексте «поддержки фермерской продукции».
В беседе с MSK1.RU отраслевики посоветовали в первую очередь тщательнее разобраться с понятиями.
— Нельзя сравнивать фермерские хозяйства, малые формы хозяйствования и личные подсобные хозяйства, — подчеркивает руководитель медиапроектов Фермер.Ru Алексей Воложанин. — Простые «огородники»? Каким образом им разрешат торговать в сетях, я не представляю. Такого не будет никогда и ни при каких обстоятельствах.
С такой позицией солидарны и специалисты сфере ритейла. Впрочем, пессимизм последних распространяется и на малых сельскохозяйственных производителей.
— Идея привести фермеров в крупные сетевые магазины — совершенно нежизнеспособна, — отмечает учредитель портала «Продукт Медиа» Михаил Лачугин. — Я лет пятнадцать уже про это слышу. Но ни фермерам, ни ритейлерам крупным не нужно сотрудничество друг с другом в том формате, какой предлагает правительство. Нужны другие механизмы.
Впрочем, сама по себе идея популяризации фермерской продукции и поддержки небольших предприятий Лачугину (как и игрокам отрасли) импонирует. Однако ее проработка требует отдельного подхода к каждому звену цепи «грядка — покупатель».
— Безусловно, нужно, чтобы фермеры объединялись, создавали кооперативы, чтобы продукцию кто-то брал, проверял, упаковывал, маркировал и доставлял, — перечислил Лачугин. — Это сложный процесс. Но подается он в простом варианте для той целевой аудитории, которая смотрит новости по телевизору. И ее это устраивает.
Освоение даже половины перечисленных этапов рядовому огороднику не под силу. Самостоятельно частник не справится ни с ветконтролем, ни с перевозками, ни с упаковкой (хотя бы по причине отсутствия мотивации). Тем более, что путь от плантации к покупателю (тем более к ритейлеру) не всегда осваивают даже те, для кого сельское хозяйство — основной источник доходов.
Да и пробиваться к прилавкам крупных сетей фермерам не всегда необходимо. Небольшие хозяйства успешно вписались в «цифровую» экономику и успешно освоили современные формы продаж.
— Сеть — не панацея для сбыта, — отмечает Алексей Воложанин. — Она прекрасна, но выполнять условия тяжело и, наверное, особо никому и не нужно. У фермеров всегда есть возможность продать продукцию и оптом, и в рознице. Знаю, например, хозяйство в Рязанской области на 15 гектар ремонтантной малины. Они полностью все продавали через соцсети. Полностью! И таких примеров очень, очень много.
Среди заметных площадок: Instagram*, VK, Telegram и специализированные фермерские маркетплейсы.
— Фермеры должны развиваться в других каналах продаж. — уверен Михаил Лачугин. — Когда к нам приходит локальный производитель, который перерабатывает 500 литров молока в день и говорит: «Я хочу встать в Пятерочку», возникает вопрос: «Вы с головой вообще дружите — зачем вам это?» Поэтому однозначно нужен свой быт, тем более каналы есть.
Выручает фермеров и выжившая несетевая розница. Недавно корреспондент MSK1.RU нашел (хотя и не без труда) качественную сельхозпродукцию на московской ярмарке выходного дня. Также свою долю рынка по-прежнему удерживают магазины «у дома», хотя сетевики и нанесли сокрушительный удар по такому формату.
— Локальную розницу, вероятно, ждет бум, — предполагает Лачугин. — Крупные ритейлеры это базовый уровень. Но если вы ходите в магазины, то видите, что в них представлено практически одно и то же. Работа с ассортиментом ведется примитивно, везде продукция одних и тех же компаний. Где-то это визуально спрятано за свои торговые марки. Но трафик и оборот есть, а больше ничего и не надо.
Впрочем, в некоторых сегментах сетевики проявляют удивительную гибкость. Фермеры, занявшие эксклюзивные ниши, могут рассчитывать на эксклюзивные условия.
— В Свердловской области есть хозяйство: 25 тыс. перепелиного яйца в сутки, — вспоминает Алексей Воложанин. — Нормальное, среднее хозяйство. Работает с сетями. Ягодой в сетях тоже торгуют небольшие хозяйства по 15–20 гектар. Они продают прекрасный товар и диктуют сетям свои условия. И это не агрохолдинги, но и не ЛПХ и не просто граждане. Это бизнес, и те, кто занимается бизнесом, все прекрасно рассчитывают. И если хотят заходить в сети, то заходят без всяких проблем.
Рынок сетевой продовольственной розницы в России образуют порядка 75 торговых сетей. В их распоряжении — около 73 тыс. магазинов. Лидеры отрасли: «Пятерочка» Х5 Retail Group (около 16 тыс. магазинов), «Магнит» (около 15 тыс. магазинов) и Красное&Белое Mercury Retail Group Limited (около 9,5 тыс. магазинов).
Ранее MSK1.RU публиковал расследование о доходах крупнейших супермаркетов Москвы. Мы идентифицировали владельцев каждой сети из десятки лидеров (первая и вторая части доступны на портале).
Сельхоз организаций и крестьянско-фермерских хозяйств на 2021 год в России начитывается около 151 тыс. За пять лет число таких предприятий сократилось на 60 тысяч. За период с 2016 по 2021 с рынка исчезло около 36,6 тысяч фермеров. Среди основных причин гибели МСП в секторе аналитики называют жесткую конкуренцию со стороны крупных агрохолдингов и нелояльную политику со стороны торговых сетей.
* — Деятельность соцсети запрещена на территории РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».