MSK1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Москве

Погода+12°

пасмурно, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

вос.

748мм 49%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Лонгриды Экономика Кризис-2024 лонгрид «Надежными эти вещи не были». Россияне скучают по советским брендам. Но есть ли повод?

«Надежными эти вещи не были». Россияне скучают по советским брендам. Но есть ли повод?

Проверяем лозунг «Советское — значит, отличное» вместе с экономистами

Против возврата к советским брендам выступили только 12% респондентов

83% россиян поддерживают идею возрождения советских брендов — таковы результаты опроса аналитического центра университета «Синергия» (есть у РИА Новости). Опрошенные полагают, что возвращение знакомых марок предотвратит дефицит и выведет на рынок качественные товары по доступной цене. Корреспондент MSK1.RU расспросил экспертов о причинах столь массовой ностальгии.

Из реплик большинства собеседников следует, что в основе странной тоски россиян по советскому товарному рынку скрывается подмена понятий. Пылесос «Пионер», машинка «Малютка» или губная помада «Елена» в сознании граждан скорее символы, нежели реально существующие товары с конкретными характеристиками.

— Люди принимают игру, которую им предлагает телевизор, — уверен экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев. — На протяжении последней четверти века телевизор строит «небесный СССР», где все ездят на неломающихся «Волгах», пьют «непохмельную» водку и при этом поют и пляшут.

При этом образ «небесного СССР» для каждого россиянина несет свои смыслы. Некоторые действительно вспоминают «Волги» и продукты, другим достаточно советских стабильности и определенности.

— Людям хочется стабильности, — говорит экономист Дмитрий Потапенко. — Они устали. И те, кто, условно говоря, z-ориентирован, и те, кто против этого. Поэтому 83% — это совершенно понятно.

«Везде происходит коллапс: останавливаются заводы, закрываются предприятия. И людям хочется хоть за что-то зацепиться»

Важно, что СССР закрепился в общественном сознании еще и как строй, обеспечивающий надлежащее качество любой продукции (независимо от бренда), оказавшейся на прилавке. Таким образом, в призыве «верните советские бренды» может быть зашифрована просьба ужесточить контроль над агентами товарного рынка.

— Думаю, в основе такого запроса — желание получить контролируемые государственным надзором бренды, — предположил журналист, автор Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников. — Что-то типа советского ГОСТа. Тут не столько ностальгия по СССР (половина населения застала Советский Союз максимум в детском возрасте), сколько призыв к власти что-то сделать с качеством товаров.

Так, Пряников напомнил о регулярно обнаруживаемых фальсификатах на рынке продуктов питания. Журналист указывает, что в СССР старались следить за качеством товара: система борьбы с браком была выстроена достаточно тщательно — через гарантию возврата или ремонта. Бракоделы при этом несли ответственность.

Советские продукты остаются образцом качества для возрастных россиян

В то же время, Дмитрий Потапенко отметил: даже самые качественные советские марки оригинальными назвать нельзя.

— Давайте будем честны, бренд — это существенно больше, чем логотип, нарисованный за сто долларов. При советской власти не было брендов от слова совсем, — констатировал Потапенко. — Легендарное мороженое? Вы легко можете удостовериться в том, что советское мороженое привез Микоян с американской выставки. И так абсолютно во всём.

С ним согласен и Дмитрий Прокофьев. Экономист отмечает, что все популярные советские бытовые товары — радиоприемники, телевизоры, фены и стиральные машины — являлись относительно удачными копиями западных товаров. Более того, в обиход советских граждан эти копии внедрялись с ощутимым опозданием.

Качество произведенной советской промышленностью продукции при ближайшем рассмотрении также может не выдержать критики.

— Те, кто говорят о том, что вещи служили на протяжении нескольких поколений, видимо, хранят то, что купили их дедушки и бабушки, — отметил Прокофьев.

«Надежными эти вещи не были. На самом деле в СССР была колоссальная индустрия ремонта восстановления и спасения вещей»

— Потому что модельный ряд не менялся годами, качество было так себе, но позволить себе вторую такую покупку люди не могли. Телевизор стоил несколько сотен рублей (несколько месячных зарплат), покупка автомобиля — это вообще было на десятилетия.

Тем, кто с теплотой вспоминает советские марки, Прокофьев советует вспомнить о реалиях советского быта. Мнение респондента может кардинально измениться, если тот узнает, что такое ремонт советского автомобиля или уборка дома с советским пылесосом.

Даже в этом случае рецептура могла быть не оригинальной

Наконец, большие сомнения у Прокофьева вызывают мотивы тех, кто внедряет в повестку идеи о возвращении «ко всему советскому». Нередко оказывается, что проводники подобных инициатив сами вовсе не готовы разделить с соотечественниками плюсы и минусы советского быта.

— Люди играют в ту игру, которую им предлагает пропаганда: придумали волшебный Советский Союз с пивными реками в колбасных берегах. Самый лучший аргумент против этой истории — посмотреть на то, какими брендами пользуются те, кто заказывает всю эту «музыку СССР», — советует Прокофьев. — Они ездят на немецких люксовых автомобилях, носят швейцарские часы, пользуются американскими компьютерами и японской техникой. И никаких советских брендов в свою собственную жизнь возвращать не хотят.

Согласно опросу «Синергии», среди самых популярных брендов у россиян оказались автомобили «Москвич», «Волга», «Победа», холодильники «Орск» и велосипеды «Кама». Также респонденты считают целесообразным возродить бренды по выпуску еды и напитков, одежды и обуви, парфюмерии и бытовой химии и самолетов.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем