Власти Москвы с завидной регулярностью хвастаются, как развивают транспорт, обгоняя мировые столицы одну за другой.
— Москва — номер один с точки зрения улучшения ситуации с транспортом, — уверяет мэр города Сергей Собянин. — Мало кто в мире смог это сделать.
Тем не менее каждый день миллионы москвичей сталкиваются с проблемами во время поездок на общественном транспорте. Куча претензий есть у пассажиров МЦД и других направлений электричек, но не меньше страдают и люди в автобусах. На днях мы рассказывали, что творится на 913-м маршруте, где не все желающие могут втиснуться в салон. Эксперты говорят, что во многом это происходит из-за непродуманной работы чиновников мэрии.
— Если коротко, то Москва лихо избавилась от троллейбусов, решив заменить их электробусами, — объяснил транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Но, чтобы сохранить прежние интервалы, электробусов и водителей для них надо на 10–15% больше, чем троллейбусов или автобусов, потому что они тратят много времени на конечных остановках для подзарядки. Ну и у электробусов вместительность пассажиров меньше, чем у автобусов, хоть разница и не критичная.
Но власти уверены, что идут верной дорогой и продолжают вслед за троллейбусами избавляться от дизельных автобусов, увеличивая парк электробусов.
— В этом году городу поставят еще свыше 800 экологичных машин, — сообщили MSK1.RU в «Мосгортрансе». — Всего за шесть лет планируется, что в Москву придут 3,8 тысячи электробусов и их число составит 5,3 тысячи.
Планируется, что к 2030 году в Москве электробусы полностью заменят дизельные автобусы.
При этом Булгаков сомневается, что до 2030 года Москва сможет полностью избавиться от автобусов, заменив их электробусами.
— Я уверен, что у «Мосгортранса» будут еще закупки автобусов. Если не дизельных, то газовых, — сказал он.
Где взять столько водителей?
Мы уже рассказывали, что в российских городах большая нехватка водителей автобусов. В Москве дела обстоят получше, но дефицит кадров всё же есть.
— В случаях временной нехватки водителей на каком-либо из маршрутов водители и подвижной состав из других площадок филиала перераспределяются. Ведется также активная работа по формированию кадрового резерва и привлечению молодых специалистов, в том числе осуществляется взаимодействие с Корпоративным университетом Транспортного комплекса Москвы.
При необходимости на некоторых маршрутах водители автобусов и электробусов могут быть привлечены к сверхурочной работе.
Работа в сверхурочное время (в нерабочий праздничный или выходной день) оплачивается в размере двойной часовой тарифной ставки. В каждом филиале установлен строгий контроль за учетом сверхурочных часов, — рассказали в «Мосгортрансе».
В команде «Мосгортранса» около 25 тысяч высококвалифицированных специалистов, 14 тысяч из которых — водители, 2,5 тысячи — водители электробусов. Они работают в 5 филиалах на 25 эксплуатационных площадках.
Плюсы и минусы электробусов
Мэр Москвы Сергей Собянин и другие чиновники регулярно нахваливают электробусы рассказывая об их преимуществах. И это на самом деле транспорт модный.
— Современные электробусы российского производства повышают комфорт поездок пассажиров, во время движения эти машины тише автобусов, у них плавный ход, отсутствуют вибрации, — рассказали в «Мосгортрансе». — Для еще большего комфорта поездок в салоне каждого электробуса установлены медиаэкраны с информацией о маршруте, USB-слоты для зарядки мобильных устройств. Электробусы уже пользуются большим спросом у горожан, число поездок на них в будни превышает 500 тысяч. Вопрос закупки в столицу электробусов особо большого класса находится в стадии проработке.
И многие москвичи уже успели полюбить электробусы. В то же время есть у них и свои минусы.
— Москва столкнулась с проблемой под названием «собянизм головного мозга», — считает урбанист Андрей Мокеев. — Под видом «очищения» неба от проводов власти убили троллейбусы, заменив их частично на электробусы, частично на автобусы. В итоге москвичи, вместо полностью электрического транспорта, получили или коптящие дизельные автобусы (а в Москве и без них есть кому воздух попортить), или же новые электробусы, которые в холодное время года превращаются так же в коптящие установки, так как в них обогреватель работает от того же дизеля, а не от батарейки.
Нужно ли избавляться от автобусов в пользу электробусов?
Реально ли вернуть троллейбус?
Месяц назад в Москве электробусы сняли с трех магистральных маршрутов: м2 (Парк Победы — Владыкино), м3 (Серебряный Бор — проспект Буденного) и м9 (Рижский вокзал — МЦК ЗИЛ). Поползли слухи: у транспортников не хватает исправных машин.
— Я много раз говорил, что электробусы превратятся в тыкву из-за батареек, но не думал, что это случится настолько быстро, — поделился в своем Telegram-канале «Город для людей» урбанист Аркадий Гершман. — Думаю, производителям уже пора разрабатывать документацию на переделку электробусов в троллейбусы. Хотя команда Собянина вряд ли признает ошибку и вернет контактную сеть — скорее закупят новые дизельные автобусы и заменят ими.
КАМАЗ, который в том числе делает электробусы для Москвы, уже пообещал троллейбусы в этом году.
Вернуть троллейбусы в Москву после того, как уничтожили всю инфраструктуру сложно, но всё же можно. И, вероятно, уже в другом виде.
— Я вижу это только в том случае, если к Москве присоединить Химки и на основе химкинской троллейбусной сети развивать сеть на северо-западе, — поделился соображениями Булгаков. — То есть это будет очень локальная история. Потому что у водителей троллейбусов есть своя отдельная категория, в то время как у водителя автобусов категория D.
Теперь уже проще делать в Москве нормальную автобусную сеть, а не возвращать троллейбусы.
Напомним, в Москве в 2023 году сильно изменился общественный транспорт. В первую очередь — метро: открылось 14 новых станций, продлили уже действующие ветки, в том числе до аэропорта Внуково, и замкнулась Большая кольцевая линия. Не меньше изменений произошло и с транспортом, который перевозит пассажиров по земле и воде.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».