Культура истории Научилась играть на пианино в 3 года и написала больше 400 песен: история Александры Пахмутовой

Научилась играть на пианино в 3 года и написала больше 400 песен: история Александры Пахмутовой

Легендарному советскому композитору исполнилось 95 лет

Александра Пахмутова родилась тогда, когда закончился НЭП, преодолела годы Великой Отечественной войны, увидела первый полет в космос, а теперь живет в эпоху интернета и высоких технологий

Источник:

Ее песни знают наизусть. Они настолько популярны, что некоторые удивляются — они ведь народные. Ее творчество, как говорят многие, — летопись нашей страны. Ее называют живой легендой, непререкаемым авторитетом, но она скромно говорит, что это лишь высокие слова.

9 ноября свой 95-летний юбилей отмечает Александра Пахмутова — легендарный композитор, народная артистка СССР, Герой Социалистического труда и многократный лауреат различных премий, автор более 400 песен. Миниатюрная женщина с обаятельной, слегка застенчивой улыбкой и жизнью длиною почти в век.

«У нас была большая, дружная семья»

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в рабочем поселке Бекетовка под Сталинградом. Сейчас это один из микрорайонов Волгограда.

В годы Великой Отечественной войны там допрашивали Фридриха Паулюса. А несколькими веками ранее жил дворянин Никита Бекетов, имя которого и носит поселок. Сейчас же от былого величия и исторического наследия мало что осталось. На некоторых домах разбиты стекла, кругом разруха, на тумбе одного из скверов недостает бюста Пушкина.

К слову, от дома, где жила Пахмутова, тоже ничего не осталось. Его снесли 7 лет назад. Сейчас на этом месте располагается детская площадка с песочницей, которая поросла бурьяном.

Ее мать занималась домашним хозяйством. Отец был партийным работником и, по воспоминанию самой Александры Николаевны и знакомых семьи, мог играть на любом инструменте. Сразу было понятно, откуда такой дар у юной Александры.

— Он был очень талантливым человеком: играл на всех инструментах. Более того, в молодости, когда были немые фильмы, многие ходили на эти картины, потому что он играл [в них], — восхищалась композитор.

Если у меня и есть музыкальные способности, то это лишь маленькая частичка того, чем обладал мой отец.

У нас была большая, дружная семья: брат, две сестры — мы замечательно жили. Отец работал на электростанции. Эта электростанция работает и сейчас — [называется] Волгоградская ГРЭС, — рассказывала о родных Пахмутова.

Несмотря на то что Николай был прирожденным мультиинструменталистом, музыкальное образование он так и не смог получить. По словам Александры Николаевны, родители переживали, что их дочь повторит отцовскую судьбу. Поэтому они очень хотели, чтобы их Аля смогла получить образование.

— Я начала играть очень рано — в 3,5 года (а к пяти годам уже сочинила первую пьесу «Петухи поют». — Прим. ред.). Ну просто так, как все дети, баловалась, — говорила Пахмутова. — И начиная с первого класса, меня приняли в сталинградскую музыкальную школу. Это была школа в центре города, ближе к набережной. Но после войны от нее не осталось ничего: ее разбомбили совершенно. В эту школу два раза в неделю меня мама водила.

После трех лет учебы в сталинградской музыкальной школе родители и учителя одаренной девочки решили, что продолжать обучение нужно либо в Москве, либо в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Однако светлые планы на будущее пришлось отложить — в страну пришла война.

— К каждому из нас по очереди приходил класс, и мы занимались дома. Вот что такое народный дух! Это поразительно: такой ужас надвигается, какая там алгебра с геометрией? Нет! Каждый понимал, что надо было учиться, делать уроки, — рассказывала Пахмутова.

Александра Пахмутова начала играть на пианино в 3,5 года

Источник:

«Занимались как взрослые»

На момент, когда началась Великая Отечественная война, Пахмутовой было 12 лет. На второй год войны будущего композитора отправили в Караганду (Казахастан). Там она научилась играть на аккордеоне. Спустя несколько месяцев она возвратилась в родной Сталинград. На «трофейном» немецком аккордеоне будущая легенда советской музыки играла для раненых бойцов.

Несмотря на тяжелые времена, тяга к знаниям у Пахмутовой не ослабела. И однажды она попросилась в столицу.

— Я сказала родителям, что мне надо ехать учиться: «Если вы меня не отвезете, я договорилась с летчиками, они меня отвезут». И как ни странно, родители это приняли всерьез. На станции меня тепло проводили. Отцу дали командировку, и он повез меня в Москву, — рассказывала Александра Николаевна.

Так в 1943 году она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П.  И.  Чайковского (МГК). Юную Александру слушала комиссия из четырех профессоров.

— Нам было по 12–13 лет, но мы получали продуктовые рабочие карточки высшей категории, как рабочие оборонных заводов. Потому что правительство было уверено: мы выиграем войну. И эти дети должны повести вперед нашу культуру, — вспоминала Александра Николаевна.

Его Мелодия, ее преданный Орфей

История любви Александры Пахмутовой и Николая Добронравова не может не тронуть. Они были вместе 67 лет. Познакомились в 1956 году на радио. Редактор предложила им поработать вместе: Александра — композитор, а Николай — поэт. Так родилась песня «Лодочка моторная» и их любовь, которая продлилась больше полувека.

— Всё случилось как-то очень быстро, решили расписаться — и расписались. Не было такого, как сейчас принято: давай сначала просто поживем вместе, посмотрим, подходим ли мы друг другу. К тому же и жить-то нам было негде: ни Але, ни мне. Расписались и сразу уехали на полтора месяца на море, — рассказывал Николай Добронравов в интервью «Московскому комсомольцу».

На свадьбе невеста Александра Николаевна была в розовом костюме, который сшила ей мама. Денег на белое платье и пышное торжество не было.

Как признавался Николай Добронравов, характеры у них были разные. В их жизни возникали сложности: они были в опале, боролись с цензурой, но им всегда удавалось всё преодолевать.

— У нас всегда была общая позиция, общий взгляд на вещи, ведь недаром говорят: любовь — это когда люди глядят не друг на друга, а смотрят в одном направлении, — делился супруг композитора.

Семейный и творческий союз Пахмутовой и Добронравова подарил миру не один десяток известных песен. Их произведения исполняли самые видные артисты того времени: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Анна Герман, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха и другие.

Отрывок из кинохроники «Необыкновенные встречи» (1958)

Источник:

Отрывок из кинохроники «Необыкновенные встречи» (1958)

Источник:

«Моя жизнь — работа»

Александра Пахмутова и ее супруг так и не стали родителями. Однако ее отношение к нотам и песням было, что называется, материнским, трепетным.

Такому количеству хитов может позавидовать едва ли не каждый композитор: «Надежда», «Старый клен», «Нежность», «Птица счастья», «Мелодия», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были».  Десятки песен, которые знают разные поколения, до сих пор актуальны, так что сомневаться в том, что Пахмутова — легендарный «хитмейкер», не приходится. Композитор говорит, что знает формулу хита, но считает, что она лишит музыку чувств.

— Формулу вывести можно, но не нужно. Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый «скандеж», то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю, — объяснила Александра Николаевна.

Это всё равно, что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным.

— Вряд ли великий Чайковский писал свою «Ромео и Джульетту» для того, чтобы обязательно понравиться публике, — добавила она.

Творчество Пахмутовой многогранно. Оно вбирает в себя не только хиты советской эстрады, но и произведения классического жанра. О них говорят и знают не так много, но композитор верит, что когда-нибудь они найдут своих слушателей.

— В середине 70-х в Большом театре шла «Озаренность» на мою музыку, спектакль о молодежи. Балет я очень люблю и с радостью ходила на репетиции. Артисты давали заряд бодрости — такие молодые, смешливые, задорные, главные партии замечательно танцевали Саша Годунов и Нина Сорокина, — говорила Пахмутова.

Александра Пахмутова до сих пор музицирует и работает над новыми произведениями

Источник:

«Другие времена, другие песни»

Пахмутовская музыка проверена годами. Современному творчеству еще предстоит пройти через это. Но Александра Николаевна не теряет надежды на то, что в России много талантливых композиторов.

— У нас такая страна — с высокой концентрацией дарований, где талантливые люди были, есть и обязательно будут. Так Богу угодно, — уверена Пахмутова. — В России среди молодежи есть очень одаренные люди, которые могут сочинить замечательную музыку и прекрасные песни в том числе. А вот что будет с этими родившимися произведениями, сказать не могу. У меня нет реальной возможности помочь им, вывести на простор, привлечь внимание.

Засилие однодневных хитов она объясняет тем, что роль песен в современном мире изменилась. Раньше они всем помогали «строить и жить». Сейчас же, по мнению легендарного композитора, «другие времена, другие песни».

— Всё брошено на самотек и продюсеров, а они стараются для музыкантов и певцов, с которыми работают. <…> Раньше написанная композиция через одну-две недели звучала на всех радиостанциях. Иногда спрашивают, сколько платили за песню, когда ее приносили на радио, и гонорар кажется слишком малым, порой даже вызывает снисходительную улыбку. А на самом деле это было очень много. <…> Такое отношение было к песне — внимательное и трепетное. А как сейчас произведение пробивается к слушателям, об этом вы знаете лучше меня, — объясняла Александра Николаевна.

Александре Пахмутовой многие известные артисты обязаны своей славой

Источник:

«Душа не откликалась на комплименты»

Несмотря на то что ей восхищаются миллионы слушателей, купаться в лучах собственной славы она не собирается.

— На эпитеты я не обращаю никакого внимания. Никогда не думала о собственном значении, душа не откликалась на комплименты. Живу, соображаю, работаю и ни о чём не жалею. Быть может, только о потерянном времени, — рассуждала Александра Николаевна.

Она не равняет себя с великими, скромно говоря, что всего лишь следует их примеру. Композитор не считает, что для написания песни нужны особый настрой и вдохновение. Она уверена:

— Это пустые высокие слова. Следует просто всё время трудиться, иначе не достичь результата. Моя жизнь — работа, и отделить одно от другого не могу. Не только я. Известно, сколько сил и времени великие отдавали своему делу. Конечно, не сравниваю себя с ними, но знаю: иначе ничего не добьешься. Они — пример отношения к творчеству.

Несмотря на неоспоримый вклад в развитие отечественной культуры, Александра Пахмутова очень скромный человек

Источник:

После смерти супруга Александра Пахмутова попала в больницу. Об этом рассказал MSK1.RU близкий друг семьи — певец Юлиан. Он отметил, что хоть потерю мужа композитор переживала тяжело, но сохранила стойкость. По словам Юлиана, у Пахмутовой сильный характер.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш iPhone 16 и трех «Яндекс Станций» среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Ридли Скотт снова думает о Римской империи. Стоит ли смотреть «Гладиатор 2»: рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Праймовый Угальде против непобедимого «Краснодара». Как сыграют московские команды в 17-м туре Премьер-лиги
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Это было как страшный сон». Честная колонка девушки, которая год назад решилась на резекцию желудка для похудения
Анонимное мнение
Мнение
Почему триллер «День Шакала» с Эдди Редмэйном — лучший сериал года: рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем