MSK1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Москве

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

3 м/c,

сев.

746мм 62%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Культура обзор Мавзолей, станция метро «Комсомольская», Казанский вокзал и не только. Выдающиеся здания Москвы, которые построил Щусев

Мавзолей, станция метро «Комсомольская», Казанский вокзал и не только. Выдающиеся здания Москвы, которые построил Щусев

Рассказываем о лучших работах известного архитектора

Рассказываем о самых значимых творениях архитектора Щусева

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения советского и российского архитектора Алексея Викторовича Щусева. Много лет он был одним из главных зодчих СССР. Щусева признавали безусловным профессионалом в своем деле, но человеком он был довольно противоречивым. Порой грубый и высокомерный, он умел подстраиваться под интересы властей, мог работать в разных стилях и хорошо понимал нужды заказчика. В этом материале мы вспоминаем самые знаковые проекты Алексея Щусева в Москве.

Мавзолей Ленина

Это одно из самых известных творений Алексея Щусева. Сегодня без Мавзолея вряд ли можно представить не только современный Кремль, но и саму Москву. Благодаря этому проекту Щусев получил статус ведущего архитектора Советского Союза.

Доподлинно не известно, почему большевики поручили строить Мавзолей именно Алексею Щусеву человеку, который до революции 1917 года занимался церковной архитектурой. Так или иначе, в ночь с 22 на 23 января 1924 года его вызвали в Кремль и поручили задачу государственной важности.

Так, как сейчас, Мавзолей стал выглядеть не сразу. Его строительство велось в три этапа. Сначала, в марте 1924 года, при тридцатиградусном морозе, всего за несколько дней, построили деревянный Мавзолей. Внешне здание напоминало трехступенчатую пирамиду или зиккурат — древний восточный храм.

И. И. Бродский «У Мавзолея В. И. Ленина», 1924. Бумага, акварель, графитный карандаш, гуашь, белила, 26,6 x 39,9

— Я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на Мавзолее я предложил простую: одно слово — ЛЕНИН, — вспоминал архитектор.

Тогда же, в марте 1924 года, решили строить второй, тоже деревянный и тоже временный Мавзолей, и проектировать его вновь поручили Щусеву. Форма оставалась прежней, а вот фасад на этот раз не стали излишне украшать. Также здание стало больше в размерах, добавились трибуны и портик.

В таком виде усыпальница вождя просуществовала пять лет. Деревянное здание быстро пришло бы в негодность, а потому его решили перестроить в третий раз. И в 1930 году, вновь по проекту Щусева, появился Мавзолей из гранита. Новый фасад в общих чертах повторял прежний, но размеры, форма и стилистика здания изменились. Ступени сделали равномерными, а общий облик здания, напротив, стал асимметричным. От архитектурного декора — колончатых поясов, пилястр, каннелированных панелей и прочего — теперь решили полностью избавиться.

По задумке, Мавзолей — это часть Кремля, а потому он должен быть величественным и вписываться в его архитектурный комплекс. Но при этом не разрушать визуальное восприятие Красной площади и не смотреться слишком вычурно.

— «Ленин умер, но дело его живет» — вот, мне казалось, та идея, которая должна быть выражена в архитектуре его Мавзолея, — объяснял Щусев.

Казанский вокзал

Алексей Викторович хотел строить не только церковные, но и гражданские здания задолго до 1917 года. Его желание осуществилось — в 1911 году Щусев выиграл закрытый конкурс на право проектирования здания Казанского вокзала.

Сам вокзал появился в 1864 году и тогда еще назывался Рязанским. Первое здание было деревянным, а сам вокзал — тесным и неудобным. В 1893 году, когда открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и возникла потребность в строительстве нового здания.

По условиям конкурса, архитектура здания должна олицетворять связь Европы и Азии. А потому доминанта вокзала по форме похожа сразу и на Боровицкую в московском Кремле, и на башню Сююмбике в Казани. Циферблат со знаками зодиака, в свою очередь, отсылает к часовой башне на площади Святого Марка в Венеции. Словом, вокзал объединил в себе элементы сразу и русского, и восточного, и европейского зодчества.

— Все проекты Щусева так или иначе важны, но я не могу не отметить Казанский вокзал — это гигантское сооружение, один из крупнейших вокзалов в Европе и один из самых крупных в России. Это мастерская работа — как с архитектурной, так и с технической стороны. Интересно, что, поскольку вокзал строился очень долго, в нем видна смена архитектурной стилистики — и исторической, и псевдоисторической, — рассказал MSK1.RU директор архитектурной школы МАРШ, член Союза архитекторов Москвы Никита Токарев.

