Мы продолжаем инфосериал редакции MSK1.RU о местах в столице, которые не слишком радуют москвичей. В первой серии Эдуард Коридоров рассказывал о том, как в Новой Москве из красивой рощицы сделали уродливую проплешину. Теперь он переместился в Фили-Давыдково, где обнаружил, что в долине реки Сетунь далеко не такие заповедные места, как принято считать.
Год назад, прогулявшись с родней в майские праздники по природному заказнику «Долина реки Сетунь», я написал прочувствованное письмо в мэрию Москвы. Заказник, по всему видать, противился экспансии москвичей. Вход в него с улицы Староволынской не обещал раздолья любителям праздничных шашлыков: оборудованных мест категорически не хватало и шашлычники активно осваивали дикую природу. Но и таким гулякам-трезвенникам, как мы, заказник был совсем не рад. Практически с порога мы поняли, что путешествие по похорошевшей красавице-Москве в этом районе грозит закончиться переломом конечностей или сотрясением мозга. Деревянные настилы, проложенные в лесопарке, имели вид переживших бомбежку. Ни ходить по ним, ни протолкнуть коляску с младенцем было невозможно.
На электронный крик моей души очень быстро откликнулся тогда Павел Емельянов, начальник управления особо охраняемых территорий московского департамента природопользования и охраны окружающей среды. Он доходчиво объяснил мне следующее:
• настилы пострадали от обильных дождей и паводка (нежданчик, так сказать);
• им нужен капремонт (вариант проложить дорожки, не страдающие от паводков, почему-то не рассматривается);
• прямо сейчас ремонтировать нельзя, ибо законодательство Москвы запрещает рубку древесины «в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля», а также и выполнение любых шумных работ;
• поэтому контракт на капремонт будет заключен до 30 ноября 2021 года (действительно, зачем спешить? Контракт в ноябре, ремонт в декабре, а там и новый паводок не за горами);
• а до той поры доступ к «дорожно-тропиночной сети» будет ограничен (народосбережение в действии).
Таким образом, я, видимо, невольно стал причиной того, что в течение большей части пандемийного 2021 года публику фактически выгнали из заказника. По крайней мере, на бумаге или в фантазиях Павла Емельянова.
С другой стороны, неимоверные трудности, созданные простым, как правда, деревянным настилом для чиновников могучего департамента, пробудили во мне некоторое сомнение. Я засомневался, что департамент, неторопливый и меланхоличный, одержит победу над строптивым настилом.
И как в воду глядел.
Прошел год. И вот как расцвели этой весной пресловутая дорожно-тропиночная сеть и в целом благоустройство заказника:
Надо отметить, что у природы в долине Сетуни нянек много. Помимо коллег Павла Емельянова в мэрии Москвы, есть, например, еще ГУП «Мосводосток», отвечающее за уборку мусора с акватории рек и трехметровой полосы их неукрепленных берегов. А уж мусора на Сетуни и ее берегах примерно столько же, сколько в ее водах отравляющих веществ.
И тут борьба тоже идет не на жизнь, а на смерть. Посетители заказника недавно запечатлели на видео труд работников «Мосводостока»: граждане санитары просто спихивают мусор вниз по течению.
О том, какую гадость и в каких объемах несет Сетунь в Москву-реку, будучи самым крупным ее притоком, — отдельный разговор.
Замусоренный, разбитый, малоблагоустроенный и, увы, особо не охраняемый природный заказник «Долина реки Сетунь» — это самый большой заповедник в черте Москвы — почти 700 га. Безусловно, далеко не везде можно наблюдать поразивший меня и многих других упадок. На территории заказника, к примеру, расположены гольф-клуб, объединение каскадеров «Сетуньский стан», детско-юношеская школа каскадеров «Мастер», несколько храмов, паства которых регулярно выходит на субботники.
Могу предположить, что неплохо в заказнике птицам и животным: здесь, кроме вездесущих уток, люди часто видят и лис, и бобров, и зябликов, и ондатр. В долине Сетуни зарегистрировано 5 видов земноводных, 69 видов птиц, 18 видов млекопитающих, около 400 видов растений. А вот для человека здесь среда не то что обитания, а даже просто отдыха, неблагоприятна.
Это, конечно, удручает в первую очередь тех, кто живет поблизости. Их немало. Добрая половина ЗАО.
Ко всему часть заповедной территории (Матвеевский лес) передана правительством Москвы в 2006 году в бессрочное пользование Федеральному государственному автономному учреждению «Оздоровительный комплекс «Планерное» управления делами президента РФ. И теперь кто-то там комплексно и бессрочно оздоровляется, а жители Матвеевского, едва выйдя во двор, утыкаются носом в убогий, но бесконечный серый забор, увенчанный колючей проволокой. За забором, кстати, тоже особого благоустройства не видно.
Уже сейчас состояние Сетуни и природного заказника входит в диссонанс с уровнем обустройства «городских», урбанистических пространств Москвы. Возможно, свою природоохранную функцию заказник выполняет. Но как место культурного отдыха и оздоровления горожан (не будем говорить о посетителях закрытого президентского «санатория») он явно не состоялся. А местами — просто враждебен людям. Между тем прилегающие к заказнику территории ЗАО активно осваиваются. На Сетуни один за другим растут жилые комплексы, многие — бизнес-класса. Перед правительством Москвы зреет развилка: или вдохнуть наконец осмысленную жизнь в ветшающий заказник, или продолжить практику отщипывания и отгораживания заборами его участков.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».