MSK1
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Москве

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

1 м/c,

с-з.

751мм 49%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Культура Леониду Гайдаю — 100 лет. Рассказываем про его фильмы, которые вряд ли знает молодежь и видели далеко не все взрослые

Леониду Гайдаю — 100 лет. Рассказываем про его фильмы, которые вряд ли знает молодежь и видели далеко не все взрослые

И рассказываем о том, каким на самом деле был великий советский комедиограф

30 января Леониду Гайдаю исполнилось бы 100 лет

30 января исполняется 100 лет со дня рождения одного из главных режиссеров XX века — Леонида Гайдая. Он, пожалуй, один из самых значимых кинематографистов, которые работали в Советском Союзе. Мы выросли на историях про Шурика, полюбили Ильфа и Петрова благодаря его экранизации «12 стульев», каждый год обязательно пересматриваем «Бриллиантовую руку» или комедию «Иван Васильевич меняет профессию» — и нам каждый раз смешно.

Гайдай — признанный мастер визуальной комедии. Если вы задумаетесь о том, кто сейчас снимает хоть сколько-нибудь близко к Гайдаю, вы вряд ли вспомните хоть одного режиссера. Леонид Гайдай — человек своей эпохи и, по крайней мере, пока единственный в своем стиле.

Ко дню рождения мастера мы расскажем вам о пяти неочевидных киноработах Гайдая, которые вы могли не видеть, и вспомним несколько важных человеческих качеств режиссера.

«Трижды воскресший»

Фильм «Трижды воскресший», который вышел в 1960 году, можно считать полноценным дебютом Гайдая. Дело в том, что его формально первая режиссерская работа — «Долгий путь» — была снята в соавторстве Валентином Невзоровым, а следующий фильм «Жених с того света» считается короткометражным, хоть и длится 48 минут.

«Трижды воскресший» довольно сильно выбивается из общего ряда гайдаевских фильмов — это история о тайном музее Октябрьской революции, который пионеры организовали на старом корабле «Орленок». Когда-то на этом пароходе комсомольцы отправлялись «бить белых». Чтобы помочь довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, команде пришлось восстановить «Орленок» и отправиться на нем в настоящее плавание.

В сущности, «Трижды воскресший» — очень патриотический советский фильм. Не удивляет и тот факт, что в работу над фильмом Гайдая включился Иван Пырьев — советский режиссер, автор культовых «Трактористов», «Свинарки и пастуха», «Кубанских казаков» и любимец Сталина (у Пырьева шесть сталинских премий). Пырьев вообще был важным наставником советских режиссеров — например, он «практически силой» заставил Рязанова снять «Карнавальную ночь».

Патриотический лоск фильма «Трижды воскресший» совсем не отменяет его качества. В 1960 году были еще очень сильны послепобедные настроения. И даже кинематографический «Орленок», который был создан из буксирного парохода «Ласточка», — заслуженный. Дело в том, что «Ласточка» участвовала в Сталинградской битве. И многие детали гайдаевского «Орленка» относятся и к биографии реальной «Ласточки».

«Пес Барбос и необычный кросс»

Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» длится всего 10 минут и рассказывает непросвещенному зрителю примерно всё, что нужно знать о Гайдае. Это такой концентрированный гайдаевский визуальный юмор: здесь есть и классические зрительные шутки, и смешные погони, и разрушение ожиданий, и гомерические гэги про Труса, Балбеса и Бывалого. А еще — крутой Юрий Никулин, который стал постоянным актером у Гайдая. Как, кстати, и Вицин с Моргуновым.

Гайдая часто воспринимают как народного режиссера, комедиографа, развлекатора. В не меньшей степени Гайдай — настоящий автор, в том смысле, который подарили этому слову режиссеры французской «новой волны». «Пес Барбос», кстати, даже участвовал в конкурсе короткометражек Каннского кинофестиваля.

Этот визуальный юмор Гайдая корнями уходит в фильмы Чарли Чаплина. На них во многом и вырос сам Гайдай. Режиссер, как пишут, пропадал в кинотеатре и смотрел именно его работы, а не условного «Чапаева».

— На мой взгляд, стиль фильмов Гайдая ближе всего к чаплинским короткометражкам. Я иногда его фильмы — они у меня все есть на видеокассетах — показываю французам, которые очень смеются, совершенно не зная языка и не понимая текста, — рассказывал композитор Александр Зацепин, который много писал для гайдаевских фильмов. — В фильмах Гайдая всё ясно и так, почти как в немом кино. Это как анекдот. Рассказали — и все засмеялись. Если же история сложная, она тоже может быть и интересной, и смешной, но ее не сразу так ухватишь.

Кстати, все фильмы Гайдая киноконцерн «Мосфильм» несколько лет назад выложил на YouTube. Там миллионы просмотров.

«Деловые люди»

Гайдай — по-настоящему литературный режиссер. Он экранизировал очень много русскоязычных авторов: например, «12 стульев» сняты по книге Ильфа и Петрова, «Иван Васильевич меняет профессию» — по пьесе Булгакова, «Не может быть!» — по произведениям Зощенко, «Инкогнито из Петербурга» — экранизация гоголевского «Ревизора», а уже упомянутый «Трижды воскресший» — кинопереложение пьесы Александра Галича «Пароход зовут “Орленок”!».

«Деловые люди» — киноальманах, который отлично вписывается в этот ряд. Гайдай решил экранизировать несколько произведений американца О. Генри — мастера короткого рассказа и неожиданных концовок. Так, например, Гайдай предпочел рассказы «Дороги, которые мы выбираем», «Вождь краснокожих» и «Родственные души». Интересно, что ни один из них не вошел в состав сборника Strictly Bussiness, у которого Гайдай позаимствовал название для своего фильма.

«Деловые люди» вышли к 100-летию писателя О. Генри. Несмотря на не очень понятный для советских людей материал, у Гайдая получилось отлично экранизировать автора. «Деловые люди» считаются одним из самых удачных переложений американца на экран, которому не очень повезло с интересными киноработами (вспоминается разве что фильм «Безжалостные люди» с Дэнни ДэВито и пара диснеевских новогодних мультиков с Микки-Маусом, где в основе можно разглядеть фабулу рассказа «Дары волхвов»).

Еще один интересный факт о Гайдае и О. Генри: они оба очень любили кошек. Вы вряд ли сможете вспомнить фильма Леонида Гайдая без хотя бы одного кадра с котом: такая небольшая страсть была у режиссера. В «Деловых людях» усатого тоже можно заметить.

«За спичками»

Вышедшая в 1980 году работа «За спичками» снята уже после того, как режиссер стал всесоюзно известным. Это один из примеров тех картин, которые советские режиссеры снимали с иностранными коллегами. Гайдай снял «За спичками» вместе с финном Ристо Орко.

По сути, «За спичками» — всё тот же любимый комедийный Гайдай, но в контексте Финляндии. Это история про то, как в доме героя Ихалайнена закончились спички и теперь он не может сварить себе кофе, любимый финнами напиток. Потом Ихалайнен (Евгений Леонов) встречает старого приятеля, они вспоминают прошлое, выпивают… В общем, в тихой деревне закручивается история, которую сложно представить себе даже в Москве.

Леонид Гайдай на съемках фильма «За спичками»

В фильме, конечно, играют и финские актеры. Но вряд ли вы почувствуете разницу. «За спичками» еще интересно смотреть и в контексте российско-финской дружбы, которая активно выстраивалась после Второй мировой войны. Финны в Петербурге, петербуржцы в Хельсинки — это знакомая история для всех, кто жил в тех краях в Советском Союзе. Сегодня, конечно, такое представить совсем сложно — от этого комедия становится и документом эпохи, правда, немного тоскливым.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

Остросоциальное кино про бандитизм и коррупцию: многие скажут, что в своей последней работе про Дерибасовскую Гайдай уже не тот. Но если приглядеться к его юмору, тут он ни сдал ни шагу. Тем не менее «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — работа, раскритикованная за неактуальность и старомодность.

Не знаем, насколько вам интересно будет смотреть сегодня этот фильм, но здесь есть над чем подумать. Кроме интересной роли Дмитрия Харатьяна (а это, пожалуй, еще не самые звездные годы его карьеры), Гайдай развенчивает стереотипы взаимоотношений между Россией и США. Он высмеивает всё, что может: мафию, КГБ, советскую тиранию. Эту картину Гайдая называют «последним хлопком» по советской цензуре.

В начале 90-х Гайдай, которого уже смотрели просто потому, что это Гайдай, показал постсоветскому человеку, что ни в России, ни в США нет идеальной жизни — везде есть своим проблемы. История, которая закручивается вокруг важных переговоров двух держав, напоминает о том, как важно дружить. Конечно, «На Дерибасовской…» — продукт перестройки и эпохи 90-х и действительно может показаться неактуальным. Но значит ли это, что в нынешней эпохе дружить уж совсем невозможно?

Однако Гайдая помнить будут, конечно, не за «Брайтон-Бич». Режиссер навсегда останется нарицательным именем комедии положений, «русским Чаплином», если угодно. Но кажется, важно помнить о том, что за фразами про тех, кто «в булочную на такси не ездит», и тех, «кто не работает, тот ест», прячется тонкий и чуткий автор. Гайдай привнес в российский кинематограф не меньше (для многих — сильно больше), чем Тарковский, но до сих пор остается недостаточно изученным. Зато Гайдай всё еще — самый народный. И это дорогого стоит.

Что еще почитать?

  • Надеемся, теперь вы сможете отличить фильмы Гайдая от, например, фильмов Эльдара Рязанова. Их часто путают — проверьте себя;

  • новая «культовая классика» в России — фильм «Чебурашка» с Сергеем Гармашем. Мы посмотрели его в кино и рассказали, чем он так плох, по нашему мнению.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем