СЕЙЧАС +17°С
usd 99.27
eur 104.06
Все новости
Все новости

«А если рубль еще уронят?» Экономисты — о том, почему растут продажи авто и стоит ли покупать машину сейчас

По словам экспертов, процветать будет вторичный рынок и вырастет спрос на «китайцев»

Лидерами продаж считаются автомобили компании АВТОВАЗ

Поделиться

В России продажи новых легковых автомобилей в августе составили около 110 тысяч машин — по сравнению с прошлым годом показатели выросли в 2,6 раза. Спрос на легковушки в целом тоже увеличился — продали на 41% машин больше, чем в прошлом году. Об этом сообщает «Ъ» со ссылкой на «Автостат». В топе продаж — российская Lada и китайские Chery, Haval и Geely.

Поделиться

Мы поговорили с экономистами о том, почему растут продажи авто и стоит ли сейчас брать себе машину.

Почему растут продажи авто

Кандидат экономических наук и преподаватель РАНХиГС Николай Кульбака рассказал, что процесс закономерен — дело в отложенном спросе.

— Отложенный он в связи с подорожанием и с тем, что в прошлом году никто не покупал автомобили. Поэтому теперь стали больше покупать, но это всё не очень большие объемы в любом случае. Спрос всё еще остается небольшим. Прежде всего у людей мало денег, — заявил Кульбака.

— В прошлом году провал был вообще в несколько раз. Мы выровнялись по сравнению с прошлым годом, да, но сравнивать надо в динамике, а в динамике роста нет. У нас наоборот: по сравнению с трендом — падение. Мы очень долго будем восстанавливать свой рынок автомобилей, — добавил он.

Экономист и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объяснил, что происходящее на рынке авто называется оживлением, но, чтобы понять всю картину, следует сравнивать показатели с временами до коронавируса.

— В 2020 году мы имели крайне неорганизованный рынок. В 2021 году он восстанавливался весьма относительно, а в 2022 году у нас закрылись все почти автосборочные предприятия, кроме АВТОВАЗа и китайского Haval в Туле. С одной стороны, у нас были колоссальные логические трудности. С другой стороны, люди испытывали шок от развивающихся событий и не особо думали о смене автомобиля или о покупке нового. В силу общественного страха мотивация сбережения намного превысила мотивацию к потреблению, — поделился эксперт.

Так выглядит завод Haval в Туле

Так выглядит завод Haval в Туле

Поделиться

Кроме того, отметил Делягин, в стране значительно снизился уровень жизни — сильнее, чем по официальным оценкам. По словам экономиста, в сочетании с изменением потребительского поведения рынок сильно упал.

— Сейчас идет нормальное восстановление рынка. Как отметил министр экономического развития Решетников, импортозамещение в наше время — это не только замена импорта собственным производством, но и замена европейского и американского импорта на китайский. Может быть, скоро у нас появятся индийские или иранские машины, — предполагает экономист.

Поделиться

Почему Lada — лидер продаж

Николай Кульбака упомянул, что Lada и раньше была в списках лидеров продаж, хотя не могла конкурировать с дешевыми автомобилями из Европы.

— В общем-то, она и сейчас неконкурентоспособна, — продолжил эксперт. — Просто продажи немного выросли, когда ушли основные конкуренты. Кроме того, это же рост доли от общих продаж — абсолютное значение всё равно не очень большое (в августе, по данным «Автостата», продали около 29 тысяч авто. — Прим. ред.).

А по словам Михаила Делягина, лучше обратить внимание на долю российских комплектующих и оборудования в отечественных легковушках.

— Кроме, может, Lada Granta, если посмотреть на внутренности машин — российских деталей там очень мало, потому что сделали всё, чтобы уничтожить российскую промышленность по производству оборудования и комплектующих, — считает эксперт. — Но это самая дешевая машина. Понятно, что когда у людей нет денег, они покупают по принципу дешевизны. Те, у кого сохранились деньги, покупают китайские аналоги.

Стоимость Lada Granta начинается от 700 тысяч рублей

Стоимость Lada Granta начинается от 700 тысяч рублей

Поделиться

Как дела на вторичном рынке

Вторичный рынок намного сложнее, уточнил Николай Кульбака. По словам эксперта, в прошлом году люди не продавали свои автомобили, потому что не знали, какую цену указывать.

— Сейчас всё немного устаканилось, цены чуть-чуть успокоились, люди примерно стали понимать, по какой цене продавать свое авто. Поэтому вторичный рынок чувствует себя чуть получше. Скорее всего, вторичный рынок будет сильно развиваться, потому что будут вести б/у автомобиль, — полагает Кульбака.

Эксперт рассказал, что, скорее всего, в ближайшие несколько лет будут массово покупать китайские авто. Кроме того, многие захотят остаться на своих старых машинах как можно дольше.

— Если человек, скажем, раз в 3–4 года менял себе машину, то сейчас многие владельцы европейских или японских автомобилей не будут продавать их в ближайшие год-два. То есть они будут служить не 3 года, скажем, а 5–6 лет, — предположил экономист.

Покупать ли сейчас машину

Михаил Делягин уверен, что снижения цен ожидать не стоит — это требует глобальных изменений государственной политики.

— Если человек зарабатывает с помощью машины, то нужно брать сейчас, потому что, не дай бог, еще рубль уронят. А если машина для удобства, то для этого есть такси. Оно, конечно, подорожало после нового закона с 1 сентября, но пока не катастрофически, — считает эксперт.

А по мнению Николая Кульбаки, в сегодняшней ситуации нет универсальных рекомендаций — всё очень индивидуально.

— Во-первых, всегда надо понимать, зачем вам нужен автомобиль и что вы с ним хотите делать. Может быть, вам автомобиль не нужен и обойдетесь без него, — предположил экономист.

Ранее мы рассказывали, почему выросли цены на шаурму. Кроме того, почитайте, какие продукты подорожают в России в ближайшее время.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

По теме

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter