![«Взрослые должны признать, что просчитались». Что известно об издевательствах над школьницей в СИЗО Подмосковья Девочка рассказала, что над ней измывались сокамерницы-подростки | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RU, Елена Латыпова / NGS55.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/c1/c4/aec1c4011d9081c70c58480b04e32900/656x438_1_edf93baa321aea2b4c10f012ff7d697d@1200x800_0xyAeIamlX_4370727724292118299.jpg.webp)
Девочка рассказала, что над ней измывались сокамерницы-подростки
На прошлой неделе мама школьницы из Московской области пожаловалась на избиения своей дочери и издевательства над ней со стороны сокамерниц по СИЗО. Девочку арестовали по террористической статье в ноябре 2023-го, когда ей было 14 лет.
Люба (имя девочки изменено по требованию законодательства — Прим. ред.) находилась в изоляторе почти год, пока ей не поставили диагноз «психическое расстройство» и отправили в психиатрическую больницу. Ее мать боится, что девочку снова вернут за решетку. Рассказываем новые подробности этой истории.
Где сейчас девочка
На прошлой неделе мать Любы узнала, что дочь должны перевести из психиатрического отделения в отделение со специальным режимом интенсивного наблюдения.
— Люба очень долго выходила из адаптационной палаты в обычную, боялась людей, боялась сделать что-то не так. <…> Ее должны будут перевести в другое отделение, в котором содержатся взрослые люди, там более жесткий режим, — приводит слова матери издание «Такие дела».
Суд вынес постановление о переводе еще 12 декабря 2024 года, но дошло оно до больницы только на прошлой неделе. Мать утверждает, что о переводе не просили ни защита, ни обвинение. Женщина беспокоится, что в новых условиях девочке станет хуже и у нее не будет возможности подготовиться к госэкзамену по русскому, который назначен на 12 февраля.
Что известно об издевательствах
В ноябре 2023 года следователи задержали тогда еще 14-летнюю Любу (имя несовершеннолетней изменено. — Прим. ред.). Девочку, по данным Lenta.ru, обвинили в подготовке к массовому убийству и участии в террористическом сообществе. Поводом стало видео, на котором она зажгла петарду. Сам ролик она опубликовала в группе, где обсуждали «Колумбайн» (движение признано террористическим и запрещено на территории РФ). Школьнице грозит до 10 лет лишения свободы.
Почти сразу после задержания Люба попала в СИЗО, точнее в ПФРСИ (помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора) при исправительной колонии № 1. Эта колония женская и находится в подмосковном поселке Новое Гришино в Дмитровском районе. Несовершеннолетних в этом изоляторе обычно немного, работают 1–2 камеры.
В камере, где почти год жила Люба, содержались еще три девочки: одна — ее ровесница, двум другим — уже по 17 лет. Как выяснил MSK1.RU, всем им вменяли тяжкие статьи, в том числе 105-ю УК РФ (убийство). Люба была единственной в камере, кого обвиняли не в уже совершенном преступлении, а в подготовке к нему.
В ОНК Московской области MSK1.RU сообщили, что о конфликте в камере руководство колонии знало: его зафиксировали в мае 2024 года. После многочисленных проверок обидчицам назначили карцер, а в действиях Любы усмотрели нарушение правил внутреннего распорядка и выписали ей выговор.
Через несколько дней после инцидента девочку вывезли на следственные действия по ее уголовному делу. Когда Люба находилась в ИВС, совершила попытку суицида. Этот факт зафиксировали в документах как акт членовредительства. Ни в конфликте, ни в нанесении Любой себе увечий проверяющие органы не усмотрели признаков уголовного дела.
По данным представителя ОНК Московской области, после этого Люба содержалась в той же камере, на момент проверок она не заявляла об изнасиловании.
В заявлении, опубликованном изданием «Такие дела», девочка пишет, что ей было страшно и стыдно рассказывать о сексуализированных издевательствах: «Я понимала, что с ними [сокамерницами] я не справлюсь, и что они сильнее меня и смысла бороться нет».
Реакция общественников
В пятницу, 7 февраля, общественные организации по защите прав женщин от насилия направили коллективное обращение в Генпрокуратуру и СК. Они просят защитить права девочки, над которой издевались в СИЗО. Под письмом подписались 12 организаций.
В обращении они потребовали провести проверку по сообщениям девочки, в том числе проверить руководство и сотрудников СИЗО на халатность.
Кроме того, в письме правозащитники обратили внимание на длительность расследования уголовного дела против Любы: за год и три месяца оно так и не дошло до суда. А также на чрезмерную строгость меры пресечения в отношении несовершеннолетней.
— Учитывая, что несовершеннолетняя не обвиняется в насилии в отношении кого-либо, потерпевшие от ее действий отсутствуют, <…> мы считаем, что избрание подобной меры пресечения (ареста. — Прим. ред.) и длительное содержание несовершеннолетней в изоляции нарушают нормы как международного, так и национального законодательства, — следует из обращения.
В беседе с MSK1.RU член СПЧ Ева Меркачева рассказала, что Любе готовы помочь известные педагоги и психологи, которые узнали о ее истории из СМИ. Только как связать специалистов и девочку в условиях ее изоляции, пока не ясно.
— Это достаточно известные, именитые педагоги, которые говорили, что ей нужно оказать помощь уже после того, как она закончит лечение [в психиатрической больнице]. Они готовы все всячески способствовать, — сказала правозащитница. — Но ведь на любое ее взаимодействие с такими специалистами необходимо будет разрешение следствия. А для этого надо понимать необходимость такой помощи для девочки. Пока, по ощущениям, они этого не понимали: посадили девочку в СИЗО, не особо спешили экспертизы делать (психиатрическую экспертизу ей сделали спустя 10 месяцев после задержания. — Прим. ред.) и так далее.
По словам Меркачевой, условия содержания подростков в СИЗО не слишком отличаются от «взрослых». Так как камер для несовершеннолетних не очень много, их могут разместить на одном этаже со взрослыми арестантами.
— Там есть воспитатели, которые должны координировать именно несовершеннолетних. Они с ними работают. Но сложно сказать, как. А психологи те же самые, что и у взрослых. В каждом изоляторе есть один психолог как минимум. Вот он должен как бы на несовершеннолетних делать больше акцентов, приходить к ним чаще. На мой взгляд, всё, что происходит с детьми — это ответственность взрослых. Все призывы «Давайте наказывать подростков!» — это просто призывы сбросить эту ответственность. Дети растут в том обществе, которое создали взрослые.
![<p>Ева Меркачева</p>](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/11/c1/e311c19f728807499603fac75fd18270/1005x1005_0xJcDReBJW_0603003182850130307.jpg)
Когда дети совершают преступление, взрослые должны признать, что где-то они просчитали. И взять на себя эту ответственность.
— Я не оправдываю ничего из того, что совершили несовершеннолетние: они порой совершают страшные вещи. Но нужно не тут же наказывать детей, казнить их, а разбираться в причинах их поведения и пытаться это каким-то образом исправить.
Ранее мы писали о восьмикласснике, который поджег здание администрации района Внуково в Новой Москве под влиянием телефонных мошенников: он был уверен, что таким образом помогает в задержании преступников.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».