По его словам, Комсомольская площадь выглядит как отдельный город в Москве. И это неудивительно, ведь Щусев спроектировал не только Казанский вокзал, но и Каланчевский путепровод — железнодорожную эстакаду в неоклассическом стиле, соединяющую улично-дорожную сеть, Ленинградское и Курское ж/д направления.

Когда появился вопрос о возведении путепровода, Алексей Викторович опасался, что это сооружение, задумывавшееся изначально в стиле модерн, испортит визуальный облик Казанского вокзала, над которым он так долго и упорно работал, и самой площади. И добился того, чтобы он мог лично заняться этим проектом.

Щусев предлагал разные эскизы. Сначала путепровод планировалось строить в неорусском стиле и сделать похожим на Кремлевскую стену. Но предложенный вариант резко контрастировал бы со зданием Ленинградского вокзала. Затем Щусев думал создать эстакаду с высокими изогнутыми фермами, полукруглыми арками и скульптурами двуглавых орлов. Но фермы не выдержали бы нагрузки из-за высокого транспортного потока. Подошел третий вариант — Щусев разместил мост на мощных вертикальных опорах, а вдоль путей установил изящную металлическую оправу.

Сегодня Комсомольская площадь — это крупный хаб, объединяющий метро, МЦД, поезда дальнего следования и другие виды общественного транспорта. В 2020 году Каланчевский путепровод начали реконструировать, чтобы приспособить под нужды города, но при этом и сохранить исторический облик сооружения. Но, поскольку эстакада расположена посреди исторической застройки, в условиях высокого пассажиропотока, реконструкция всё еще продолжается.

— Кстати, чуть дальше есть еще одно творение Щусева — Центральный клуб железнодорожников. Там есть большой закругленный угол в стиле конструктивизма. И мы можем видеть, что даже в рамках одного здания, одного комплекса вокзала Щусев меняет стилистику — от неорусской до конструктивистской архитектуры, — дополняет Никита Токарев.

Марфо-Мариинская обитель

История этого места очень трогательна. В 1909 году князь Сергей Александрович (в прошлом генерал-губернатор Москвы) погиб от бомбы террориста Ивана Каляева, члена террористической организации эсеров. Его убитая горем супруга — княгиня Елизавета Федоровна — продала часть своих драгоценностей и купила на Большой Ордынке усадьбу. Княгиня хотела построить здесь обитель сестер милосердия, которые будут заниматься медициной, благотворительностью и всячески помогать людям. Так, верилось ей, она отдаст дань почившему мужу и, возможно, сможет замолить его грехи.

Раздумывая о том, какой станет будущая обитель, Елизавета Федоровна обратилась за советом к живописцу Михаилу Нестерову, одному из соратников и друзей Щусева. Тот посоветовал Алексея Викторовича. Княгиня осталась довольна: на Большой Ордынке появился древнерусский город, частичка Средневековья посреди центра Москвы.

Центром Марфо-Мариинской обители выступает Покровский собор — уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве. Щусев вдохновлялся новгородской и псковской церковной архитектурой, а потому стены монастыря — белоснежные, а длинные узкие окна скрывают решетки с декоративным растительным узором. Горожане прозвали Марфо-Мариинскую обитель «Белым ангелом Москвы».

— Прогуливаясь по Ордынке, вы заворачиваете в арку, открываете маленькую дверцу и вдруг оказываетесь в удивительном месте. Вам кажется, что вы где-то далеко от Москвы, словно попали в другой мир. Я многим бы посоветовал туда заглянуть. Кстати, в работе над этим местом также участвовали выдающиеся художник Михаил Нестеров и иконописец Павел Корин. Мне кажется, Марфо-Мариинская обитель — это уникальное явление в архитектуре, — рассказал MSK1.RU историк, автор книги «Алексей Щусев. Архитектор № 1» Александр Васькин.

Наркомат земледелия и Дом архитекторов

Здание Народного комиссариата земледелия СССР — одна из самых ярких и крупных работ Щусева в стиле конструктивизм. Сегодня там находится Министерство сельского хозяйства РФ.

В 1930-х годах, когда строился Наркомзем, Щусев не боялся принимать новаторские решения. Так, здание состоит из четырех больших корпусов, объединенных в форме трапеции вокруг внутреннего двора. Занимая квартал между Орликовым переулком и Садово-Спасской улицей, корпуса при пересечении создают весьма эффектную и динамичную композицию.

Еще одним оригинальным решением стали патерностеры — непрерывно движущиеся лифты с кабинами без дверей. Сегодня в Москве это единственное здание с такими лифтами.

— Наркомзем — одна из важнейших и крупнейших построек довоенной Москвы в стиле конструктивизм. Здесь Щусев оказался тоже на высоте архитектурного мастерства, — добавляет Никита Токарев.

На берегу Москвы-реки, напротив Киевского вокзала, стоит необычный полукруглый дом. Он тоже выделяется среди других построек. Это Дом архитекторов, который строился около 30 лет. В 1934 году членам Союза архитекторов СССР — а их число продолжало расти — потребовалось новое жилье. Работу над этим проектом поручили Щусеву, который заработал доверие властей как профессионал.

Изначально здание должно было выглядеть помпезнее: Алексей Викторович предлагал эскизы парадного ансамбля из домов с колоннадами, арками, стелами и другими декоративными элементами. Но идею архитектора не одобрили — такой проект оказался слишком дорогим. А потому строение упростили, и сегодня Ростовскую набережную украшает многоэтажка в стиле постконструктивизм.

Щусев — директор Третьяковской галереи

В 1926 году Алексею Викторовичу, у которого не было ни заказов, ни постоянной работы, предложили возглавить Третьяковскую галерею. Щусев и ранее интересовался искусством, а потому легко согласился. Щусева увлекла новая работа — он увеличил коллекцию Третьяковки, закупив новые картины, занялся производством сувениров (открыток и альбомов с изображением известных полотен), открывал новые выставки.

В 1927 году Щусев, чтобы расширить фонд графики Третьяковской галереи, купил дом в соседнем Малом Толмачевском переулке. Там разместились администрация музея, научный отдел, библиотека, архивы и хранилище графики. Кроме того, новый директор провел в Третьяковке электричество, наладил вентиляцию и отопление.

— Став директором Третьяковской галереи, Щусев вдохнул в нее новую жизнь, стал заниматься популяризацией русского искусства. Более того, благодаря Алексею Викторовичу в Третьяковке появился новый корпус, который в народе так и называется «щусевский», говорит Александр Васькин.

«Щусевский» корпус открылся в Лаврушинском переулке в 1936 году. Поначалу он использовался только для выставок, но с 1940-го стал полноценной частью экспозиции.

Гостиница «Москва»

Щусева нельзя назвать основным автором этого проекта, но без него гостиницы «Москва» не было бы. Работу над ней в 1933 году начали Освальд Стапран и Леонид Савельев. В те годы всё чаще стали появляться постройки в стилях конструктивизм и сталинский ампир. Возведенные при царской эпохе здания мало подходили на роль визитной карточки социализма. Это в том числе касалось и гостиниц «Метрополь» и «Националь». В центре города должна была появиться новая гостиница, которая бы отвечала потребностям нового правительства.

Савельев и Стапран возводили ее в конструктивистском ключе. Но чересчур строгий вид гостиницы, и, возможно, недостаток опыта у двух молодых архитекторов сыграли свою роль. И власти привлекли к проекту Алексея Щусева, который уже зарекомендовал себя во время строительства Мавзолея.

Это повлекло за собой немало сложностей. Савельев и Стапран, обязанные подчиняться новому руководителю, обвиняли Щусева в присвоении авторства над гостиницей. И того поначалу даже отстранили от работы, но потом — под давлением общественности — вернули. Да и сам мэтр не особо горел желанием трудиться над фактически чужим проектом. Но ему, так или иначе, пришлось.

И Щусев решил переработать эскизы. Фасады теперь украшали виньетки и капители, а две башни гостиницы стали асимметричными. Теперь «Москва» выглядела более грандиозно и величественно.

Есть легенда, что Сталин лично утверждал финальный проект. Не зная, какой из чертежей он одобрит, Щусев предложил на выбор два варианта: построить гостиницу с декоративным оформлением или, напротив, сделать ее скромнее. Не разобравшись в чертежах, Сталин поставил подпись посередине, а проектировщики не решились уточнять, что он имел в виду, поэтому фасад и выглядит так асимметрично.

До сегодняшнего дня гостиница «Москва» не дожила. В 2005 году ее снесли, чтобы построить на этой территории крупный бизнес-комплекс с апартаментами, офисами и торговыми площадями. Позднее от проекта решили отказаться и всё же реконструировать «Москву». Сегодня на месте гостиницы стоит новодел, который напоминает историческое здание только внешне.

Станция метро «Комсомольская»

Действительно, представить Площадь трех вокзалов в центре Москвы без вклада Щусева невозможно. Но Алексей Викторович спроектировал не только Казанский вокзал, Каланчевский путепровод и Клуб железнодорожников. Еще один его проект располагается под землей — это станция «Комсомольская» Кольцевой линии метро.

Это апофеоз сталинского ампира. Станция поражает своей красотой и помпезностью: ряды мраморных колонн тянутся вдоль путей, желтые потолки украшает лепнина с растительным орнаментом, а роскошные рожковые люстры мягко освещают станцию.

По задумке архитектора, «Комсомольская» должна быть визитной карточкой столичного метро. Приезжая сюда, гости столицы смогут бесплатно изучать историю. Поэтому главным достоинством станции стали посвященные военным подвигам мозаики из уральских полудрагоценных камней и разноцветного стекла. Основная тема станции — это победа советского народа в Великой Отечественной войне, но пассажиры также могут взглянуть на иллюстрации Бородинского сражения, Куликовской битвы, воззвания Минина и Пожарского и другие. Автор мозаик — художник Павел Корин, с которым Щусев работал на протяжении всей жизни.

— Станция выглядит как подземный дворец, в ней так светло, что кажется, будто вы находитесь не под землей, а где-то во дворце. И это неудивительно, ведь Щусев был специалистом в храмовом зодчестве. Я называю эту его работу последним храмом, — рассказывает биограф архитектора Александр Васькин.

Станцию метро «Комсомольская» можно считать лебединой песней Щусева. Ведь это последняя его работа, которую после смерти мэтра продолжали его коллеги Алиса Заболотная и Виктор Кокорин. За этот проект Щусева удостоили Сталинской премии посмертно.

— А всего Щусев получил четыре таких премии. Больше в Советском Союзе архитектора с таким количеством [Сталинских. — Прим. ред.] премий не было, — дополняет Васькин.

Щусев как личность

Талант и профессионализм Щусева не поддаются сомнению, но человеком он был очень противоречивым. Начинавший как церковный зодчий, Алексей Викторович в течение своей многолетней карьеры неоднократно менял архитектурные стили. Щусев хорошо умел подстраиваться, угождать.

В 1917 году, после революции, он стал сотрудничать с новой властью. Когда у него спрашивали, как ему это удается, он отвечал: «Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь».

Хотя Щусев ценил талант и профессионализм, ему было сложно работать в команде. Он не хотел становиться просто чьим-то соавтором, причем это проявлялось с самого начала карьеры. Окончив Петербуржскую академию художеств, Алексей Викторович годами не мог найти работу: опытные специалисты были нарасхват, а идти кому-то в подмастерье не хотелось. Так продолжалось до тех пор, пока его преподаватель Григорий Котов не дал небольшой заказ на проектирование часовни-памятника на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Когда у Щусева появилось собственное архитектурное бюро, все проекты, созданные вместе с другими специалистами, он подписывал только своим именем. Ни один из его подчиненных не занимался чем-то одним слишком долго — Щусев поручал коллегам новые задачи, перебрасывал между одной работой и другой. Чтобы не зазнавались и не чувствовали себя соавторами великого мастера. Но в то же время Алексей Викторович не считал своих подчиненных архитектурными «неграми»: завершение проекта он всегда праздновал вместе с коллегами, устраивал банкеты за свой счет и всячески делился радостью.

— Конечно, Щусеву можно многое предъявить. На мой взгляд, в нем абсолютный цинизм сочетался с абсолютным профессионализмом, и остается загадкой, как эти два качества уживались в одном человеке. Архитектурное качество его работ всегда было очень высоким, вне зависимости от того, какой власти он служил и в каком стиле ему доводилось работать. Щусев умел менять политическую окраску, сбрасывать кожу и надевать новую, но не изменял своему мастерству, — считает Никита Токарев.

Фигуру Щусева, пожалуй, трудно ставить современным мастерам в пример, но основной его урок, уверен эксперт, заключается вот в чём: в какие бы дебри вас ни заносила судьба, каким бы сложным ни оказался заказ и заказчик, важно всегда оставаться профессионалом и выкладываться в своем деле на полную.

Ранее мы рассказывали о самых удивительных зданиях, которые построил в столице другой знаменитый архитектор — Владимир Шухов. Почитайте также, как менялось и развивалось московское метро: мы публиковали подборку архивных фотографий.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем