24 февраля 2022 года президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции: это событие кардинально изменило жизнь многих россиян. Вместе с тем как в Уголовном кодексе появлялись статьи о дискредитации армии и увеличивались сроки за терроризм и экстремизм, как один за другим закрывались и блокировались независимые медиа, из репертуаров кинотеатров пропадали фильмы с ныне «нежелательными» артистами или на темы, про которые сейчас на официальном уровне предпочитают молчать.
Конечно, кинотеатры научились выживать в новых условиях: они показывают «Аватара» и «Кота в сапогах» вместе со всем миром, а рекордные сборы «Чебурашки» помогут мультиплексам продержаться на плаву еще какое-то время. Большинство людей и не заметили пропажу нескольких арт-фильмов из проката. Но эти картины — сняты в России и создавались для российской аудитории.
Мы решили напомнить вам о том, какие фильмы мы не увидели за последний год.
«Капитан Волконогов бежал»
«Волконогов» — работа творческого дуэта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, которые подарили нам «Салют-7» и «Человека, который удивил всех». Звездный состав: в фильме снялись Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин. Фестивальный успех: картина участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, а на «Кинотавре» фильму аплодировали стоя.
Но не случилось. «Капитан Волконогов» должен был выйти в апреле 2022 года, но в марте его прокат отменили. Тогда официально это объяснили тем, что у фильма нет «прокатных перспектив». Некоторые считают, что дело все-таки в тематике фильма. Это история про сотрудников НКВД, которые во время сталинских репрессий попали под чистку. Один из капитанов — собственно, Волконогов в исполнении Юры Борисова, — сбегает и пытается просить прощения у жертв своих действий.
Не так давно фильм «Капитан Волконогов бежал» был слит в интернет, и посмотреть его при желании может кто угодно. Недавно наши коллеги из «Фонтанки» писали о том, что картина скоро может появиться в онлайн-кинотеатре KION. Тем не менее никакой официальной информации по этому поводу не было.
«Нуучча»
С «Нууччей» ситуация примерно такая же, как и с «Волконоговым». Фильм планировала выпустить в прокат компания «Место силы», которая входит в холдинг «Газпрома» (к слову, прокатчик «Волконогова» «Централ Партнершип» тоже принадлежит «Газпрому»). Запланированный прокат в апреле, и бум! — снова нет «прокатных перспектив».
Фильм «Нуучча» режиссера Владимира Мункуева — один из ярчайших представителей якутского кинематографа, подъем которого отмечают во всем мире. Известно, что сюжет картины строится вокруг истории якутской семьи в XIX веке. В какой-то момент местный князь подселяет к ним русского каторжника Костю, и парень решает стать новым хозяином дома. «Нууччу» (с якутского это слово переводится как «русский») сразу же обвинили в русофобии.
Однако фильм получил огромный успех на фестивалях, стал обладателем гран-при на Международном фестивале в Карловых Варах и приза за лучшую режиссуру на «Кинотавре». Недавно на YouTube появился фильм о том, как снималась «Нуучча». Анонсируя док-проект в соцсетях, режиссер Владимир Мункуев написал:
— Фильма нет, а фильм о фильме есть.
«Жена Чайковского»
Кирилл Серебренников — один из самых плодовитых режиссеров в России. Он умудряется не только выпускать фильм раз в два года, но и ставить новые спектакли и работать над другими проектами. Проект про Чайковского Серебренников задумывал еще в 2013 году, однако режиссер не нашел поддержку в «Фонде кино». Спустя 10 лет фильм все-таки вышел на большом экране: правда, в Европе.
После известного уголовного дела, фигурантом которого был Серебренников, режиссер оказался совсем в немилости в России. Весной 2022 года с Серебренникова сняли судимость, и он уехал из страны. Летом его феноменальный проект «Гоголь-центр» оказался закрыт. Тем не менее «Жену Чайковского» показали в основном конкурсе Каннского кинофестиваля — уже после начала активных боевых действий на Украине.
«Жена Чайковского» рассказывает об одном из ключевых эпизодов жизни известного композитора. Речь, конечно, про брак с Антониной и сложные семейные взаимоотношения. Чайковского играет Один Байрон, его жену — Алена Михайлова, а в какой-то момент в фильме появляется и композитор Антон Рубинштейн в исполнении рэпера Оксимирона*.
«Ампир V»
Еще один фильм с Оксимироном* — «Ампир V» по Пелевину — не вышел в российский прокат весной 2022 года. Это был один из самых ожидаемых фильмов года, крупнобюджетный проект с Павлом Табаковым в главной роли. По одной из версий, фильму не дали прокатное удостоверение как раз из-за Оксимирона*, который тогда еще не был признан иностранным агентом, но уже активно выступал против проведения спецоперации и критиковал российские власти.
У «Ампира V» сложная история: в производство его запустили еще в 2011 году. Создатели собирали деньги на краудфандинге, привлекали частные инвестиции, в том числе от Александра Мамута, заручились поддержкой государства и «Фонда кино». Не помогло: видимо, в текущей обстановке фильм об элитной расе вампиров просто не мог появиться в прокате.
«Мы»
С одной стороны, это не самое очевидное решение, с другой — вполне объяснимое. Фильм «Мы», снятый по роману-антиутопии Евгения Замятина, выбыл из графика релизов. Он должен был появиться на больших экранах 1 декабря. Прокатчик «Централ Партнершип» официально не объяснял, почему фильм не увидят российские зрители.
Интересно, что продюсерами проекта выступили братья Андреасян — довольно системные кинематографисты. В 2017 году Сарик Андреасян даже снял патриотический российский кинокомикс «Защитники», который потом был раскритикован. Годом позже были представлены первые материалы фильма «Мы»: его прокат изначально планировали на 2021-й, потом он сдвинулся. Теперь у фильма вообще нет даты выхода.
Из сегодняшнего дня действительно кажется, что тема фильма не соответствует политическому курсу. Все-таки «Мы» — роман о тоталитарной диктатуре, о протесте против некоего Единого Государства. В 1920 году, когда роман был написан, его не выпустила советская цензура, посчитав насмешкой над коммунистическим строем. Теперь же, спустя век, в России не выпускают первую отечественную экранизацию этого романа.
«Просточеловек»
Дебютный фильм Яны Климовой-Юсуповой показали в России — его премьера состоялась на фестивале «Горький fest» в Нижнем Новгороде в июле. В Москве фильм могли увидеть те, кто пришел на показ в рамках Московского международного кинофестиваля. Удивительно, конечно, что его там вообще показали — президент фестиваля Никита Михалков выступал за то, чтобы не демонстрировать кино с уехавшими артистами, а в картине «Просточеловек» играет Чулпан Хаматова.
Что это было: диверсия кураторов программы или просто — недоглядели, неизвестно. Но широкая премьера фильма и его прокат были отменены. Выпускать картину планировала компания «Белые ночи» (входит в «Газпром-медиа»), но за несколько дней до начала все показы отменились. Официально: без комментариев.
Тематически фильм идеологических вопросов не вызывает: это трогательная и тяжелая история о том, как готовящийся к переезду Саша (его играет Филипп Авдеев) находит бросившую его в детдоме мать (Чулпан Хаматова). Саша сталкивается с выбором: все-таки уезжать из страны или узнать свою семью, а вместе с ней — и себя.
«Сказка»
Еще один фильм, который увидят в Европе, но не в России, — «Сказка» мастера Александра Сокурова. Это последний фильм режиссера, после него Сокуров планирует завершить карьеру. Прощальное слово оказалось фантастической зарисовкой о событиях Второй мировой войны.
Сам Сокуров рассказывал, что его поначалу испугала реакция зрителей на фильм в Каннах. Тем не менее картину готовят к европейскому прокату. А вот в России режиссер даже не пытался получить прокатное удостоверение.
Документальное кино
Наверное, рассказ о не вышедших в России фильмах не будет полным без разговора про документальное кино. Жанр становится всё популярнее и в мире, и в России. Традиционно кинематографисты не рассчитывают на огромные сборы в кинотеатрах, прокат здесь скорее становится возможностью поговорить о проблеме с живыми зрителями.
Не получилось это сделать в 2022 году у двух фильмов. Один из них — «Голод» — рассказывает о голоде в Поволжье в 20-е годы. Его сняли журналист Максим Курников, режиссер Татьяна Сорокина и сценарист Александр Архангельский. Картине в итоге просто не дали прокатное удостоверение. За сутки до московской премьеры отменили показ картины F@ck This Job Веры Кричевской.
Единственная не российская, но важная для России картина в нашем списке — фильм «Навальный», снятый американским документалистом Дэниэлом Роэром. Проект вышел в итоге на стриминге HBO Max, и некоторые российские зрители ждали, что официальный партнер сервиса «Амедиатека» купит права и покажет картину российским зрителям официально. Что ж, не случилось. Однако даже спустя год после премьеры фильм остается в повестке: совсем недавно он выиграл британскую премию BAFTA и был номинирован на «Оскар».
* Мирон Федоров (Оксимирон) внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
Ранее MSK1.RU писал о том, что приоритетными темами для российского кино, по мнению Минкульта, стали темы, связанные с историческим наследием страны и популяризацией армии. На этом фоне особо неудивительным выглядит тотальная отмена актрисы Лии Ахеджаковой, вместе с которой, по мнению нашего корреспондента, отменяют всю российскую культуру. Но культуру, как известно, так просто не отменить: недавно мы вспоминали неочевидные фильма Леонида Гайдая, которому могло бы исполниться 100 лет.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».