MSK1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Москве

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +16

0 м/c,

штиль.

748мм 90%
Подробнее
USD 85,56
EUR 93,26
Криминал подробности «Я сразу понял, что нас взорвали». 16 лет назад произошло крушение «Невского экспресса»: кто выжил и как сложилась судьба работников поезда

«Я сразу понял, что нас взорвали». 16 лет назад произошло крушение «Невского экспресса»: кто выжил и как сложилась судьба работников поезда

Вспоминаем историю громкого теракта на участке железной дороги Москва — Санкт-Петербург

Поезд № 166 Москва — Санкт-Петербург потерпел крушение 13 августа 2007 года в Новгородской области. Практически сразу появилась версия, что локомотив и 12 вагонов сошли с рельсов в результате взрыва

13 августа 2007 года скорый пассажирский поезд «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, потерпел крушение в Новгородской области. Причиной стал взрыв устройства на железнодорожных путях. С рельсов сошли 12 вагонов и локомотив.

Вспоминаем подробности происшествия и рассказываем, кто понес ответственность и как сложилась судьба железнодорожников и пассажиров, которые в тот вечер были в «Невском экспрессе».

«Всё заволокло гарью»

Поезд отправился с Ленинградского вокзала 13 августа в 18:30 точно по расписанию. Спустя почти три часа «Невский экспресс» миновал станцию Бурга Новгородской области и продолжил движение к станции Малая Вишера. В этот момент и произошел взрыв. По официальным данным РЖД, всё случилось в 21:38.

Как вспоминал это машинист Алексей Федотов, всё вокруг сразу заволокло дымом и повсюду разлетелись осколки стекла.

— Передо мной уже появился мост через реку Черную, это 179-й километр. И буквально метров за 20–30 до него под моей кабиной происходит взрыв, у меня стекла летят, всё в пыли, гарь. Я сразу понял, что нас взорвали. Я применяю экстренное торможение, опускаю токоприемники — чтобы провод не намотать. Всё. И мы летим вперед через мост еще 700 метров, скорость у меня была 185 километров в час, — говорил он в одном из интервью.

Алексей сразу же связался с диспетчером станции Бурга и сообщил о взрыве на путях.

На тот рейс «Невского экспресса» был продан 231 билет, но пассажиров было 217. Еще 20 человек — сотрудники поездной бригады. Проводники бросились помогать пассажирам: вытаскивали людей через аварийные люки и разбитые окна, оказывали первую помощь раненым. Некоторые пассажиры вызвались помогать проводникам.

Проводник Мохубат Гаджиев рассказал MSK1.RU, что не любит вспоминать те события. После взрыва в 2007 году он пережил трагедию на «Невском экспрессе» в ноябре 2009-го.

«Столько времени прошло уже. Не люблю всё это вспоминать, приятного мало»

По официальным данным, во время теракта пострадали 60 человек, 30 из них госпитализировали, троих — в тяжелом состоянии. К счастью, обошлось без погибших.

Всех пассажиров эвакуировали с места происшествия на специально вызванном дизельном поезде.

В 00 часов 40 минут пассажиры пересажены в электропоезд по станции Малая Вишера и отправлены в Санкт-Петербург, — доложили тогда во внутренней сводке РЖД.

Пассажиры «Невского экспресса», приезжающие на Московский вокзал в Санкт-Петербурге, рассказывали «Фонтанке», что им повезло, ведь поезд мог упасть в реку.

— Хорошо еще, что мы успели проскочить мост, — рассказала Виктория. — Иначе состав упал бы в речку. Нам два часа пришлось простоять в лесу, пока нас не забрали на машинах местные жители. Спасибо им большое. Первыми на место прибыли скорые. Потом милиция. Нам ничего не объяснили. Мы добрались до станции, а потом уже сели в электричку.

На Московском вокзале в Санкт-Петербурге для эвакуировавшихся организовали стационарный медицинский пункт.

После эвакуации рабочие приступили к восстановительным работам на путях. По данным РЖД, из-за взрыва было повреждено более 800 метров дорожного полотна. На путях образовалась воронка глубиной 60 сантиметров и полтора метра в диаметре. Из-за этого 16 поездов было задержано, их пришлось отправлять в обход. Время составов в пути из-за этого увеличилось больше чем на 300 километров и добавило около 4–8 часов в дороге.

Как сообщал телеканал «Россия 1», для того чтобы подъехать к месту взрыва, пришлось строить дополнительные пути.

— Ситуация осложнялась тем, что вагоны находились в таком порядке, что к ним никак было не подобраться. Приходилось строить дополнительные пути, обход, а потом их разбирать, — говорил один из рабочих.

Последствия катастрофы ликвидировали почти трое суток. Были задействованы более 1200 человек и 46 единиц техники. Движение для пассажиров из Санкт-Петербурга в Москву открыли уже на следующий день, а 15 августа из Москвы в Петербург прошел первый грузовой состав.

«Явно кустарная бомба»

На следующее утро после взрыва на место происшествия съехались журналисты. В том числе там оказался и журналист «Фонтанки» Александр Фролов. Он рассказал MSK1.RU, что в Сети стали распространяться сообщения, что взрыва не было.

— По ЖЖ распространялся бред, что там воронок, дескать, не было, и конспирология про «это поезд просто сам с рельсов сошел». Первым делом убедиться надо было, что воронка была, что никакой это не сход с рельсов, а реальный подрыв, — сообщил он.

На месте коллеги-журналисты показали Александру, где находится та самая воронка. Вокруг ходили люди и осматривали повреждения.

— Когда я приехал, перелез через заграждения и увидел группу людей, которые ходили и осматривали повреждения, пристроился в толпу. Это были силовики, министр транспорта Левитин и, кажется, на тот момент президент РЖД Якунин, — рассказал он.

«Обсуждали как раз тот момент, что не сильно большая была бомба и явно кустарная»

Затем Александра попросили пройти к специальным палаткам, которые поставили для представителей СМИ. Туда периодически заходили полицейские и сообщали официальную информацию.

— Меня заметила охрана и попросила отойти в загончик для прессы — оказывается, все с другой стороны подъезжали, там уже и палатки поставили, и забор, чтобы никто не просочился лишний. Меня туда и вывели. Периодами выходили люди в погонах, давали оперативную информацию, — добавил Александр.

На тот момент пути еще были не восстановлены — какие-то поезда по-прежнему отправляли в объезд, а некоторые — в отстойники.

— Жара страшная, поезда не открывали, людей не выпускали, и стояли они где-то на станциях в Тверской, Новгородской и Псковской области. В итоге удалось поймать Якунина, тот без разговоров согласился дать комментарий. Ну и заявил, что все уже тронулись. Я возразил, что на станции Дно еще поезда стоят, он подозвал главу ФПК (на тот момент компания была только-только создана) и прям при мне отчитал, дескать, вот люди в Дне стоят, а ты мне докладываешь, что всех отправили, — вспоминает Александр.

«Кстати, через 15 минут после этого поезда и правда тронулись в сторону Москвы»

Как шло следствие

На следующий день, 14 августа, Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье о терроризме. По данным информагентств, на месте взрыва следователи нашли металлические предметы и провода, протянутые на пять метров от рельсов. В прокуратуре не исключили, что взрыв могла совершить организованная группа. Мощность взрыва была небольшой — 250 граммов в тротиловом эквиваленте. Специалисты отметили, что избежать жертв удалось только благодаря большой скорости поезда и правильным действиям машиниста.

20 августа в Новгородской области задержали двоих подозреваемых в теракте. Следствие изначально выдвинуло три версии — о причастности к теракту уроженцев Северного Кавказа, молодежных экстремистских группировок и криминальных группировок Новгородской области. Об этом сообщал «Российской газете» Александр Бастрыкин, который тогда был руководителем СК при Генпрокуратуре и первым зампрокурора РФ.

Подозреваемых отпустили под подписку о невыезде. 24 октября в Ингушетии были задержаны еще двое участников незаконных вооруженных формирований.

В разное время в ходе следствия привлекались 7 человек — жители Санкт-Петербурга, Новгородской области и Ингушетии.

25 ноября 2007 года глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что дело о подрыве «Невского экспресса» раскрыто, в январе 2008 года было задержано еще трое исполнителей. В марте следователи вышли на след самого подрывника, который скрывался. В августе того же года в розыск объявили Павла Косолапова. Он находится в международном розыске и по сей день. Кстати, Косолапова подозревают и в подрыве «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года, тогда погибло 28 пассажиров поезда.

Павел Косолапов — идейный исламский террорист. Его подозревали в совершении терактов в московском метрополитене в 2004 году, серии взрывов на автобусных остановках в Воронеже, терактах в Подмосковье и Самаре.

15 января 2010 года Новгородский областной суд приговорил двух подсудимых по делу — Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева — к лишению свободы на срок 10 лет и 4 года в колониях строгого и общего режима соответственно. Суд согласился с обвинением в части незаконного перевоза взрывчатки, но оправдал по обвинению в терроризме.

Как сложилась судьба работников поезда

Машинисты и работники поезда, а также люди, принимавшие участие в спасении пассажиров, получили награды. Алексея Федотова и Андрея Иванова — машиниста и его помощника — наградили орденом Мужества. Федотов получил «Звезду ордена святого Георгия» III степени, а помощник Иванов — аналогичную награду IV степени.

Наград удостоены Мохубат Гаджиев, Алексей Иванов и Светлана Матюшина «за мужество и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях при спасении пассажиров "Невского экспресса"». Также получили награды новгородские медики, которые оказывали помощь пострадавшим.

Проводник Мохубат Гаджиев рассказал MSK1.RU, что после событий в 2007-м и 2009-м сменил работу.

— По состоянию здоровья уже нельзя. Сейчас работаю водителем на Московском вокзале, — уточнил он.

С машинистом Алексеем Федотовым нам связаться не удалось. Однако в 2020 году он рассказывал изданию «Петербургский дневник», что до сих пор управляет поездами.

— Нянчиться с внуком — это моя основная работа! Но тружусь я по-прежнему машинистом, только теперь на «Сапсанах». Сейчас поезд уже начал ходить по обычному расписанию, а до этого были отмены. А сейчас уже вернулось на круги своя, поездов добавилось, — говорил он.

Коллеги Алексея больше с ним не работают, но они до сих пор поддерживают дружеское общение через интернет.

— Ушли кто куда — на повышение или работать на другие составы. Приятно, что периодически созваниваемся или списываемся через интернет.

Ранее MSK1.RU публиковал материал, посвященный 20-летию теракта на спектакле «Норд-Ост» на Дубровке, в котором собрал воспоминания заложников и их близких, артистов «Норд-Оста» и очевидцев трагедии.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Эффект ведра с правильными крабами». Бизнес-психолог рассказала, как найти работу мечты
Елена Спирина
психолог для предпринимателей и бизнеса
Мнение
«Красные флажки» при выборе квартиры: юрист объяснил, на что нужно обратить внимание перед сделкой
Павел Желновод
адвокат
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Бордюринг — новая религия? Почему жители Строгино просят мэра не тратить бюджет на их парк
Белла Донникова
Жительница московского района Строгино
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Рекомендуем