Утром 2 ноября в Москве грузовик смял такси у станции метро «Площадь 1905 года». Погибли водитель такси и пассажирка, пострадал водитель автобуса, стоявшего перед такси. Виновник аварии с места ДТП скрылся, однако в итоге его задержали и отправили под стражу. По данным СМИ, это 27-летний гражданин Белоруссии по фамилии Пивовар, который с похмелья уснул за рулем. Его адвокат после суда сообщил MSK1.RU, что последние несколько дней он вовсе не спал, выполняя задания по перевозке груза. Были также версии об отказавших тормозах грузовика Volvo.
Будет ли нести ответственность кто-то, кроме водителя? Меняет ли дело то, что виновник ДТП — гражданин Белоруссии? Отвечает юрист Юлия Федотова.
Есть несколько вариантов развития событий — в зависимости от того, что же в итоге произошло. В этом сейчас разбираются следователи, за действиями которых, как и всегда, следит прокуратура.
Например, водитель был трезв, хоть и утомлен или даже с похмелья, и заснул за рулем, но при этом автомобиль технически неисправен — у него отказали тормоза. Изначально именно эта версия была озвучена силовиками как причина происшествия.
Возможно, если бы водитель не заснул, он смог бы вырулить из ситуации. Увести грузовик в сторону, снизить максимально скорость, обнаружив неисправность тормозов, еще как-то попытаться избежать столь тяжелых последствий ДТП. Полагаю, что произошедшее состоит в причинной связи именно с состоянием водителя, при котором он никак не мог влиять на ситуацию.
«Если бы водитель вовремя обнаружил техническую неисправность и предпринял попытки минимизировать ущерб, он мог бы вообще не понести ответственности»
В соответствии с ПДД, на водителя возложена обязанность следить за техническим состоянием автомобиля. Однако, если автомобиль сломался на ходу и это будет установлено, ситуация меняется. Если он сломался в связи с некачественным ремонтом, то ответственность могут понести те, кто ремонтировал грузовик, а равно те, кто выпустил его, не проверив надлежащим образом состояние, в рейс (включая собственника). Они должны нести ответственность по статье 266 УК РФ.
«В данном случае за халатное отношение к ремонту грузовика, в случае установки его неисправности, виновным может грозить до семи лет тюрьмы»
Если же водитель был нетрезв и гнал машину без отдыха не потому что работодатель поставил ему такой график, а по своей инициативе, ответственность нести будет только сам водитель. В соответствии с ПДД, водителю запрещено управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии.
Если же работодатель (ИП, юрлицо — неважно) поставил документально водителю такой режим, при котором он не мог нормально спать, работодатель будет нести ответственность по части 3 статьи 11.23 КоАП. По ней предусмотрен штраф от 20 до 50 тысяч рублей для юрлиц и от 15 до 25 тысяч рублей для ИП.
Если же отношения водителя и владельца грузовика не были оформлены никак или были оформлены в порядке гражданского договора, ответственность несет только сам водитель. За нарушение ПДД, повлекшее смерть двух человек, сопряженное с оставлением места ДТП, водителю грузовика грозит от 8 до 15 лет колонии по статье 264 УК РФ.
Тот факт, что подозреваемый является гражданином Белоруссии, на его привлечение к ответственности не влияет никак. Если человек совершил преступление на территории России, значит он должен отвечать по ее законам. Для его работодателя это может влечь максимум административную ответственность — за нарушения при приеме на работу иностранных граждан, если они были.
Таганский суд Москвы отправил водителя грузовика под стражу до 2 января 2023 года. Погибшая пассажирка такси ехала на выставку ритуальных услуг, девушке было 34 года. Все новости об этой трагедии мы собираем в одном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».