Вчера в Мосгорсуде рассматривали иск бывшего депутата Мосгордумы (МГД) Александра Соловьева к правительству столицы. У политика возникли вопросы о законности постановления, по которому 146 парков из 148 вывели из статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Исключением стал только «Лосиный остров» с расположенным в нем липняком.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это участки земли или водной акватории, которые находятся под защитой государства для сохранения природы, редких видов растений и животных. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. Там запрещена вырубка, строительство, разведение костров и т. д.
Остальные 146 природных территорий станут называться особо охраняемыми зелеными территориями (ООЗТ). А на таких участках уже разрешена застройка.
Иск Соловьева рассмотрели всего за один день — решение вынесли 6 января. Суд признал законным упразднение всех московских ООПТ. Но защитники экологии указывают, что это дело приведет к глобальным и непоправимым последствиям. А самого Соловьева нередко называли человком-спойлером, который пришел в Мосгордуму из сферы строительства и действовал не в интересах жителей.
О том, чем известен бывший депутат Мосгордумы Соловьев, зачем он подал в суд на правительство Москвы и чем это обернется для простых жителей, — в материале MSK1.RU.
Кто такой Александр Соловьев и почему он подал в суд на правительство Москвы
36-летний Александр Соловьев указывает, что окончил Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Еще во время учебы успел поработать бетонщиком в строительной компании «Трансмонолит-2», а после устроился мастером строительно-монтажных в СУ-37, «дочку» компании ОАО «Дормост», которая занимается строительством дорог, путепроводов и набережных.
РБК указывал, что после Соловьев стал работать на правительство Москвы и организовывал выезды для руководства департамента строительства в АО «Интус». Эта компания занимается сбором информации по строящимся дорогам и мостам. Однако, как утверждал Соловьев в разговоре с изданием, с чиновниками он встречался крайне редко.
В 2019 году Соловьева избрали депутатом Мосгордумы от 3-го избирательного округа (в него входили районы Щукино, Митино и Покровское Стрешнево). Он возглавил комиссию по экологической политике, которую нынешний, VIII-й созыв МГД ликвидировал. И крайне удивил многих — «Ведомости» указывали, что после выборов его не могли найти ни избирком, ни партийцы, ни журналисты. Да и до этого он не встречался с избирателями и не вел политическую кампанию.
Чем сейчас занимается Соловьев — после пяти лет в Мосгордуме — неизвестно. В выборах, которые прошли осенью 2024 года, он не участвовал. На своей странице во «ВКонтакте» бывший депутат опубликовал несколько постов о гуманном обращении с животными. А 10 января 2025 года заявил, что подает в суд, чтобы разобраться с законопроектом об изменении статуса особо охраняемых территорий.
— Есть ряд вопросов к нормативно-правовому акту правительства Москвы, выпущенному под занавес прошлого года. В рамках нового прогрессивного экологического законодательства этот акт сформулирован не до конца понятно: в нем не расписаны дополнительные мероприятия по охране зеленых территорий, механизмы контроля за содержанием зеленых зон и другие нюансы. В связи с этим я обратился в суд с основной задачей — чтобы все нюансы по постановлению правительства Москвы от 27 декабря 2024 года № 3160-ПП были прояснены, а все вопросы — сняты, — написал Соловьев.
В комментариях под постом экс-депутата Мосгордумы развернулось обсуждение его инициативы. Соловьев отвечал, что не обращался в прокуратуру, потому что это сделали многие, и решил поступить «более эффективно». Некоторые пользователи также просили его дать им возможность ознакомиться с текстом иска, но их комментарии остались без ответа.
Получить комментарий самого Соловьева MSK1.RU не удалось.
Что не так с иском от экс-депутата
Юрист экологического движения «Зеленая метка» Алексей Дмитриев рассказал MSK1.RU, что их организация также хотела войти в дело Соловьева в качество истца, но им отказали. Поэтому Дмитриев присутствовал на заседании 6 января просто как слушатель.
По его словам, в суде был Соловьев, который преимущественно молчал. Вместе с ним был адвокат и четыре представителя разных ведомств мэрии Москвы. Юрист экс-депутата указывал, что решение об изменении режима ООПТ должны были согласовывать с Минприроды, чего сделано не было. А также что при таком переводе земли изымут из заповедного фонда и они потеряют охранный статус, согласно Земельному кодексу.
— Мэрия Москвы возразила, что они сделали преобразование. Такого слова в законе нет, поэтому они имеют право без согласования делать всё, что хотят. Представители мэрии также сказали, что в редакции Земельного кодекса за 2012 год допускалась такая категория, как ООЗТ. Сейчас уже нет, но, по их мнению, это не так важно, — описал ход заседания MSK1.RU Алексей Дмитриев.
Дмитриева удивило и то, что обычно перед вынесением решения в суде проходит как минимум три заседания.
— В моей практике такого никогда не было, чтобы суд гнал производство по делу. Не привлекли ни Минприроды, никого из органов, компетенции которых относятся к решению вопроса. Там была только мэрия Москвы, ответчик, истец и прокуратура, — добавил Дмитриев.
Как рассказал MSK1.RU юрист, в практике его коллег нередко встречались ситуации, когда близкие к властям общественники подавали иск в суд из-за принятия каких-либо законов или генеральных планов территорий.
— Суд обязан проверить его [закон] целиком от и до. И если устоялось решение суда уже, то всем остальным лицам, которые попытаются в будущем подавать иски против этих нормативных актов, суды обязаны будут отказывать, потому что вопрос уже рассматривался ранее, — отметил Алексей Дмитриев.
Даже если люди попытаются по другим поводам обратиться, я уже не говорю про такой же иск, как у Соловьева. Им всем в суде будут отказывать принять иск.
По итогу заседания, по словам Дмитриева, Московский городской суд оставил в силе постановление, которое разрешает перевод 146 особо охраняемых природных территорий в статус особо охраняемых зеленых территорий. Экоактивисты планируют подавать апелляцию, так как не согласны с решением и тем, что их не допустили к участию в деле.
В ответ на критику нового закона департамент природопользования заявлял «Коммерсанту», что новое постановление защитит не только ООПТ, но и другие зеленые участки города. А количество охраняемых законом парков только вырастет.
Ранее MSK1.RU писал, что власти Москвы не согласовывали проект постановления с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Также эколог рассказала, чем грозит принятое постановление.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».