
В настоящее время Артем находится в СИЗО
В Москве судят отца троих детей — 36-летнего Артема Быстрова. По версии следствия, пилот ушел в декрет и тайно устроился на работу за границей, но при этом продолжал получать пособия от государства. При этом его коллеги говорят, что Артем не заслуживает участи быть на скамье подсудимых, да и вообще он хороший человек и превосходный командир воздушного судна — однажды посадил самолет на одном двигателе и спас 200 человек.
Похитил социальные выплаты?
В Мещанском районном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении 36-летнего Артема Быстрова. Он родом из Томска. На своем персональном сайте называл себя капитаном Airbus A320 с опытом в 4000 часов налета.
— Окончив Сасовскую авиационную академию в 2015 году, я начал свою карьеру в качестве второго пилота в S7 Airlines, а затем был повышен до капитана в 2019 году, — пишет мужчина на своем личном сайте. — В поисках новых вызовов я присоединился к I-Fly Airlines в качестве второго пилота A330 в 2021 году, а также работал капитаном в Ural Airlines на A320 по краткосрочному контракту в 2022 году. В настоящее время я горжусь тем, что являюсь капитаном A320 в авиакомпании Uzbekistan Airlines, базирующейся в Ташкенте.
По версии следствия, находясь в отпуске по уходу за ребенком, он скрыл факт трудоустройства от основного работодателя и пенсионного фонда, продолжив получать государственные пособия.
— В ходе предварительного следствия установлено, что пилот российской авиакомпании, находясь в отпуске по уходу за ребенком и получая предусмотренное законом пособие, трудоустроился в иностранную авиакомпанию, — сообщили в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре. — Однако в нарушение требований законодательства он не уведомил работодателя, отделение Социального фонда России и продолжил получать вышеуказанные социальные выплаты.

Год назад он давал интервью на радиостанции «Серебряный Дождь»
Следственные органы квалифицировали действия Артема по части третьей статьи 159.2 УК РФ «хищение денежных средств при получении пособий, установленных законом, путем умолчания о фактах, влекущих прекращение таких выплат в крупном размере». Крупным размером считается сумма от 250 тысяч рублей до миллиона.
На этапе следствия Солнцевский районный суд избрал в отношении Быстрова меру пресечения в виде запрета определенных действий, а затем отправил его в СИЗО. Артему грозит до шести лет лишения свободы.
«Он спас 200 человек»
В редакцию MSK1.RU обратились коллеги Артема, которые на условиях анонимности высказались о личности пилота.
— Я его хорошо знаю, я его бывший коллега, — рассказал собеседник редакции. — Судят честного и порядочного человека, командира воздушного судна, который 11 сентября 2020 года спас почти 200 человек после того, как в его самолет попала стая чаек. В отличие от «героев кукурузного поля», он всё сделал правильно и безопасно посадил на одном двигателе поврежденный самолет.
В подтверждение своих слов пилот показал результаты расследования авиаинцидента, который произошел в сентябре 2020 года на рейсе Домодедово — Даламан авиакомпании S7.
— После взлета самолет сталкивается с птицами, — сообщал о случившемся 4,5 года назад Telegram-канал AVIAINCIDENT. — Повышенная вибрация двигателя вынуждает экипаж вернуться в аэропорт вылета. В 07:49 самолет произвел благополучную посадку. Для расследования причин произошедшего создана комиссия.

Из результатов расследования следует, что во время взлета в один из двигателей попали птицы, после чего он частично вышел из строя — не мог работать в полную силу. Пилоты поняли, что им не хватит топлива до точки назначения, да и в целом лететь с таким двигателем не очень безопасно, поэтому решили вернуться в Домодедово. Самолет успешно посадили, никто из пассажиров не пострадал.
А Артему и второму пилоту даже выдали премию и объявили благодарность за добросовестное отношение к своим служебным обязанностям, грамотные действия экипажа и соблюдение всех правил и технологических норм в сложной ситуации.

Артем очень хороший человек и коллега. Всегда помогал вторым пилотам, которые очень любят с ним летать. Ни одного инцидента за всю свою летную карьеру не привез, всегда ответственно относился к своей работе. Знаю о его ситуации также от своих коллег, всё летное братство переживает за Артема.
— Он отец троих малолетних детей, которых он воспитывает со своей женой без родителей, бабушек и дедушек, — говорят коллеги Артема. — Жена сейчас осталась без кормильца в семье. Еще 1 января 2024-го вышел новый закон, который разрешает работать у другого работодателя и получать такое пособие.
И действительно, еще 13 декабря 2023 года Советом Федерации были одобрены поправки в Трудовой кодекс, согласно которым в декрете можно трудиться у другого работодателя Но когда именно, по версии следствия, Артем совершил вменяемое преступление, в прокуратуре не сообщали.
Настоящий герой или просто хороший пилот?
Журналисты MSK1.RU попросили пилота гражданской авиации, авиаэксперта, бывшего капитана Airbus A320 Андрея Литвинова прокомментировать результаты расследования комиссии по инциденту на рейсе Домодедово — Даламан.
— Из текста отчета об инциденте следует, что при выполнении взлета на скорости примерно 140 узлов экипаж наблюдал стаю птиц с левой стороны взлетно-посадочной полосы, — констатирует Андрей Литвинов. — Затем услышал хлопки от столкновения с птицами, изменение звука работы двигателя. Когда в двигатель попадает птица, то возможен так называемый помпаж. Это срыв потока с лопаток, он сопровождается хлопками. Самолет при этом дергается.

Путь самолета на рейсе Домодедово — Даламан
Комиссия установила, что за четыре секунды до отрыва самолета от земли было зафиксировано резкое увеличение вибрации первого двигателя.
— Из-за попадания птицы уменьшились обороты двигателя на 5,5%. А через две секунды до 89,1%. То есть двигатель пока перемалывал птицу, обороты уменьшились, — объяснил авиаэксперт. — Когда перемолол — они восстановились. Поскольку у него один двигатель не работает, при этих условиях он не может лететь выше эшелона 190 (это 19 тысяч футов).
Дело в том, что обычно пилоты летают на эшелонах 300–350. Подняться на такую высоту Артем не мог, а на более низкой высоте увеличивается расход топлива, так как плотность воздуха в таком случае значительно выше.
— Что сделал пилот? Он достал документы, посмотрел таблицу, посмотрел взлетную массу самолета и увидел при отказе двигателя, при такой-то массе самолета он не имеет права превышать потолок 190 эшелона, — объяснил Андрей Литвинов. — Сделал перерасчет количества топлива и понял, что он не долетит — ему топлива не хватит. То есть произвел расчет и обратился к диспетчеру с просьбой посадить его.
Несмотря на утверждения коллег Артема Быстрова, Андрей Литвинов не решился назвать его поступок героическим.
— Он принял решение о возврате на аэродром вылета, ну всё правильно, молодец, — добавил опытный пилот. — Им надо было выработать топливо, чтобы уменьшить массу самолета для посадки, что они и сделали.
Они всё сделали правильно по документам, поэтому их наградили, выписали им премию. И претензий к ним нет по этому полету. Но это не героизм, это правильное действие экипажа.
Также авиаэксперт высказался о причине, по которой судят Артема.
— Что касается декрета, у нас такое практиковалось очень часто, — сообщил Андрей Литвинов. — Люди для этого в декрет и уходили, чтобы пойти устроиться на работу за границу. Люди уходили, чтобы сохранить место и потом вернуться. Пока ты в декрете, тебя же не могут уволить. И ты уволиться не можешь. Если юристы и правоохранительные органы говорят, что это незаконно — вопросов нет. Но по мне, так это вот какая-то фигня, которая высосана из пальца.
В авиакомпании S7 отказались комментировать обстоятельства случившегося в ответ на запрос MSK1.RU. Также журналистам не удалось связаться с родственниками Артема — они не ответили на звонки из редакции.
Следующее заседание по делу пилота пройдет 6 марта в Мещанском районном суде Москвы.
Стоит ли наказывать пилота за работу на стороне во время декрета?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».