Книжный рынок в России — один из самых пострадавших в 2022 году. Цены на книги выросли, их производство дорожает, а государственной поддержки отрасли практически нет. Мы уже писали, что российские типографии испытывают трудности и могут закрыться, а издательства начали выпускать пересказы крупнейших зарубежных бестселлеров.
Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги книжного 2022 года. Компания занимается выпуском самых главных бестселлеров в России, владеет не только самим издательствам, но и типографиями и книжной сетью «Читай-город — Буквоед». Правда, на пресс-конференции вопросы в основном были про новые законы об ЛГБТ-пропаганде и книгах иностранных агентов. Корреспондент MSK1.RU Никита Куликов побывал на мероприятии и рассказывает о том, что происходит с книжным рынком в стране.
Почему рынок растет, но книг продают меньше
Первым на пресс-конференции выступил президент издательской группы Олег Новиков. Он без особого настроения начал очень четко рассказывать про цифры и основные факторы роста рынка.
— Мы привыкли уже говорить «год был непростой», но в этом отношении 2022 год всех переплюнул, — начал Олег Новиков.
«Времена пандемии, которые всех нас напрягали, сейчас воспринимаются с некой теплотой»
Хорошая новость — книжный рынок растет, плохая — книг продается меньше. Это происходит из-за удорожания производства. В целом себестоимость книги, по оценкам «Эксмо-АСТ», выросла на 25–30 %, но в издательской группе стараются сдерживать цены. Но на самом деле книг в России было продано на 7 % меньше, чем в прошлом году.
Еще из итогов года: книжные магазины испытывают проблемы, но их место занимают маркетплейсы. Топ-менеджер и руководитель направления «Книги» в Wildberries Алексей Кузьменко сообщил, что всё больше поставщиков приходит на платформу и всё больше книг продается у них. Доля литературы на маркетплейсе всего 1,5 %, но в компании видят в направлении социальную миссию — мол, книга может доехать до любой точки страны. Правда, в топе жанров детская литература, учебники и книги по саморазвитию.
— Очень большой интерес к картам таро, они у нас взорвали продажи, — сказал Кузьменко и взорвал зал из журналистов.
Рост интернет-продаж отметил и Олег Новиков: в общем объеме продаж бумажных книг на онлайн приходится 46 %. Отставим эзотерику и скажем, что несмотря на стереотипы, молодежь читает (а главное — покупает) книги. Причем, не только комиксы.
— С 2020 года продолжается тренд на художественную литературу. Сейчас есть ощущение, что люди хотят оторваться от реальности и погрузиться в книгу, — сказал Олег Новиков.
Голый рынок
Обсуждение книжного рынка не ограничилось тем, что в России любят бумагу (процент бумажных книг вырос) и не очень любят электронные версии (этот сегмент не вырос в 2022 году вообще). На пресс-конференции развернулась целая дискуссия вокруг аудиокниг, самиздата и комиксов.
Среди спикеров были и представители компании Bubble Comics. Ребята рассказали о том, что для того, чтобы продавать больше комиксов, они активно вкладываются в кинопроизводство, а их главный фильм — «Майор Гром» — стал настоящим хитом и даже был куплен для показа на Netflix. На конференции отметили, что Bubble — первые, у кого получилось успешно продвинуть на рынке традиционно американский формат комиксов.
Сейчас комиксы и манга занимают порядка 6,5 % рынка: традиционно эта категория входит в «художественную литературу». Обсудили, что стоит считать их отдельно. А еще — что комиксы очень неудобно читать в электронном формате. Bubble сейчас работает над приложением, которое позволит непрерывно скролить электронные комиксы. Короче, создает Tik Tok для графических романов.
А вот с рынком аудиокниг все не так радужно. Оказалось, что после закрытия Storytel в России их аудитория просто перестала слушать книги. Олег Новиков отметил, что четверть аудитории все-таки перебралась на другие площадки, но владелец литературной платформы для независимых авторов «Литнет» Борис Макаренков считает, что этот рынок находится в упадке.
— Рынок остался голый. Конкуренты оказались не готовы к тому, что Storytel уйдет, и им просто было некуда пригласить людей. Такие сервисы, как, например, «Литрес» — уж простите, Олег Евгеньевич, — свесили ножки и ждали, что аудитория сама прибежит. Этого не произошло, — сказал Макаренков.
«Литрес», кстати, тоже принадлежит «Эксмо-АСТ», а сам Макаренков раньше возглавлял российское отделение Storytel. Сейчас он планирует развивать этот сегмент в «Литнете» — своем новом приобретении. Этот литературный портал до февраля 2022 год был крупнейшим проводником в мир российского самиздата, а сейчас, после временного закрытия и смены владельцев, снова восстанавливает силы.
Олег Новиков оценил рынок самиздата в России с точки зрения объема чтения на 20 % от всего рынка — это внушительные цифры. В деньгах, конечно, эти цифры меньше — часто самиздат распространяется дешевле или бесплатно. По оценке Бориса Макаренкова, он приносит порядка 3,2 миллиарда рублей в год — на уровне 3–4 % от общего рынка.
«Запрещенка»
Самиздат, коммерческий фикшн и нон-фикшн, аудиокниги, вторичный рынок литературы — для всех этих сегментов компаниям приходится вырабатывать новые подходы из-за законов об иностранных агентах и ЛГБТ-пропаганде. По данным Олега Новикова, доля этой литературы на рынке меньше 1 %.
— Меня часто спрашивают про то, сколько наименований это затронет. Непонятна правоприменительная практика: можно и всего Пелевина с Сорокиным запретить. Но пока для рынка больших рисков я не вижу, — говорит он. — Видимо, те, кто хочет, будут покупать книги в Казахстане, в Белоруссии, будет такой специальный выезд за книжками.
«Раньше на шопинг ездили, потом за культурными ценностями, а теперь, кто хочет, тот будет ездить, чтобы купить книг»
Алексей Кузьменко из Wildberries говорит, что и в Белоруссии есть свой «список запрещенных книг». Компании постоянно приходится держать руку на пульсе, но из-за непонятных критериев того, что считается «пропагандой», есть риск что-то избыточно убирать — никому такого бы не хотелось.
«Запрещенка» появляется и на Widberries, сказали нам после пресс-конференции. В России неожиданно выросло количество контрафактных книг: раньше этого не было, отметили представители «Эксмо-АСТ» в разговоре с нашим корреспондентом. Но их оперативно зачищают — и будут продолжать.
Постскриптум
Прогнозы на 2023 год положительные: все надеются на рост и развитие рынка. Bubble готовит новый фильм про Майора Грома, самиздат читает всё больше людей, а «Эксмо» готовит зарубежные книги к выпуску. А если возникнут сомнения, можно заказать новую колоду таро на Widberries: может, карты расставят все точки над «i».
Ранее MSK1.RU рассказывал о том, как именно «Эксмо-АСТ» готовит к выпуску пересказ автобиографии принца Гарри. MSK1.RU уже рассказывал о том, что можно узнать из книги «Запасной».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».