РБК со ссылкой на копию допроса рассказал, как движется дело Олега Митволя — бывшего замруководителя Росприроднадзора. Его подозревают в хищении почти миллиарда рублей, которые выделили на корректировку проекта красноярского метрополитена. По делу арестованы также министр транспорта Красноярского края Константин Димитров и бывший руководитель краевого транспортного управления Константин Мандров. Рассказываем, какие факты вскрылись при расследовании громкого уголовного дела.
Как реанимировали проект метро
В марте 2018 года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин говорил о планах по улучшению в Красноярске. Для этого он среди прочего поручил чиновникам изучить возможность достройки метро.
На следующий день, 2 марта, в Красноярск вылетел тогдашний министр природных ресурсов Сергей Донской, а также Олег Митволь, как внештатный консультант ведомства. Как рассказал Митволь на допросе, в тот визит он и Донской общались с губернатором Александром Уссом о «срочной реанимации» проекта метро, который подготовил еще в 1989 году институт «Харьковметропроект».
Губернатор якобы спросил у Митволя, готов ли трест Красноярский ТИСИЗ принять участие в проекте (красноярское метро проектировалось при участии КрасТИЗИСа). Олег Митволь согласился.
За несколько недель до этой встречи Олег Митволь купил на торгах 100% акций КрасТИСИЗа за 100 миллионов рублей. Первоначально акции продавались за 390 миллионов. По словам Митволя, перед сделкой ему якобы звонили неизвестные и угрожали, что не стоит участвовать в аукционе, так как предприятие планирует приобрести генерал ФСБ Олег Феоктистов. Однако затем, как сказал Митволь на допросе, его партнер выяснил, что именем силовика прикрывался экс-руководитель треста, который тоже хотел купить ТИСИЗ.
Как реализовывали госконтракт
Красноярский ТИСИЗ был единственным участником, подавшим заявку на тендер по корректированию проекта метро. Цена составляла 954 миллиона рублей, в декабре 2019 года сумму увеличили до 975,2 миллиона. Контракт заключили с компанией Митволя, деньги поступили на счета компании в 2019 и 2020 годы.
Гендиректор треста Владимир Жарков рассказывал следствию, что Митволь постоянно торопил его с выполнением работ по госконтракту, чтобы быстрее получить деньги. Финансы якобы были нужны компании, чтобы та рассчиталась с Митволем по накопившимся перед ним долгам. В то же время руководство края «постоянно» требовало отчитываться о реализации проекта — особенно о количестве пробуренных скважин.
Как бурили скважины
Скважины Красноярский ТИСИЗ начал бурить в сентябре 2019 года. Как сообщил следствию Олег Митволь, в декабре 2019 года скважины они обсуждали на видеосовещании с губернатором Уссом, председателем правительства Красноярского края Юрием Лапшиным и министром транспорта Константином Димитровым.
Там Митволь доложил, что КрасТИСИЗ пробурил 65–70 скважин, на что ему сказали, что работы надо ускорить. По версии следствия, в итоге организация пробурила 200 из 642 скважин, но сфабриковала документы на все скважины. Следствие считает, что Жарков попросил субподрядчиков завысить в отчете количество пробуренных скважин. «При подаче документов в Главгосэкспертизу на отчетах стояли цветные оттиски подписей сотрудников Красноярского ТИСИЗа. Позднее опрос этих сотрудников показал, что подписи были поставлены без их ведома, говорится в материалах дела», — пишет РБК.
При этом Олег Митволь заявил следствию, что Юрий Лапшин и Константин Димитров якобы знали, что ТИСИЗ не пробурил нужное количество скважин, когда подписывались акты приемки работ.
Чтобы пройти госэкспертизу, в тресте, по словам Митволя, решили использовать архивную информацию. Как сообщало ранее следствие, ТИСИЗ через Красноярское краевое транспортное управление (заказчик работ) направило в Главгосэкспертизу результаты инженерных изысканий, проектную и сметную документацию, которые выполнил еще в 1989 году «Харьковметропроект» для строительства участка метрополитена от станции «Высотная» до станции «Проспект Мира». Как пишет РБК, на допросах Олег Митволь подтвердил эту информацию.
В пресс-службе правительства Красноярского края РБК заявили, что не комментируют расследование дела. В КрасТИСИЗе сослались на отсутствие гендиректора на рабочем месте. С адвокатом Олега Митволя Евгением Корчаго сайту связаться не удалось. Издание направило запросы в ФСБ и в Главгосэкспертизу.
***
8 июня 2022 года Олега Митволя задержали в московском аэропорту Внуково. По разной информации, он собирался вылететь в Дубай или Турцию. Оперативники УФСБ расценили это как попытку скрыться от следствия. На тот момент они расследовали уголовное дело о мошенничестве при корректировке проекта красноярского метрополитена с участием треста Митволя.
Задержанного доставили в изолятор временного содержания, а 10 июня Центральный суд города арестовал его по подозрению в хищении 975,2 миллиона рублей. Позднее депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщал, что Митволь заключил со следствием досудебное соглашение, «признает свою вину и намерен изобличить других людей, причастных к совершению преступлений».
Позже по «делу Митволя» арестовали министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова и экс-руководителя краевого транспортного управления Константина Мандрова. Министра подозревают в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (часть 3 статьи 286 УК РФ). А Мандрова — в том, что он подписал акты приема-передачи, зная, что работы не выполнили в полном объеме.